Спрос на факторы производства

Лекция 7. Рынки факторов производства

Антимонопольное регулирование

Правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных "правил игры" на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1890 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона, который был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики – ценовой дискриминации, формирования взаимопереплетающихся директоратов и т.д. Акт Селлера-Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона, в котором содержался запрет на слияние путем приобретения активов.

Механизм регулирования деятельности естественных монополий в России включает в себя: установление цен и тарифов; особый порядок формирования затрат; реформирование сферы естественной монополии; другие меры.

1. Спрос на факторы производства

2. Рынок труда. Заработная плата и занятость

3. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.

4. Рынок земли. Рента

 

Для рынков факторов производства свойственны те же самые законы ценообразования и производства, как и для рынков конечных продуктов. На рыках факторов производства могут присутствовать те же самые рыночные структуры: свободная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Однако рынки факторов производства всё же имеют свои особенности.

Спрос на факторы производства в отличие от потребительского спроса на товары и услуги является производным спросом – он зависит от объема производства фирмы и издержек на производственные факторы (таких, как ставка зарплаты).

Предположим, что фирма наняла определенное число рабочих и хочет знать, рентабельно ли нанять одного дополнительного рабочего. Наем этого дополнительного рабочего имеет смысл, если дополнительный доход от него больше, чем издержки на заработную плату. Дополнительный доход от добавочной единицы рабочей силы называется предельной доходностью труда и обозначается MRPL.

MRPL – это дополнительный объем выпуска продукции, получаемый от использования добавочной единицы труда, помноженный на дополнительный доход от дополнительной единицы выпуска продукции. Дополнительный объем производства выражается предельным продуктом труда МРL а дополнительный доход – предельным доходом MR. Таким образом: MRPL = МРL * MR. Для конкурентного рынка факторов производства это важное равенство принимает вид: MRPL = МРL * Р.

Верхняя кривая на рис. 15 представляет собой кривую MRPL для фирмы на конкурентном рынке готовой продукции. Нижняя кривая является кривой MRPL когда фирма обладает монопольной властью на рынке готовой продукции. Когда фирма имеет монопольную власть, она может снизить цену на готовую продукцию, чтобы увеличить объем реализации. В итоге предельный доход всегда меньше, чем цена (MR < P), и предельный доход снижается по мере увеличения выпуска продукции.

Рис. 15. Графическое изображение предельного дохода

 

Концепция предельной доходности продукта может быть применена к найму фирмой рабочих. Каким бы ни был рынок готовой продукции, предельная доходность продукта показывает, сколько фирма готова заплатить, чтобы нанять дополнительную рабочую силу. Пока MRPL больше тарифной ставки зарплаты, фирма будет нанимать дополнительную рабочую силу. Если предельная доходность продукта меньше, чем тарифная ставка зарплаты, фирме следует уволить часть рабочих. Только когда предельная доходность продукта равна сумме зарплаты, используемой фирмой, количество трудовых ресурсов будет максимизировать прибыль. Таким образом, максимизирующим прибыль условием является: MRPL = w