График №1

Совокупный спрос.

Совокупный спрос. Совокупное предложение. Общее экономическое равновесие.

Лекция 2.

1)Совокупный спрос и совокупное предложение.

2)Общее экономическое равновесие.

1) Множество локальных рынков образуют макрорынок. Здесь присутствуют совокупный производитель и совокупный потребитель. Непростые отношения между продавцом и покупателем, потребителем и производителем, на макрорынке еще более осложняются, т.к. проявляются две противоположные тенденции:

А) Тенденция к постоянному изменению развития рыночных отношений.

Б) Тенденция к сохранению равновесия, равенства между производством и потреблением, предполагающая, что весь национальный произведенный продукт должен быть реализован. Для этого населения фирмы должны иметь достаточно средств.

Кроме этого на макрорынке действуют силы, неподвластные совокупному производителю и совокупному потребителю. Анализ процессов, происходящих на макрорынке, обычно начинают с совокупного спроса.

На графике кривая спроса выражает обратную зависимость уровнем цен и реальным объемом национального производства. Она имеет вид, идентичный кривой спроса на рынке одного товара, однако причины, по которым эта кривая выглядит так, совершенно другие. Если на рынке одного товара вид кривой обусловлен эффектами дохода и замещения (постоянный денежный доход потребителя позволяет ему приобрести большее количество товара, в случае падения цен на него, и заместить этим товаром другие, более дорогие), то вид кривой совокупного спроса обуславливают:

А) Эффект процентной ставки.
С ростом цен увеличивается спрос на деньги, и, при постоянной денежной массе, растет процент (процентная ставка – цена денег на денежном рынке). Рост процента вынуждает потребителей сокращать свои расходы, что вызывает уменьшение объемов национального производства. Т.е. есть смысл взять кредит под 7%, если это принесет прибыть в 10%.

 

 

Б) Эффект богатства (эффект кассовых остатков).

С ростом цен покупательная способность денежных активов, акций и других ценных бумаг, снижается. Население становится беднее и снижает свои расходы на покупку товаров (в особенности дорогих, длительного пользования) и услуг. Вместе с этим сокращается объем национального производства.

В) Эффект импортных закупок.
Предполагается, что существует обратная зависимость между изменением уровня цен в одной стране по отношению к другим странам. Поэтому изменяется величина чистого экспорта в совокупном спросе. При повышении цен на внутреннем рынке, величина импорта более дешевых зарубежных товаров возрастает, а совокупный спрос на отечественные товары уменьшается вместе с объемом национального производства.

Т.е. всякое изменение цен ведет либо к увеличению, либо к уменьшению объемов национального производства.

На макрорынке, как и на рынке одного товара, вместе с ценовыми факторами на спрос действуют и неценовые факторы:

А) Изменения в потребительских расходах.

Б) Изменения в инвестиционных расходах.

В) Изменения в государственных расходах.

Г) Изменения в расходах на чистый экспорт.

Каждая из этих статей расходов включает в себя множество неценовых факторов, влияющих на совокупный спрос, в частности благосостояние потребителей, ожидание потребителей, задолженность потребителей по кредитам и другим видом займов, налоги. Благосостояние потребителей падает из-за уменьшения стоимости финансовых и других активов, земли и другой недвижимости. В этих условиях собственники увеличивают сбережения, стремясь поддержать свое благосостояние. Вместе с этим уменьшается совокупный спрос и объемы национального производства. Прогнозы на будущее так же влияют на совокупный спрос. Налоги тоже оказывают влияния на совокупный спрос и объемы национального производства не в меньшей степени.

Всякое изменение спроса на отечественные товары за рубежом увеличивает экспорт, совокупный спрос на товары в отечестве и за рубежом и, следовательно, рост объемов национального производства. Как и на рынке одного товара, изменение величины совокупного спроса идет по кривой, а изменение спроса (просто спроса), благодаря неценовым факторам, происходит вправо-вверх и влево-вниз.