Тема 4. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Совершенно конкурентная фирма производит такой объем продукции, при котором средние постоянные издержки равны 10, средние переменные издержки – 20. Рыночная цена продукта составляет 25. Как поступит рациональный предприниматель в краткосрочном периоде? В долгосрочном периоде? При каком объеме производства предельная выручка конкурентной фирмы равна 15, а предельные издержки – 13. Как следует поступить рациональному предпринимателю, максимизирующему прибыль (минимизирующему прибыль)?

2. При равновесном объеме производства 30 единиц средние издержки фирмы равны 20, предельные издержки – 25. Определите размеры прибыли (убытков), которые реализуются фирмой.

3. Предельные издержки фирмы равны 6Q – 20, предельный доход равен 60 – 4Q, где Q – количество выпускаемой продукции.

Сколько единиц продукции должна выпускать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль?

4. Предельные издержки производства десяти единиц продукции – 9 долл., предельный доход – 18 долл.

Какое количество продукции будет выпускать фирма, максимизируя свою прибыль, если с выпуском каждой последующей единицы продукции предельные издержки возрастают на 1 долл., а предельный доход снижается на 2 долл.?

5. Предельные издержки фирмы – 20 долл., валовой доход – 100 долл. Какое количество продукции будет выпускать фирма, максимизируя свою прибыль, если с выпуском каждой последующей единицы продукции предельные издержки возрастают на 1 долл., а предельный доход снижается на 2 долл.?

6. Если цена на продукцию фирмы превышает ее предельный доход, а предельный доход – предельные издержки, то в целях максимизации прибыли фирма должна:

а) снизить цену и сократить выпуск;

б) уменьшить цену и увеличить выпуск;

в) сократить выпуск;

г) увеличить выпуск;

д) повысить цену.

Укажите правильный ответ.

7. Общий доход монополии = 1000Q – 10Q2. Предельные издержки = 100 + 10Q. Какой объем продукции будет выпускать монополия, стремящаяся максимизировать прибыль? По какой цене будет продаваться эта продукция?

8. Монополист выпускает и продает такой объем продукции, при котором предельный доход равен 180, предельные издержки – 100, а средние издержки – 200. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна.

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и увеличить объем выпуска;

д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

Учебник: Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под ред. Г.П.Журавлевой. М.: «Дашков и К», 2007, Гл. 21, стр. 573-601

Монополистическая конкуренция

Рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции — это неценовые методы — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Олигополия

Олигополия(от греч. олиго — немногие и полео — продаю) — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

По типу продукции различают чистую олигополию — олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. С другой стороны, поведение этих фирм влияет на поведение данного конкурента.