Эффект дохода и эффект замещения

«Падающий» характер кривой спроса, как мы знаем, отряжает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Увеличение спроса при понижении цены товара можно объяснить воздействием двух факторов: во-первых, если у товара х есть заменители, то при понижении цены данного товара покупатели охотнее начнут приобретать более дешевый товар х, чем его заменители. Считают, что подобное увеличение спроса товара х вызывается эффектом замещения; во-вторых, если товар х становится дешевле, то покупателю нужно тратить уже меньше денег на приобретение того же количества товара х. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные деньги он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара х. Говорят, что в таком случае количество потребляемого товара х возросло под воздействием эффекта дохода.

Рис. 9. Изменение спроса под воздействием

«эффекта замещения» и «эффекта дохода»

 

Проиллюстрируем воздействие этих двух эффектов на примере изменения спроса на яблоки (рис. 9.). Первоначальное количество яблок определяется в точке А касания бюджетной линии аb с соответствующей кривой безразличия IC1 при цене РA. Пусть цена яблок уменьшается. Воздействие понижения цены яблок на его спрос можно разбить на 2 этапа:

Воздействие «эффекта замещения». Если мы заменяем один товар другими, то мы не изменяем степень удовлетворения потребностей покупателя от использования всех этих товаров. Иначе говоря, при эффекте замещения бюджетная линия начинает скользить по той же кривой безразличия и занимает положение сd. В новой точке равновесия А1 цена и спрос имеют значения РA1 и q A1 .

Воздействие «эффекта дохода». Как мы знаем, увеличение дохода перемещает бюджетную линию параллельно вверх – вправо до положения ae. Точка А2 касания этой линии с соответствующей кривой безразличия даст нам искомое значение q A2 при уменьшении цены яблок.

Иными словами, при снижении цены яблок спрос сначала возрастает под воздействием «эффекта замещения», а затем – под влиянием «эффекта дохода».