Антициклическое регулирование.

Лекция 6

Кризис 2008 года.

Начался осенью 2008 года из-за ипотечной задолженности в США. Главная причина – потребление не по средствам.

В развитых странах Запада руководствовались идеями Кейнса и нагнетали спрос. Потребление увеличивалось, но случилось, что кредиторы по ипотеке не нашли средств, чтобы расплатится. Банки не могут кредитовать предприятия, не имея средств. Как следствие – падение производства во всех странах.

 

Сбои в экономическом цикле ведут к нарушению ритма производства, к большим материальным и социальным потерям, поэтому все государства уделяют большое внимание обеспечению преимущественно интенсивного типа экономического роста и антициклическому регулированию, тем самым, если не устраняя, то значительно уменьшая негативных последствий, вызванным сбоями в экономическом цикле.

Сегодня практически все страны не имеют возможности развиваться по экстенсивному типу экономического роста, как раньше.

В первые пятилетки СССР развивался по экстенсивному пути за счет привлечения трудовых ресурсов из села и создания промышленных предприятий. В последние годы примерно за счет того же бурно развивались Китай и Индия, где и сегодня достаточно много трудовых ресурсов, но недостаточно материальных ресурсов. Существует необходимость перехода на интенсивный путь экономического роста.

Сегодня экономический рост обеспечивается инвестициями и ростом производительности общественного труда, которую измеряют не отношением ВВП, национального дохода к живому труду, затраченному на их производство, а отношением предметов потребления к труду, затраченному на их производство. Такой подход объясняется тем, что предметы покидают производственную сферу после их производства и используются в личном потреблении, тогда как средства производства (оборудование, сырье, например) продолжают оставаться в сфере производства и в воспроизводственном процессе.

Само воспроизводство состоит из двух подразделений:

1) Производит только средства производства.

2) Производит предметы потребления, поступающие в личное потребление.

Внедрение новых технологий, как правило. Ведет к высвобождению рабочей силы, особенно во втором подразделении, причем труда высвобождается больше, когда техника более производительна и относительно недорога. Если же технические параметры новой техники невысоки, то живого труда высвобождается меньше, и продукт, произведенный на подобной технике, дорожает, а рост цен подталкивает инфляцию. Положение осложняется еще и тем, что, зачастую, для увеличения темпов экономического роста привлекаются чистые инвестиции, образуются новые рабочие места. Чистые инвестиции, как правило, характеризуют экстенсивный экономический рост.

Для обеспечения интенсивного экономического роста, развитые страны избегают вложения чистых инвестиций (инвестиций сверх того, что затрачено на замещение старого оборудования новым).

Сегодня развитые страны делают все для того, чтобы снижением затрат на производство во втором подразделении компенсировать неизбежный рост затрат на производство новой техники и технологий в первом подразделении общественного производства.

Первое подразделение очень затратно. Это объясняется тем, что, прежде чем создать новую технику или технологию, нужно затратить огромные средства на исследования, на создание новых образцов техники, ее проверку на производительность и иные параметры, а затем и на внедрение в производство. Именно эти затраты и должны быть компенсированы тем сокращением затрат, которое обеспечивается в случае внедрения новой техники во втором подразделении общественного производства.

Основное внимание развитых стран обращается на реновацию.
Реновация – замена старого оборудования на новое.
При этом новую технику стараются приспособить к старой производственной инфраструктуре. Все это называют стационарными инвестициями.

Чтобы новая техника была действительно высокопроизводительной, все страны Запада уделяют большое внимание развитию фундаментальной и прикладной наукам, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам. Уделяется внимание венчурным фирмам, и их достижения широко внедряются в производство.

Еще несколько лет назад широко применялась практика передачи предприятий в собственность его работникам. Но в последнее время от этого отказались, т.к. оказалось, что производительность труда ничем не отличалось от частнособственнического предприятия. Также осознали, что производительность труда и ее рост могут иметь место только тогда, когда работник получает приличное вознаграждение за труд.

Сегодня Россия также стала на путь инновационного развития, который подробно прописан в программе «2020».

Все государства мира сегодня уделяют внимание антициклическому регулированию. Поскольку причины цикличности производства различны, меры антициклического регулирования также различаются. Представители разных экономических школ ориентируются на разные меры преодоления цикличности.

Классическая школа, опираясь на предложение, предлагает преодолевать цикличность через деньги и кредит. Кейнсианство, опираясь на спрос, предлагает делать это через налоги и увеличение государственных расходов. Обе школы признают огромную роль государства в антициклическом регулировании. Главная задача такого регулирования – предотвращение кризисов, для чего используются кредитно-денежные отношения, бюджетно-налоговые меры.

В период перегрева экономики, на стадии подъема, повышаются ставки налога, процент за кредит, сокращаются государственные расходы и государственные капиталовложения в экономику. Вместе с этим замедляются темпы экономического роста, сокращается объем производства.

В период депрессии (кризиса) все происходит наоборот: деньги дешевеют, государственные вложения в экономику увеличиваются, темпы экономического роста и объемы производства также увеличиваются.

Проводя антициклические мероприятия, государство стремится достичь оптимума в достижении противоположных целей: предотвращать спад производства и рост безработицы, не увеличивая темпы инфляции.

Монетаристы исходят из того, что рыночный механизм сам устраняет все негативные последствия и сбои в течение цикла. Вмешательство государства в регулирование цикла исключается. В то же время монетаристы полагают. Что государство должно создавать условия для того, чтобы фирмы с меньшими потерями проходили фазы депрессии и кризиса. Т.е. государство должно способствовать тому, чтобы неконкурентоспособные предприятия быстро устранялись из сферы производства, а конкурентоспособные предприятия быстро развивались и становились полноправными субъектами рынка.

Несмотря на различие взглядов, эти школы практически не отличаются как характером. Так и инструментами антициклического регулирования. Рецепты каждой из школ успешно применяются.