На страхование принимаются

Авиастрахование

 

Авиастрахование является особо рисковой позицией в страховании и проводится на случай гибели (полной или конструктивной), пропажи без вести или повреждения воздушного судна, наступившего в результате происшествия во время полета, руления и стоянки (нахождения на якоре). По Вашему желанию могут быть застрахованы воздушные суда (гражданской, государственной и экспериментальной авиации) как в целом, так и отдельные агрегаты воздушных судов, установленные на борту Вашего воздушного судна.

- воздушные суда, имеющие свидетельство о государственной регистрации;

- сертификат (удостоверение), подтверждающие летную годность воздушного судна или иные заменяющие их документы;

- документы, подтверждающие право собственности на воздушное судно. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления воздушным судном на любом законном основании;

- отдельные агрегаты воздушных судов, установленные на борту воздушного судна и имеющие паспорт, формуляр и т.д.

При страховании ответственности авиаперевозчика страховщик обычно принимает на себя обязательства возместить убытки, которые страхователь (перевозчик) может причинить пассажирам, грузовладельцам и третьим лицам. По заключенному договору страховая организация производит выплату при причинении вреда жизни и здоровью пассажиров во время нахождения его в самолете, входе и выходе из него, а также во время поездки наземным транспортом, принадлежащим перевозчику. За багаж и личные вещи пассажиров выплата осуществляется в случае их гибели или повреждения в результате авиационного происшествия.

Страховая сумма или лимит ответственности по договору страхования устанавливается на одного пассажира и включает предельный размер выплат за телесные повреждения и за ущерб, нанесенный багажу и личным вещам пассажира. Кроме лимита на одного пассажира определяется лимит ответственности в целом по воздушному судну. В заявлении на страхование авиаперевозчик должен указать лимит на одного пассажира, число мест в самолете и процент его максимальной загрузки.

Применяются два метода установления ставки страховых взносов.

1. Ставка определяется в виде фиксированной суммы с одного пассажирского места, и этот метод используется преимущественно по чартерным перевозкам.

2. В виде фиксированной суммы с тысячи оплаченных пассажиро-километров. Этот метод более объективно отражает степень страхуемого риска.

В отношении телесных повреждений пассажиров никаких франшиз не применяется. Что касается же личных вещей, то здесь устанавливается франшиза в абсолютном размере по каждому страховому случаю и по каждому застрахованному воздушному судну.

По страхованию ответственности перед грузовладельцем перевозчику возмещается сумма, которую он в соответствии с действующим законодательством должен заплатить за гибель, повреждение или порчу груза принятого к перевозке. Условия страхования часто оговаривают максимальную величину возмещаемой суммы, а также устанавливают франшизу по одному страховому случаю. Обычно договор страхования не распространяется на перевозки животных, скоропортящихся и некоторых других грузов.

По страхованию ответственности перед третьими лицами страховщик возмещает страховую сумму, которую последний согласно действующему законодательству должен выплатить за смерть этих лиц или причиненные им увечья, а также за уничтожение или повреждение имущества указанных лиц при условии, что такой вред причинен непосредственно застрахованным самолетом или упавшими с него предметами.

Под третьими лицами подразумеваются все лица, находящиеся вне застрахованного воздушного судна, и наиболее уязвимыми из них принято считать пассажиров, экипаж и владельцев других самолетов.

Обычно страховщики не включают в договор страхования ответственность перед третьими лицами, связанную с шумом, электро- и радиопомехами, загрязнением воздуха, утечкой горючего и т.п., но несут обязательства за ответственность страхователя, возникшую в связи с воздействием на объекты, расположенные на земле, в результате полета самолета ниже дозволенной высоты.

По каждому страховому случаю устанавливается разовый лимит выплат. Он может быть единый или состоять из нескольких частных лимитов. В последнем случае страховщик устанавливает отдельно предел своих обязательств перед одним или всеми лицами при телесных повреждениях и при повреждении имущества этих лиц. Наряду с разовым лимитом может быть установлен и совокупный, который ограничивает сумму выплат в течение действия договора страхования. Совокупный лимит может быть предусмотрен как количество (двух-трехкратное) возобновляемых в течение действия договора страхования разовых лимитов.

При определении ставок взносов учитывают: особенности района полетов (населенность, наличие крупных промышленных и иных объектов и т.п.); характер перевозок и протяженность маршрута; тип, размер и вес самолета; квалификация пилотов и др. Страховой тариф устанавливается в виде фиксированной суммы по каждому самолету или с каждой тысячи пассажиро-километров. В последнем случае ставки по страхованию ответственности перед третьими лицами и пассажирами объединяются.

Во всех рассмотренных случаях страховщик компенсирует страхователю произведенные судебные расходы при наличии письменного согласия страховой компании на их осуществление. В зависимости от условий договора возмещение этих расходов может быть предусмотрено в пределах лимита выплат или сверх установленного его размера.

При оплате убытков очередность страховых выплат по видам страхования не устанавливается, компенсация убытков производится по мере поступления претензий независимо от того, кто является потерпевшим: пассажир, третье лицо или грузовладелец.

Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным. Поскольку по международным правилам страховая сумма, т.е. требуемая минимальная ответственность страховых компаний, составляет десятки, а иногда сотни миллионов долларов, то при данном виде страхования активно используется перестрахование, что позволяет повысить надежность страховой защиты.

Авиационное страхование обычно включает в себя несколько разных видов страхования: каско, гражданской ответственности и от несчастных случаев. То есть договор воздушного страхования следует классифицировать как договор – конгломерат, обладающий рядом характерных особенностей. Одной из них является объединение различных страховщиков в различные союзы – пулы. Практически не существует страховых компаний, специализирующихся исключительно на авиастраховании. Это связано, прежде всего, с большой величиной страховой суммы. Стоимость современного авиалайнера достигает 20 млн. долларов. К ней добавляются большие суммы по гражданской ответственности перед пассажирами, экипажем, лицами, находящимися вне самолета, а также ответственность за ущерб, наносимый чужому имуществу. Ни одно страховое учреждение не способно выдержать в финансовом отношении покрытие полной потери современного самолета при полной кумуляции страхового риска. Эти обстоятельства ведут к попыткам распределения серьезных страховых рисков на международном рынке авиационного страхования в форме перестрахования, перестраховочных пулов, совместного страхования при тенденции к ограничению собственной доли первоначального страховщика.

Полное страхование самолета со всем оборудованием предусматривает случаи ущерба, возникающие на поверхности земли, воды или льда, в воздухе или при транспортировке с помощью других транспортных средств и включает утрату или другой ущерб для самолета, возникающие при аварии в процессе полета и рулежки, явлениях естественного характера (буря, молния, затопления), пожаре или взрыве, хищении или другом ущербе.

Страхование самолета со всем оборудованием может ограничиваться лишь периодом его паркования.

Страхование финансовой ответственности включает ответственность за денежную компенсацию, которая может лечь на застрахованное лицо в случае, если в период страхования возникает личный или материальный ущерб за пределами самолета вследствие того, что последний использовался для воздушного сообщения (в пределах сумм, названных в страховом полисе). В соответствии со специальным договором объем страхования может быть расширен, включая ответственность по денежной компенсации, которая ложится на застрахованное лицо при нанесении ущерба пассажирам и вещам на борту самолета.

Страхование авиаперевозок включает ответственность за денежную компенсацию, которая может лечь на застрахованное лицо при ущербе, нанесенном пассажирам или вещам на борту самолета в пределах срока страхования. Страхование вступает в силу в момент времени, указанный в страховом полисе, в том случае, если страховая премия выплачена при первой претензии, либо, если этого не произошло, лишь после выплаты страховой премии.

Перевозчик должен также страховать ответственность перед грузовладельцем за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза в период перевозки на борту воздушного судна. При этом страховая сумма не может быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза.

Воздушным кодексом предусматривается и введение обязательного страхования ответственности владельца (перевозчик выступает в качестве такового) воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью или имуществу. При этом минимальная страховая сумма должна быть не менее, чем два минимальных размеров оплаты труда на момент заключения договора за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. Однако перечисленные виды страхования проводятся сегодня только в добровольном порядке, что не позволяет в полной мере решить проблемы возмещения убытков лицам, пострадавшим при авиационных перевозках.