Основы методологии ценообразования.

Методология ценообразования – это совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования; определения и обоснования цен; формирования системы цен и управления ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются и не зависят от того, кто устанавливает цены и на какой срок. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны. Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой – они существенно различаются.

На основе методологии разрабатывается его стратегия, а методики содержат конкретные рекомендации и средства для реализации этой стратегии. Они объединяют целый ряд методов формирования цен.

Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами. Принципы – это постоянно действующие основные положения; характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшие принципы ценообразования:

1) научная обоснованность цен;

2) целевая направленность цен;

3) непрерывность процесса ценообразования;

4) единство процесса ценообразования и контроля соблюдения цен.

Рассмотрим эти принципы.

Принцип научной обоснованности цен состоит в необходимости использования в ценообразовании основных экономических законов рыночной экономики: закона стоимости и закона спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявлять тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров.

Научная обоснованность цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при установлении цен, которое требует обширной и разнообразной информации, и, прежде всего, экономической.

Второй принцип – целевая направленность цен, требующая четкого определения приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. В дальнейшем целевые приоритеты и целевая направленность цен меняются на каждом этапе развития экономики.

Например, при освоении новых изделий, а также изделий более высокого качества, устанавливаются более высокие цены, обеспечивающие максимальную прибыль, до последующего расширения производства этой продукции.

Третий принцип – непрерывность процесса ценообразования. Процесс ценообразования динамичен, непрерывен. Это проявляется в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена. Кроме того, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет все более динамичным.

Четвертый принцип – единство процесса ценообразования и контроля соблюдения цен основан на том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция предприятий монополистов, услуги транспорта, связи, тарифы на коммунальные услуги.

Такой контроль осуществляется и по тем товарам, по которым действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством, общих для всех принципов и правил ценообразования.

В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации, допустившие эти нарушения, налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).

Различают два вида контроля.

1. Государственный контроль. Его осуществляют государственные органы ценообразования – федеральные и региональные (комитет по ценам, а также государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли в центре и на местах).

Органы по ценообразованию обеспечивают наблюдение за ценами совместно с государственными органами статистики, проводят проверки действующих и декларируемых цен, налагают административные штрафы в случаях выявления нарушений по ценам.

В ходе проведения проверок сумма незаконно полученной выручки и штраф в таком же размере взыскиваются органами ценообразованияили перечисляются самостоятельно на основании решения органов по ценообразованию.

К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

— превышение установленных, фиксированных и предельных цен на продукцию, товары и услуги;

— превышение предельных уровней рентабельности, размера снабженческо-сбытовых и торговых наценок, завышение или занижение согласованных скидок на продукцию, если такое право регулирования представляется органам государственной власти;

— нарушение порядка декларирования цен;

— включение затрат в себестоимость продукции, товаров, услуг, не предусмотренных действующими нормативными документами;

— применение цен, согласованных на комплектацию продукции при поставке некомплектной продукции и др.

2. Общественный контроль. Проводится обществами потребителей. Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено право общественных организаций и потребителей контролировать цены

Тема 2. Система цен и их классификация.