Вопрос 1. Инвестиции: понятие, сущность
ТЕСТЫ
Виды равновесия
В зависимости от времени, имеющегося в распоряжении продавца (производителя), и соответственно характера эластичности предложения различают:
- мгновенное равновесие. Ситуация на рынке, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, предложение оказывается совершенно неэластичным. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной;
- краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей и за счет этого увеличить предложение. Оно станет более эластичным, соответственно рыночное равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного равновесия;
- долгосрочное равновесие. Оно достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм, а также соответствующего перераспределения ресурсов. Эластичность предложения повысится. Равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия.
Цены долгосрочного равновесия носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.
1. Закон спроса устанавливает:
а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;
б) прямую зависимость цены от величины спроса;
в) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;
г) обратную зависимость цены от величины спроса.
2. Обратная зависимость между ценой и спросом объясняется:
а) законом убывающей отдачи;
б) эффектом дохода;
в) эффектом замещения;
г) законом возрастания вмененных издержек производства.
3. Кривая спроса на товар сместится вправо, если:
а) продукт стал более модным («эффект присоединения к большинству»);
б) цена на товар-заменитель снижается;
в) происходит быстрый рост численности населения;
г) потребители ожидают снижения цен.
4. Спрос на товар возрастает, если:
а) цена товара-заменителя упадет;
б) цена товара-заменителя возрастет;
в) цена дополняющего товара возрастет;
г) цена дополняющего товара упадет.
5. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен отношению изменения:
а) спроса на данный товар к изменению цены другого товара;
б) цены товара к изменению спроса;
в) спроса к изменению цены;
г) спроса к изменению дохода.
6. Если коэффициент эластичности спроса равен нулю, то спрос:
а) эластичен;
б) неэластичен;
в) совершенно неэластичен;
г) совершенно эластичен.
7. Эластичность спроса на товар выше, если:
а) заменителей много;
б) заменителей мало;
в) это товар первой необходимости;
г) это предмет роскоши.
8. Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение:
а) цены одного товара в связи с изменением цены другого товара;
б) величины спроса одного товара в связи с изменением цены другого товара;
в) цены одного товара в связи с изменением спроса на другой товар;
г) спроса на товар в связи с изменением его цены.
9. Если коэффициент эластичности по доходу меньше 0, то товары:
а) взаимозаменяемые;
б) взаимодополняющие;
в) низкокачественные;
г) качественные.
10. Закон предложения выражает:
а) обратную связь между ценой и предложением;
б) прямую связь между ценой и предложением;
в) обратную связь между ценой и спросом;
г) прямую связь между предложением и издержками производства.
11. Положение кривой предложения не изменится, если:
а) цена товара возрастет;
б) цена товара упадет;
в) издержки производства возрастут;
г) издержки производства упадут.
12. Эластичность предложения характеризует отношение изменения:
а) спроса к изменению цены;
б) предложения к изменению дохода;
в) предложения данного товара к изменению цены другого товара;
г) предложения к изменению цены товара.
13. Предложение эластично, если коэффициент эластичности:
а) больше 1;
б) меньше 1;
в) равен 1;
г) равен 0;
д) равен бесконечности.
14. Эластичность предложения зависит от:
а) спроса на товар;
б) цены товара;
в) способности товара к хранению;
г) времени, необходимого для изменения объема производства.
15. Рынок находится в равновесии, если:
а) предложение больше спроса;
б) спрос больше предложения;
в) спрос равен предложению;
г) рыночная цена выше цены равновесия.
16. Равновесная цена и равновесный объем возрастут, если:
а) спрос уменьшится, а предложение останется неизменным;
б) предложение увеличится, а спрос останется неизменным;
в) предложение уменьшится, а спрос останется неизменным;
г) спрос увеличится, а предложение останется неизменным.
17. Сокращение спроса при постоянстве предложения приведет к:
а) снижению равновесной цены и равновесного объема;
б) снижению равновесной цены и возрастанию равновесного объема;
в) росту равновесной цены и равновесного объема;
г) росту равновесной цены и снижению равновесного объема.
18. Равновесная рыночная цена понижается, если:
а) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;
б) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;
в) спрос увеличивается, а предложение остается неизменным;
г) предложение сокращается, а спрос остается неизменным.
Существуют различные подходы к определению понятия «инвестиции». Это обусловлено спецификой конкретных этапов историко-экономического развития страны.
В советской экономике термин не использовался, использовалось понятие «капитальные вложения». Он был введен после 80-х гг. из зарубежной литературы. В настоящее время рассматривается 2 тождественных понятия – «инвестиции» и «капитальные вложения».
Экономическая сущность инвестиций определялась 2-мя подходами: затратный метод (затратное воспроизводство, где производство на 1-м месте) и ресурсный (финансовые средства для вложения). Оба метода имели следующие недостатки:
1) статичность;
2) выделение 1-го какого-либо элемента (либо отдельно затраты, либо отдельно ресурсы);
3) приоритет отдельной стадии оборота средств (либо отдельно производство, либо финансовая сторона).
В западной экономической литературе все понятия «инвестиций» имеют общее получение инвестором дохода.
Также выделяют 2 стороны инвестиций:
1) ресурсы с целью накопления дохода;
2) вложение (использование) ресурсов, обеспечивающих прирост капитала.
Инвестиции –денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, а также технологии, машины, оборудование, лицензии, товарные знаки и иное имущество, имущественные права, а также интеллектуальные ценности, которые вкладываются в объекты предприятий и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального или иного вида эффекта (ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22 от 02.01.2000 г.).
Инвестиции(англ. invests – вложения) – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые юридическими и физическими лицами в объекты предпринимательства и другие виды деятельности в целях получения дохода и достижения положительного социального эффекта.
Инвестиции – это процесс взаимодействия 2-х или более сторон.
В современной литературе принято считать этот процесс использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов с целью выгодного размещения капитала; в результате размещения капитала образуются накопления, которые предшествуют инвестициям и являются их источником.