Экономический вред монополизации рынков
Определение степени монополизации рынка
Типы монополий
Искусственная монополия— монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.
Естественная монополия.Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких ( водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию -состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.
Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Временная монополия,порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.
Государственная монополия,базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег,производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.
Случайная монополия — результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.
Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела—Хиршмана (ИХХ):
ИХХ =∑ Xi²
где Xi — доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыночного предложения);
i — число фирм на рынке.
Фирмы, доминирующие на рынке могут:
- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
- «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;
- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества(выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).
Антимонопольная деятельность государства
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией | Административные меры, направленные на демонополизацию рынков |
- поощрение создания товаров-заменителей; - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение сов местных предприятий, зон свободной торговли; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). | - запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен; - запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; - принудительная демонополизация (дробление); -установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности. |