ТЕМА 4: ТОВАРНЫЕ БИРЖИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ.

4.1 Определение сущности рынка. Характерные элементы внутреннего рынка.

В ходе развития товарного хозяйства сформировался рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Рынок всегда интересовал и привлекал исследователей-экономистов. Так, английский экономист Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации.

Рынок— это взаимодействие продавцов и покупателей, где каждый самостоятелен в своих действиях. При этом необязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.Основными элементами отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) являются цена, конкуренция. спрос и предложение.

Цена— это критерий, определяющий покупательские восприятия. Она влияет на решения о покупке товара. Цене свойственны следующие признаки. Во-первых, она выступает как действенное средство конкурентной борьбы за потребителей на товарном рынке, во-вторых, предопределяет объем производства и продаж товаров и, в-третьих, влияет на реакцию и поведение покупателей, их платежеспособность. При выборе товара покупатель исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары. На установление цены существенно влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке.

Конкурентные преимущества могут быть ценовыми и неценовыми. Ценовые преимущества продавцов обусловлены предложением товаров покупателям по более низким ценам, чем у конкурентов, или по приемлемым ценам. Неценовые преимущества связаны прежде всего с качеством товаров. Спрос представляет собой требование на товары со стороны покупателя, заинтересованность в конкретных видах товаров. Он ограничен, с одной стороны, их производственными потребностями, а с другой — платежеспособностью. Предложение — это совокупность товаров, которые предназначены для реализации (продажи). Основными его источниками являются производство, сельское хозяйство, товарные запасы, импорт и прочие поступления. Соотношение между спросом и предложением тесно связано с ценообразованием. Кроме того, спрос и предложение формируют рынок продавца и рынок покупателя.
Характерные черты рынка продавца:

•наличие дефицита;

•недостаточное качество товара;

• высокие цены.

Рынок покупателя — это такой тип рынка, на котором спрос на товары ниже редложения.

Характерные черты рынка покупателя:

•отсутствие дефицита;

•тенденция улучшения качества товара;

• тенденция стабильности или снижения цен.

Современные товарные рынки зарубежных стран выступают как рынки покупателя, где существуют и явно выражены конкуренция, борьба за потребителя, интенсивное обновление продукции, повышение качества и улучшение качественных параметров товаров.
Функционирование рынка подчинено закону, регулирующему связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда. Этот закон реализуется через закон спроса и предложения, действие которого определяет эквивалентность обмена, соотношение денежных и товарных потоков, платежеспособного спроса и предлагаемых товаров (услуг) с учетом их количества, качества и ассортимента. Рынок ориентирует всех участников на высокое качество товаров и услуг, снижение издержек производства, лучшее удовлетворение потребителей. Рынку присущи независимость товаропроизводителей, их полная самостоятельность, свободное ценообразование по значительному кругу товаров, свободный выбор поставщиков и потребителей, конкуренции товаропроизводителей и продавцов за рынки сбыта. В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом и покупателем формируются свободные (открытые), замкнутые и регулируемые рынки.При свободных рынках не существует никаких ограничений при купле-продаже товаров. Замкнутые рынки обслуживают внутриотраслевые поставки. На регулируемых рынках проводятся операции по купле-продаже товаров в соответствии с международными товарными соглашениями.Рынок не должен быть стихийным (разрушительным), для чего возникает настоятельная необходимость в его государственном регулировании, т. е. в разработке и использовании комплексной системы мер, осуществляемых государством, по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения и др. Формы такого регулирования разнообразны. Это законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынка и присущих ему структур (бирж, ярмарок, рекламных и других агентств).

Роль рынка в экономике определяется следующими моментами.
1. Рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов.

2. Рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу.

З. Рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

4. Рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам.

5. Рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве, качёстве, издержках их производства и полезности для потребителя.
Внутренний рынок существует как система взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных структур. Рыночная система подразумевает все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов, действующие между ними связи. Это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, позволяющих по складывающимся на рынках ценам распределять всегда дефицитные экономические ресурсы — ограниченность земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей, а также обеспечивать информацией о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками этих ресурсов, согласовывать эти решения.В общем случае структуру внутреннего рынка страны можно представить следующим образом: товарный рынок, рынок ценных бумаг (векселей, облигаций, акций), валютный рынок, рынок труда, кредитный рынок, рынок инвестиций, рынок недвижимости и рынок услуг в производственной и социальной сфере.Товарный рынок — это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.Товарный рынок состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления рынок предметов потребления). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок средств производства — это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. На основе определенного признака рынки средств производства именуются рынками сырья, полуфабрикатов, химических веществ, черных металлов и др.

4.2 Структура внутреннего рынка страны: рынок ценных бумаг; валютный рынок; рынок рабочей силы; кредитный рынок; рынок инвестиций ;рынок недвижимости ;рынок услуг в производственной и социальной сфере.

Внутренний рынок существует как система взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных структур. Рыночная система подразумевает все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов, действующие между ними связи. Это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, позволяющих по складывающимся на рынках ценам распределять всегда дефицитные экономические ресурсы — ограниченность земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей, а также обеспечивать информацией о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками этих ресурсов, согласовывать эти решения.В общем случае структуру внутреннего рынка страны можно представить следующим образом: товарный рынок, рынок ценных бумаг (векселей, облигаций, акций), валютный рынок, рынок труда, кредитный рынок, рынок инвестиций, рынок недвижимости и рынок услуг в производственной и социальной сфере.

Товарный рынок — это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.Товарный рынок состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления рынок предметов потребления). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок средств производства — это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. На основе определенного признака рынки средств производства именуются рынками сырья, полуфабрикатов, химических веществ, черных металлов и др.

Роль товарного рынка определяется следующими факторами:

· рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;

· качество и конкурентоспособность товаров, влияющих на спрос и предложение;

· приспособление структуры производимых товаров и их объема через цены к платежеспособному спросу;

· оздоровление рыночной среды путем освобождения ее от убыточных предприятий.
Товарный рынок характеризуется потенциалом, привлекательностью, доступностью и стабильностью.

Потенциал рынка — это прежде всего его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса. Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров со все более высокими потребительскими свойствами. Это означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и рост престижа рынка.
Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных потребностей и покупательной способности населения. При этом принимаемые меры должны соответствовать направлению и целям конкретных рынков товаров.
Стабильность рынка определяется структурой предложения по товарам и ее количественным выражением, степенью обновления торговой номенклатуры, удовлетворенностью спроса на товары, соотношением цены товара и эффекта полезности от его использования. Она во многом зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды и инфляционных проявлений.
Современный товарный рынок — индикатор товаров рыночной новизны, которая становится неотъемлемым свойством товаров, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары, не имеющие аналогов, а также улучшенные модификации традиционных товаров. Товарный рынок проявляет интерес к любым новшествам как по промышленной продукции, так и по продовольственным товарам.К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести емкость товарного рынка, динамику развития отдельных товарных рынков, степень диверсифицированности товарного рынка, качество и конкурентоспособность товаров на рынке.

Емкость товарного рынка — показатель, характеризующий максимально возможный объем реализации товаров за определенный период времени при данном уровне цен, платежеспособном спросе и товарном предложении. Степень диверсифицированности товарного рынка — это степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платеже- способных особенностей населения страны.

Качество товара представляет собой совокупность свойств и характеристик товара, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Наиболее универсальными требованиями к качеству, т. с. применимыми к большинству товаров, являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности и эстетичности.Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.Развитие товарных рынков привело к разделению их на рынки реального товара и рынки прав на товар. Хотя рынок прав на товар — это своего рода надстройка над рынком реального товара, первый является необходимым условием для нормального функционирования второго в современных сложных международных товарно-денежных отношениях.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)— это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Финансовыми являются рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.
Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Задачи рынка ценных бумаг:

*мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

*формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

*развитие вторичного рынка;

* трансформация отношений собственности;

*совершенствование рыночного механизма и системы управления;
*обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

*уменьшение инвестиционного риска;

*формирование портфельных стратегий;

*развитие ценообразования;

*прогнозирование перспективных направлений развития.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко представленных перспектив развития. Таким образом, он является одним из немногих возможных финансовыхканалов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Валютный рынок — это специальный рынок, на котором может быть куплена или продана иностранная валюта.

Функции валютного рынка:

· обслуживание международного оборота товаров, услуг и капиталов;
* формирование валютного курса под влиянием спроса и предложения;
* механизм для защиты от валютных рисков и приложения спекулятивных капиталов;
* инструмент государства для целей денежно-кредитной и экономической политики.
В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различаются мировые, региональные и национальные валютные рынки.

Основные участники торговых сделок на валютном рынке — это крупные коммерческие банки, во многих случаях выполняющие функции дилеров в рыночном процессе. Иногда коммерческие банки выступают в роли брокеров. Любая валютная политика так или иначе оказывает влияние на валютный курс национальной денежной единицы — комплексный показатель не только эффективности денежно-кредитной политики, но и состояния национальной экономики в целом в сравнении с экономиками других стран. Колебания валютного курса в первую очередь воздействуют на физический объем им- порта и экспорта. Снижение курса национальной валюты при прочих равных условиях ведет к росту внутренних цен на импортные товары, что вызывает сокращение импорта за счет переключения спроса на отечественную продукцию, и к снижению внешних цен на экспортируемую продукцию, вследствие чего возрастает экспорт. Повышение курса валюты, как правило, ведет к обратным процессам.
Рынок труда — рынок, где функционирует рабочая сила. На нем работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на нее и оплату. Таким образом, на рынке труда , как и на других рынках, имеются предложение, спрос и цена, выступающие в виде заработной платы, определяемой соотношением между занятостью и безработицей. Предложение рабочей силы определяется уровнем заработной платы, культурой, налоговой системой и др. Спрос на рабочую силу обусловлен потребностью работодателей при найме людей на работу и зависит от состояния экономики, технической оснащенности производства и других факторов.
Кредитный рынок — это рынок ссуд в денежной или натуральной форме предоставляемых одним юридическим или физическим лицом — кредитором другому лицу — заемщику. Возможность и необходимость кредитов обусловливаются неравномерностью кругооборота капитала в процессе общественного производства. При кругообороте фондов, движении финансовых ресурсов или накоплении денежных средств населением у одной группы лиц появляются свободные денежные ресурсы (временно высвобожденные из оборота), а у другой (физических, юридических лиц) возникает дополнительная потребность в них.
В условиях рыночной экономики кредитные отношения должны строиться на материальной заинтересованности кредиторов, а следовательно, ссуды должны предоставляться тем заемщикам, которые платят большой ссудный процент за пользование кредитом и обеспечивают своевременный возврат долга.

Рынок инвестиций— это рынок долгосрочных вложений средств (денежных, материальных), интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов.
Инвестиции могут выступать в виде денежных средств, ценных бумаг, первых взносов, движимого и недвижимого имущества, авторских прав, ноу-хау и др. Инвесторами могут быть вкладчики, частные предприниматели, организации или государства.

Рынок недвижимости— это средство перераспределения земельных участков, зданий, сооружений и другого имущества между собственниками и пользователями экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения. Он обеспечивает:

• передачу прав на недвижимость от одного лица к другому;
• установление равновесных цен на объекты недвижимости в регионах и местностях;
• связь между собственниками и покупателями на основе экономической мотивации и интересов;

• распределение пространства между конкурирующими вариантами использования земель и субъектами рынка.

Рынок услуг — это рынок, где объектом купли-продажи являются различные услуги. К ним относятся услуги оптовой и розничной торговли, предприятий общественного питания, всех видов транспорта, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные, по складированию и хранению, ремонту, эксплуатации жилья, страхованию финансовых учреждений, здравоохранения, информационно-вычислительные услуги и др. Издержки производителя услуг (оказывающей стороны) покрываются полностью или в значительной мере за счет выручки от их реализации.