V школа. Маржинализм (от лат. margo (marginis) — край)
IV школа. Марксизм
III школа. Классическая школа
Основоположник: Адам Смит.
Вклад Адама Смита в экономику:
· трудовая теория стоимости (экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.)
· описал основы конкуренции
· ввёл основные экономические термины
Основная идея: стоимости создаются трудом.
Это направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.
Основная теория: теория прибавочной стоимости.
Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал».
В рамках теории прибавочной стоимости, Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости — как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда — сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.
По теории Маркса, прибавочная стоимость проявляется в своих особых формах: предпринимательская прибыль, проценты, рента, налоги, акцизы, пошлина, то есть как уже распределённая между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли.
Прибавочная стоимость, по Марксу, создаётся исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Она существует при любом производстве и служит источником налогов и накопления. Но лишь при капитализме она получает своё окончательное развитие в форме прибыли, которая становится самостоятельной целью производства.
Маркс делил прибавочную стоимость на:
· абсолютную: создаётся путём удлинения рабочего дня
· относительную: возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени, что приводит к изменению соотношения времени между необходимым и прибавочным трудом в рамках того же самого рабочего дня
Это направление в экономической науке, которое исследует предельные величины: предельная полезность, предельная производительность и т.п.
Основателями школы являются Карл Менгер, Уильям Джевонс и Леон Вальрас.
Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования.
Важнейшие элементы маржинализма:
· использование предельных величин.
· субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.
· гедонизм (удовольствие является высшим благом и целью жизни) хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.
· статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.
· ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.
· восприятие рыночной экономики как равновесной системы.