Экономический вред монополизации рынков

Определение степени монополизации рынка

Типы монополий

Искусственная монополия— монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия.Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких ( водо-, газо-, элек­троснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию -состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.

Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монопо­лией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия,порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе моно­польного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Та­кая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия,базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег,производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.

Случайная монополия — результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела—Хиршмана (ИХХ):

ИХХ =∑ Xi²

где Xi — доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыноч­ного предложения);

i — число фирм на рынке.

Фирмы, доминирующие на рынке могут:

- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

- «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества(выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

Антимонопольная деятельность государства

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией Административные меры, направленные на демонополизацию рынков
- поощрение создания товаров-заменителей; - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение сов местных предприятий, зон свободной торговли; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). - запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен; - запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; - принудительная демонополизация (дробление); -установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.