БИРЖЕВОЙ ТОВАР.

Таблица 8.1 Журнал учета поручений

 

Дата и время № поручения клиента Вид и срок исполне- ния контракта Количество Заказ принял Исполнение заявки Отметка о снятии заявки
Время и дата контракт Количество Подпись
Вид и срок поставки Цена Дата и время Подпись
                       
                       

 

 

Каждое поручение клиента должно исполняться индивидуаль­но. Запрещается объединять для исполнения несколько сходных поручений в одно. При исполнении поручения брокер не вправе разглашать имени клиента и номер его клиентского счета.

Если поручение клиента вступает в конкуренцию с собствен­ными намерениями брокера, то он обязан сначала выполнить по­ручения клиента.

Брокер обязан точно и своевременно информировать клиен­та о совершенных по его поручению сделках и текущих бирже­вых ценах. Сознательное искажение брокером направляемой кли­енту информации, а также предоставление заведомо ложных све­дений является нарушением правил биржевой торговли и основанием для отстранения брокера от участия в биржевой тор­говле.

 

Исполнив поручение, брокер обязан в трехдневный срок пред­ставить отчет брокера,в котором он указывает количество това­ра, цену за единицу товара и стоимость товара. Если клиент со­гласен с отчетом, то он обязан в трехдневный срок оплатить бро­керу вознаграждение за исполненное поручение. Если имеются возражения, то клиент обязан в десятидневный срок с момента получения отчета сообщить о них брокеру.

 

9.5. Условия расчета между брокером и клиентом, вознаграждение брокера.

 

Брокерские фирмы получают доходы из следующих источников:

 

• брокерское вознаграждение (от 3 до 10% стоимости сделки, иногда больше 10%); при установлении процента брокерского вознаграждения большую роль играет специфика товара (каче­ство и количество, разовая или регулярная поставка и другие факторы), особенности клиента (постоянный или разовый; вла­делец товара или посредник и т.д.); размер комиссионных явля­ется предметом переговоров между клиентами и брокерскими фирмами;

• информационное обслуживание клиентов (предоставление биржевой информации, анализ экономического состояния инте­ресующего клиента рынка);

• поручительство за платежеспособность покупателя, кото­рое берет на себя брокер (делькреде);

• проценты с сумм наличных средств на счетах клиентов;

• Другие источники.

Система оплаты труда брокеров в каждой брокерской фирме может быть различной: фиксированный оклад; оклад плюс премии; оклад плюс процент от дохода фирмы по сделкам; только процент от комиссионных, получаемых фирмой.

фиксированный оклад без дополнительных премий применя­ется достаточно редко. Он может применяться для оплаты труда брокеров, работающих по испытательному сроку.

Оклад плюс премия применяется чаще, но при этом размер премии связан с доходами брокерской фирмы и в большой степени зависит от желания руководителя.

Рассмотренные системы являются невыгодными для брокера и не стимулируют его увеличивать количество заключаемых сделок.

При оплате труда по третьей системе брокер, кроме оклада, получает процент от дохода фирмы по сделкам, заключенным данным брокером. Процент может зависеть от статуса брокера в фирме, стажа работы, объема сделок и т.д.

Наконец, брокеры могут работать только на проценте от ко­миссионных, получаемых фирмой.

Как уже отмечалось, после заключения биржевых сделок брокерские фирмы получают доход в виде комиссионных, большая часть которых (около 90-95%) идет на покрытие расходов, свя­занных с издержками биржевых сделок и операционными расхо­дами. К расходным статьям, связанным со сделкой, относятся комиссионные, выплачиваемые исполнителям счетов клиентов, брокерское вознаграждение, биржевой и клиринговый сборы. Кроме указанных расходов, связанных со сделками, брокерские Фирмы имеют другие операционные расходы. Крупнейшими статьями расходов являются расходы на персонал, расходы на связь и аренду. Чуть меньше расходы у брокерской фирмы на рекламу, расходы по офису, юридические и бухгалтерские услуги и др.

9.6. Ответственность сторон.

В договоре указывается, что клиент поручает, а брокер обязуется заключить от своего имени для клиента сделку по купле-продаже товара определенного наименования, количества и качества. Указываются местонахождение, срок поставки, порядок и форма оплаты за товар.

В соответствии с договором комиссии брокер приобретает права и несет обязанности стороны по договору. В случае нарушения третьим лицом сделки, заключенной с ним брокером, бро­кер обязан без промедления уведомить об этом клиента, собрать и обеспечить необходимые доказательства.

Брокерская фирма должна иметь определенные гарантии от клиента, которые зависят от того, в качестве кого выступает кли­ент (продавца или покупателя). Если клиент является продавцом, то он должен гарантировать наличие у него товара, который бу­дет являться объектом сделки на бирже. Поэтому к договору по­ручения клиент обязан представить складскую расписку о нали­чии товара (варрант) или транспортный документ, удостоверяю­щий его отгрузку. Если клиент выступает в роли покупателя, то он должен гарантировать свою платежеспособность. Гарантией оплаты товара может выступать гарантия банка на оплату това­ра; справка, заверенная банком о наличии средств на расчетном счете клиента, гарантийный взнос.

10.1. Биржевой товар, его характеристика.

Исторически сложилось, что торговля на биржах ведется по ог­раниченному числу наименований товаров, так как не всякий товар пригоден для биржевой торговли. В России согласно Зако­ну РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» биржевой то­вар- это «...не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на ука­занный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле».

Каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, выставляемых на торги. Номенклатура биржевых това­ров с годами меняется, однако ко всем товарам, продаваемым через биржу, предъявляются установленные практикой биржевой торговли требования, позволяющие определить их принадлеж­ность к биржевым.

Их количество и ассортимент постоянно изменяется. Если в конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров, то на сегодня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно обращаются на бирже.
Чем вызван выбор того или иного товара? Последний должен обладать определенным набором качеств. Во-первых, он должен соответствовать определенным стандартам по количеству и качеству. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, колебаться в зависимости от погодных или других условий. В-третьих, товар должен дробиться и быть транспортабельным. Все обращающиеся на бирже товары можно условно разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена маслиничных культур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа - промышленное сырье и продукция ее переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы. Следует отметить, что на товарной бирже вместе с контрактами на обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги, в том числе государственные облигации, акции акционерных банков, акции производственных акционерных обществ, депозитные банковские сертификаты.

10.2. Требования, предъявляемые к биржевому товару.

Требованием, предъявляемым к биржевым това­рам, является их массовость,т. е. товар не должен быть моно­польным ни в производстве, ни в потреблении. Сосредоточение на бирже большой численности продавцов и покупателей в одно время позволяет организовать массовую реализацию продукции, унифицированную в соответствии с биржевыми стандартами. Это дает возможность наиболее правильно устанавливать спрос и предложение, а следовательно, способствует формированию ре­альных рыночных цен. Что касается производства, то уникаль­ная продукция единственного производителя, готовая продукция не должны допускаться на биржу, так как увеличение или умень­шение их производства во многом зависит от воли производите­ля, который тем самым может манипулировать ценой. А ведь требование свободного ценообразованияявляется еще одним не­обходимым условием для биржевого товара. Цены на биржевые товары должны свободно устанавливаться в соответствии со спро­сом и предложением, а также иными факторами (экономически­ми, политическими, социальными, форс-мажорными), происхо­дящими по самым различным причинам.

Очевидно, что перечисленным выше требованиям отвечают прежде всего сельскохозяйственные и лесные товары, продукты их переработки, а также сырьевые товары и полуфабрикаты про­мышленного назначения. Вообще, в идеале биржевым должен быть тот товар, который прошел лишь первичную переработку, т.е. сырье или полуфабрикат.

Ценные бумаги также являются классическим биржевым то­варом, в чем легко убедиться, если проанализировать требования, которым должен соответствовать биржевой товар. К основным ха­рактеристикам ценных бумаг следует отнести их массовость, стан­дартность и взаимозаменяемость. Ценные бумаги эмитируются Широким числом акционерных обществ, предприятий и органи­заций, что делает их достаточно массовыми. Кроме того, эми­тированные ценные бумаги должны соответствовать требованиями и параметрам, предусмотренным действующим законодательством, что делает их стандартными и взаимозаменяемыми в пределах определенных групп и видов.

Ценные бумаги, обращающиеся на бирже, обладают еще од­ним свойством, а именно - колебания цен на эти бумаги должны быть постоянными и минимальными.

Следует отметить, что на бирже обращаются далеко не все цен­ные бумаги, а лишь «отборные», за качество которых биржа наря­ду с эмитентом несет ответственность перед инвесторами.

Валюта является своеобразным товаром, но и для этого бир­жевого товара выполняются все требования, предъявляемые к нему.

10.3 Стандартизация товара и её значение в биржевой практике.

Так как биржевая торговля в основном ведется в отсутствие товаров как таковых (по образцам, пробам, биржевым стандар­там), на всех товарных биржах обеспечивается максимальная стандартизация.Прежде всего это стандартизация по качеству» количеству, условиям хранения, транспортировке товаров, а так­же по срокам исполнения контрактов.

Как известно, качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. К ка­честву биржевого товара предъявляются особые требования, по­этому на фьючерсных биржах и биржах реального товара прави­лами устанавливается базисное качество товара, которое обыч­но соответствует наиболее распространенному сорту или марке товара. Все остальные марки градуируются по степени содержа­ния полезного эффекта. Базисный сорт и его характеристики представляют собой своеобразную биржевую пробу, которая не нуждается в непосредственном предъявлении. Цена же базисно­го сорта служит ключом для выражения цены остальных. Цено­вые коэффициенты за различную сортность позволяют экономи­чески выразить отличия больших масс товаров, неодинаковых по своим природным признакам. Если товар на торгах отличает­ся по качеству от стандартного (базисного), то применяется так называемое правило дифференцирования товара по уровню ка­чества с соответствующими доплатами или скидками с цены.

На биржах большое внимание также уделяется информации о качестве товара. Наиболее полную и достоверную информа­цию содержат стандарты вида технических условий, применение которых значительно облегчает подготовку к биржевым торгам. Существует и рекламная информация в виде словесной характе­ристики качества продукции, которая преследует цель показать основные преимущества товара по сравнению с аналогичными. Тем не менее такой информации недостаточно, так как биржа несет ответственность не за информацию о товаре, а за сам то­вар. Представление о товаре и независимую оценку качества то­вара дает сертификат. Любая биржа заинтересована в торговле сертифицированным товаром, потому что это является дополни­тельной гарантией успешного использования купленного това­ра. Биржи, особенно международные, стараются создать режим максимального благоприятствования сертифицированным това­рам, а некоторые предлагают в качестве услуги проведение сер­тификации товаров, выставляемых на торги.

Естественным продолжением процесса качественной стандар­тизации является взаимозаменяемость,сущность которой состоит в том, что современные биржевые сделки возможны только при условии идентичности товара по составу, свойствам, виду и Ячеству упаковки, а также маркировки и величины партии. Таким образом, взаимозаменяемость предусматривает возможность обезличивания товара. Это достигается сведением своеобразных признаков товара к базисному сорту с помощью множительных коэффициентов, что делает все сорта одинаковыми (безличными)

Биржевой стандарт охватывает и такое требование, как ко­личество товара, предлагаемого для купли-продажи. На биржах наличного товара его поставляют в строго определенных разме­рах и продают в виде биржевых единиц, соответствующих либо вместимости транспортного средства (например, вместимость вагона, баржи и т. п.), либо места по объему и массе. Фактичес­кая величина продажи, называемая партией, должна быть чис­лом, кратным биржевой единице, причем используются сложив­шиеся единицы измерения.

Для правильного установления единицы измерения проводят специальные исследования. Это означает, что сами партии това­ра не могут устанавливаться продавцом или покупателем произ­вольно. Отсюда следует важный вывод: и производитель, и по­требитель заранее планируют поставить и заказать четко обозна­ченные величины продукции, т. е. оптимизируют масштабы производства и потребления, и тем самым уменьшают капиталь­ные, трудовые и прочие затраты. Но главное последствие стан­дартизации количественной стороны биржевой торговли заклю­чается в демонополизации спроса и предложения товаров. Под демонополизацией понимается бессмысленность производства и потребления некратных биржевой единице партий, а следователь­но, невозможность выдвижения особых требований с обеих сто­рон по количеству, а отсюда - и по цене.

Количественная и качественная стандартизация действует на предторговой стадии и подготавливает движение товара на бирже.

Для активизации оборота биржи концентрируют торговлю таким образом, чтобы товар поставлялся лишь в определенные месяцы, например, для сельскохозяйственных товаров выбор ме­сяца поставки связан со сбором урожая, а для других товаров может быть выбран любой месяц поставки.

Биржевой стандарт предусматривает также право продавца на выбор места поставки, так как покупатели должны четко знать, где будет проводиться сдача-приемка товара по контракту. Со­гласно правилам, биржи разрешают продавцам поставлять то­вар только в те места, где это предписано. Это могут быть склады, элеваторы, банки, заключившие специальные соглашения с биржей и отвечающие определенным требованиям.

Таким образом, стандартизация позволяет систематизировать биржевой товар по крупным качественным партиям, что значи­тельно упрощает биржевые операции. Считается, что стандарти­зация образует главный признак подлинно биржевого товара.

 

10.4. Объекты биржевой торговли и их характеристика.

В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых това­ров насчитывалось более 200 наименований, а в настоящее время объектом биржевой торговли являются примерно 70 видов това­ров. В мировой практике выделяются следующие основные клас­сы биржевых товаров:

• вещественные биржевые товары;

• ценные бумаги;

• иностранная валюта;

• индексы биржевых цен;

• процентные ставки по государственным облигациям. Номенклатура вещественных биржевых товаров традицион­но состоит из двух основных групп:

а) сельскохозяйственных и лесных товаров и продуктов их переработки (около 50 видов);

б) промышленное сырье и полуфабрикаты (около 20 видов). Основные товары первой группы:

• зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь);

• масличные (льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло, шроты);

• продукция животноводства (живой крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока);

• пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, раститель­ные масла, яйца, картофель, концентрат апельсинового сока, ара­хис, перец);-

• текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искус­ственный шелк, пряжа, лен);

• натуральный каучук;

• лесные товары (пиломатериалы, фанера).

Группа промышленного сырья и полуфабрикатов включает:

• цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий);

• энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо). Особенностью всех перечисленных вещественных биржевых

товаров является их массовое производство и устойчивый спрос, однако динамика биржевой торговли приведенным ассортимен­том товаров была и остается крайне неравномерной.