Страхование грузоперевозок
Т
n хТ (6.12)
где Т — средняя тарифная ставка по страховому портфелю;
п — количество застрахованных объектов.
Для оценки финансовой устойчивости путем соотношения доходов и расходов за отчетный период используют коэффициент финансовой устойчивости страхового фонда (Кс.ф) (отношение доходов к расходам за тарифный период)
Ксф = (∑Д + ∑ЗФ)/∑Р (6.13)
где ∑Д - сумма доходов за тарифный период;
∑ЗФ — сумма средств в запасных фондах на конец тарифного периода;
∑Р — сумма расходов за тарифный период.
Финансовая устойчивость страховых операций будет тем выше, чем больше значение коэффициента устойчивости страхового фонда.
Степень финансовой устойчивости страховой организации определяется множеством качественных и количественных, внутренних и внешних факторов. Их анализ позволяет улучшить деятельность страховщика.
6.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Платежеспособность страховой организации- способность страховщика в определенный момент времени выполнить принятые обязательства, обусловленные законодательством или договором страхования.
Уровень платежеспособности страховщика определяется путем сопоставления его активов с существующими на определенный момент обязательствами, тем самым рассчитывается величина фактических свободных активов (это ресурсы, свободные от каких-либо обязательств).
Под свободными активами страховой организации понимается совокупность оплаченного уставного капитала и нераспределенной прибыли.
Полученная величина сопоставляется с нормативным уровнем. Если выявляется недостаточность собственного капитала, организация с точки зрения платежеспособности находится в критическом положении.
В соответствии с приказом Минфина России от 2 ноября 2001 г. № 90н «Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» (в редакции от 14 января 2005 г.) страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение активов и принятых обязательств.
Маржа платежеспособности – это расчетный показатель, определяющий требуемый уровень платежеспособности страховой организации.
Он представляет собой величину, в пределах которой страховщик, исходя из специфики заключенных договоров и объема принятых страховых обязательств, должен обладать собственным капиталом, свободным от любых будущих обязательств, за исключением прав требования учредителей, уменьшенным на величину нематериальных активов и дебиторской задолженности, сроки погащения которой истекли.
Расчет маржи платежеспособности страховщик должен производить ежеквартально.
Методика расчета соотношения активов и обязательств страховой организации включает следующие этапы [9].
1. Расчет фактической маржи платежеспособности как суммы уставного (складочного), добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного года, уменьшенной на сумму:
■ непокрытых убытков отчетного года и прошлых лет;
■ задолженности акционеров (участников) по взносам в уставный (складочный) капитал;
■ стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров;
■ стоимости нематериальных активов;
■ дебиторской задолженности, сроки погашения которой истекли.
2.Определение нормативной маржи по страхованию жизни
произведения 5% резерва по страхованию жизни на поправочный коэффициент.
3. Расчет нормативной маржи по страхованию иному, чем страхование жизни как наибольший из рассчитанных показателей, умноженный на поправочный коэффициент.
4. Определение общего нормативного размера платежеспособности страховщика, осуществляющего страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни, происходит путем сложения нормативных размеров маржи платежеспособности по страхованию жизни и по страхованию иному, чем страхование жизни.
5. Сравнение фактической маржи платежеспособности с нормативной.
Если на конец отчетного года фактический размер маржи платежеспособности страховщика превышает нормативный менее чем на 30%, страховщик представляет для согласования в Министерство финансов Российской Федерации в составе годовой бухгалтерской отчетности план оздоровления финансового положения.
6.6. ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ПРИБЫЛЬ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для определения налогооблагаемой прибыли классификация доходов и расходов (затрат), их содержание, регулируются главой 25 НК РФ (ст. 249-269, 293, 294).
В зависимости от источника поступления выделяют три группы доходов страховых организаций [2]:
1) от осуществления страховой деятельности;
2) от инвестиционной деятельности;
3) прочие.
Соответственно классифицируют и расходы. Расходы страховой организации при осуществлении страховой деятельности:
Финансовый результат представляет собой итог всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в денежном выражении.
В страховании финансовый результат (прибыль, убыток) традиционно определяется на основе сопоставления доходов и расходов за определенный период.
Прибыль отчетного периода страховой организации равна сумме прибыли от страховой, инвестиционной и прочей деятельности.
Прибыль в страховании может рассматриваться в двух аспектах: как финансовый результат и в тарифах (нормативная).
Нормативная прибыль закладывается в цене страховой услуги при расчете тарифа. Она представляет собой элемент нагрузки к нетто-ставке тарифа.
Это расчетная прибыль страховщика, планируемая по конкретному виду страхования.
Вместе с тем при анализе финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций особо выделяют прибыль от инвестиционной деятельности. Прибыль от инвестиций служит страховщику в качестве источника увеличения собственного капитала, развития страхового дела.
Относительные показатели, характеризующие финансовые результаты:
1) рентабельность страховых операций = отношение прибыли от страховых операций к сумме страховых премий
2) рентабельность инвестиций = отношение прибыли от инвестиций к сумме страховых резервов.
3) Рентабельность активов = отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов.
4). Уровень выплат (или норматив выплат) = отношение сумма страховых выплат к сумме страховых премий.
5).уровень расходов, сравниваются расходы страховой организации с объемом собранных страховых платежей;
6).уровень накладных расходов — отношение оплаченных комиссионных к общей сумме страховых платежей;
7).коэффициент убыточности определяется отношением страховых выплат и расходов на ведение дела к сумме собранных платежей.
Анализ результатов деятельности предполагает сопоставление фактических итогов, достигнутых в течение определенного периода, с планируемым уровнем. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам финансового планирования, планирования прибыли. Отечественная практика страхования предусматривает планирование прибыли лишь на уровне рассчитываемого тарифа на страховую услугу и предполагаемых расходов на продвижение нового страхового продукта.
7. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕАЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
7.1. Необходимость и предпосылки проведения
инвестиционной деятельности страховыми организациями
7.2.Принципы инвестирования временно свободных средств страховщика
7.3. Критерии выбора страховой организацией финансовых инструментов
7.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Инвестиционная деятельность страховщика, как и любого другого инвестора, регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Из-за специфики страховой деятельности помимо норм закона размещение страховщиками временно свободных средств регулируется также положениями Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Правилами размещения страховщиками страховых резервов (утвержденными приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. )
Возможности страховой организации по участию в инвестиционном процессе определяются ее инвестиционным потенциалом,
Инвестиционный потенциал - это совокупностью денежных средств, временно или относительно свободных от страховых обязательств и используемых для инвестирования с целью получения дохода.
Реализация инвестиционного потенциала страховой организации представляет собой процесс инвестирования страхового фонда и собственного капитала.
Инвестиционный потенциал составляет ту часть потенциала финансового, которая остается после вычета расходов на ведение дела, заемных средств и страховых выплат.
Если объемы указанных вычетов увеличиваются в большей степени, чем рост объема страхового фонда и собственного капитала, то может сложиться ситуация, когда при увеличении финансового потенциала страховой организации ее инвестиционный потенциал уменьшается.
Для оценки инвестиционного потенциала страховой организации используется система показателей:
1.достаточность покрытия страховых резервов инвестиционными активами (ДПср):
ДП ср= (ИА+ДС)/ СР нетто
где ДПср — достаточность покрытия страховых резервов инвестиционными активами;
ИА — инвестиционные активы, руб.;
ДС — денежные средства, руб.;
CP нетто — страховые резервы-нетто, руб.
2.Рентабельность инвестиций (Рид) рассчитывается по формуле
Pид = Пид/ОГ ид, (7.2)
где П ид — прибыль от инвестиционной деятельности, руб.;
Оид — объем инвестиций, руб.
Данный коэффициент используется для оценки эффективности инвестиционной деятельности.
3.Доля инвестиций в собственном капитале (Дид) отражает, сколько рублей дохода приходится на каждый рубль вложенных собственных средств:
Дид = Ид /СК
где Ид — инвестиционный доход, руб.;
СК — собственный капитал, руб
7.2. ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ СТРАХОВШИКА
В соответствии с законодательством Российской Федерации размещение страховщиками временно свободных резервов должно осуществляться на условиях возвратности, ликвидности, диверсификации (Развитие) и прибыльности. Данные принципы общепризнанны в мировой практике [8].
Рассмотрим эти принципы в последовательности с точки зрения их вклада в обеспечение финансовой устойчивости страховщика.
Принцип возвратности подразумевает размещение активов, обеспечивающее их возврат в полном объеме.
Принцип ликвидности означает, что структура вложений должна обеспечивать наличие у страховщика средств, способных быстро и без дополнительных затрат обратиться в денежные средства.
Принцип диверсификации требует распределения инвестиционных рисков на различные виды вложений, чем достигается снижение общей рискованности, а следовательно, повышение устойчивости инвестиционного портфеля страховщика. Принцип подразумевает наличие большого числа разнородных объектов инвестирования.
Принцип прибыльности вложений означает, что инвестиционная деятельность должна обеспечивать не только сохранность вложений, но и приносить определенный доход.
Целями инвестиционной политики любого инвестора служат безопасность и доходность вложений.
Безопасность означает, что инвестиции осуществляются в надежные предприятия, деятельность которых, согласно прогнозам, станет успешной.
Страховая организация самостоятельно определяет свою инвестиционную стратегию для размещения собственных средств и страховых резервов. При выборе объекта инвестиций необходимо учитывать взаимозависимость риска и дохода, т.е. соблюдать принцип диверсификации вложений.
.
Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. № 100н (далее — Правила), устанавливают особый режим их размещения (Приложение 4).
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предметом деятельности страховщика не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Успешная инвестиционная политика не только обеспечивает стабильность деятельности страховщика, но и способствует повышению его финансовой устойчивости в условиях рынка.
7.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Один из основных способов увеличения капитала — размещение резервов страховых организаций в ценные бумаги.
В соответствии с законодательством, определяющим деятельность отечественных субъектов страхового рынка, использование таких финансовых инструментов допустимо, а их потенциальная эффективность высока.
Подтверждением служит международная практика, свидетельствующая, что во всех развитых странах страховые организации принадлежат к основным институциональным инвесторам на рынке ценных бумаг.
К основным финансовым инструментам относятся банковские счета, облигации и акции.
К производным — депозитные сертификаты, векселя, форвардные и фьючерсные контракты, опционы и их комбинации.
Несмотря на такое многообразие, всем им присущи общие характеристики, определяющие уровень их привлекательности для инвесторов. Прежде всего это — цена (курс), доходность, ликвидность и риск.
Депозитный сертификат — ценная бумага, которая удостоверяет сумму внесённого в банк вклада юридического лица и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка
Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводной вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте.
Облига́ция (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от эмитента облигации в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право владельца на получение фиксированного процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права
А́кция (нем. Aktie, от лат. actio — действие, претензия) — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Обычно акция является именной ценной бумагой
Форвард (форвардный контракт) — договор (производный финансовый инструмент), по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором
Фью́черс (фьючерсный контракт) (от англ. futures) — производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса
Опцион (лат. optio - выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу актива (товара, ценной бумаги) по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени
В связи с этим выбор страховой организацией объекта инвестирования становится ответственной и сложной задачей. Размещение свободных страховых резервов должно отвечать ряду условий, прежде всего требованиям законодательства.
Используемые финансовые инструменты должны быть:
- надежными, обладая минимальным риском невозврата вложенных средств.
-они обязаны обеспечить реальный, превышающий темп инфляции, прирост инвестированного капитала.
-Поскольку страховой организации в любой момент времени могут понадобиться средства для выплат по страховым случаям, финансовые инструменты должны быть ликвидными.
Однако существование финансовых инструментов, максимально отвечающих одновременно всем перечисленным условиям, невозможно.
8. СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ
8.1.Понятие и структура страхового рынка
8.2.Участники и субъекты страховых отношений
8.3.Современное состояние страхового рынка России
8.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховой рынок не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве.
Страховой рынок является необходимым элементом рыночной экономики. Он позволяет государству, юридическим и физическим лицам компенсировать ущербы, наступающие в следствии случайных факторов.
Финансовые ресурсы, накапливаемые страховщиками, служат существенным источником инвестирования национальной экономики.
Таким образом страховой рынок выступает в роли финансового стабилизатора, обеспечивающего непрерывность всех видов общественно полезной деятельности и поддержание достигнутого уровня жизни государства.
Страховой рынок – это сфера услуг, где происходят социально- экономические отношения по поводу купли – продажи страховой защиты, формируется спрос и предложение на нее.
Купля – продажа страховой защиты осуществляется путем предоставления страховой услуги.
Страховая услуга – результат деятельности аппарата страховой компании и страховых посредников, направленной на удовлетворение потребности страхователя в страховой защите.
Страховая услуга имеет стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость выражается через цену страховой услуги, а потребительская стоимость – через ее полезность.
Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено двумя обстоятельствами:
1.С одной стороны, существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества.
2. С другой — денежная форма обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.
Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы.
Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.
Страховые организации — институциональная основа страхового рынка, экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности.
Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания.
1.По принадлежности страховые организации делят на акционерные, частные, общества взаимного страхования.
2.По характеру выполняемых страховых операций различают специализированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые организации проводят отдельные виды страхования (жизни, огневое, ядерное страхование и др.).
Универсальные страховые организации предлагают большой перечень страховых услуг.
3.По зоне обслуживания различают местные, региональные, национальные и международные (транснациональные) страховые организации.
Товар страхового рынка — страховой продукт.
Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты.
Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.
4.Продвижение страховых продуктов и их реализацию преимущественно осуществляют посредники: страховые агенты и страховые брокеры.
Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Страховой брокер не участвует в страховом договоре. Его обязанность состоит в оказании посреднической услуги и содействии в исполнении договора страхования.
5.Функционирование страхового рынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры
Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование.
Аджастеры — это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).
6.Для защиты своих интересов, страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков на региональном и национальном уровнях. Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.
7.Важным звеном страхового рынка выступает система государственного регулирования,.
Таким образом, структуру страхового рынка можно охарактеризовать в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
Характерная особенность страхового рынка состоит в непредсказуемости возможного результата, т.е. его рисковом характере.
Таким образом, главная особенность менеджмента в страховании — управление в условиях риска.
Методы управления риском:
■ упразднение — попытка избежать риска;
■ предотвращение потерь и контроль;
■ страхование с позиций риск -менеджмента (создание участниками страховых фондов и компенсаций в виде страховых выплат);
■ поглощение — признание ущерба без возмещения его посредством страхования.
8.2. УЧАСТНИКИ И СУБЪЕКТЫ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
На страховом, как и любом другом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники.
Согласно действующему российскому законодательству к участникам страховых отношений относятся:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации;
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);
8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Отдельные участники страховых отношений относятся к субъектам страхового дела.
Субъекты страхового дела: страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
Страховщики — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии на осуществление страховой деятельности.
Страховые актуарии — это физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страховые посредники. Продвижением страховых услуг от страховщика к страхователям занимаются страховые агенты и страховые брокеры.
Взаимоотношения между страховщиком и страховым агентом строятся на основе договора (контракта), в котором оговариваются права и обязанности сторон.
В России специализация страховых агентов, как и страховых организаций, только начинается, причем специализация агентов несколько опережает специализацию организаций. Нередко случается, что страховой агент предлагает клиенту страховые продукты различных страховых организаций, т.е. выполняет работу страхового брокера.
Российские страховые организации используют для продажи в основном простое агентство или штатных сотрудников, а также систему отдельно работающих филиалов. Использование штатных сотрудников имеет ряд преимуществ: их деятельность легче контролировать, их можно использовать одновременно для исполнения другой работы.
8.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ
Рассматривая современное состояние российского страхового рынка, следует отметить, что отечественный рынок можно определить в большей мере как перспективный, или потенциальный.
Эксперты выделяют две причины замедления развития рынка. Первая — продолжающееся сохращение «налоговых» схем в страховании жизни (именно в этом виде страхования зафиксирован наибольший спад объема премий — на 45,4% по России в целом). В
Вторая причина заключается в том, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО исчерпало свой потенциал в качестве катализатора, прежде всего потому, что расти этому рынку более некуда: практически все реально используемые автомашины (по данным Российского союза автостраховщиков, свыше 90%) уже застрахованы..
Страховой рынок в России в своем развитии прошел несколько этапов, каждому из которых присущи определенные тенденции.
Первый этап (1988-1992 г.г.) – характеризуется как период возникновения страхового рынка.
В 1992 г. были приняты ряд законов – о о страховании, о медицинском страховании, о налогообложении страховых организаций, но данные законы не оказали значительное влияние на масштабы деятельности страховщиков.
Второй этап ( 1993-1997 г.г.) характеризуются как период взлетов и падения» или стихийного развития страхового рынка РФ.
Третий этап (1998-2000 г.г.) характеризуется как кризис страхового рынка. Это был период дефолта конца 1998 г. Кризис можно сказать уничтожил классические страхования и послужил стимулом для развития налогосберегающих схем, что дает основание говорит о кризисе страхового рынка России.
Четвертый этап (с 2011 по НВ) характеризуется как период стабилизации страхового рынка.
Значительно больше стало уделяться внимание со стороны законодательной власти, был принят закон «об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 24.04.2003 г, «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ от 23.12.2003 г., «О взаимном страховании» № 286-ФЗ от 29.11.2007. г. и ряд других законов. Указанные меры способствовали росту не только количественных показателей страхового рынка, но и качественной составляющей.
Дальнейшее развитие страховой деятельности в России серьезно сдерживает низкий уровень капитализации и, в частности, недостаточный для динамичного развития размер уставного капитала большинства страховых организаций.
Отдельные проблемы развития страхового рынка находятся в стадии решения. Например, в интересах повышения прозрачности своей деятельности для зарубежных инвесторрв некоторые страховые организации уже приступили к внедрению международных стандартов финансовой отчетности. Продолжаются дискуссии вокруг реформ пенсионного и медицинского страхования, обязательного страхования гражданской ответственности.
9. МИРОВОЕ СТРАХОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
9.1.Тенденции и перспективы развития страхового дела за рубежом
9.2.Краткая характеристика страховых рынков ведущих стран
9.1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА ЗА РУБЕЖОМ
Мировое страховое хозяйство – это совокупность общественных отношений в области страхования, связанные с производством, распределением, продажей и потреблением страховых услуг в мире.
Мировые страховые рынки включают:
1.Национальные страховые рынки
2.Межнациональные страховые рынки.
Национальные страховые рынки – рынки конкретных государств.
Межнациональные страховые рынки - - страховые рынки нескольких государств или их объединений.
Страхование по праву считается наиболее интегрированной формой финансовой деятельности. Все крупнейшие страховые организации мира объединены связями совместного страхования и перестрахования.
Во многих странах разрешен свободный доступ иностранных страховых организаций на национальные рынки. Например, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. сняты всякого рода ограничения для иностранного капитала в странах Европейского союза и взят курс на формирование единого страхового рынка в Европе.
И тем не менее национальные страховые рынки сохраняют определенные особенности. Наиболее высокого уровня развития страховое дело достигло в США, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и Италии
Сферы страхования внешнеэкономических интересов аналогичны страховым операциям на внутреннем страховом рынке, но имеют и свои особенности.
Выделяют несколько основных сфер международного страхования:
1) транспортное страхование имеет многовековую историю развития, начавшуюся с морского страхования — страхования судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.
2).страхование фрахта — страхование платы за перевозку груза поставки товаров, в которых оговариваются вопросы страхования грузов;
1) автотранспортное страхование представлено основным видом — страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по Зеленой карте.
4) ответственность воздушных перевозчиков наряду со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в международном страховании также страхуется ответственность воздушных перевозчиков — за багаж пассажира и за вред, причиненный третьим лицам;
5) ответственность морских и речных перевозчиков за нанесение вреда третьим лицам, экологической среде при столкновении судов и загрязнение вод нефтью и пр.;
■ 6) страхование финансово-кредитной сферы
Особо следует отметить высокий уровень развития перестрахования.
Основные тенденции в развитии мирового страхового хозяйства:
1.Ориентация страховых компаний на клиента. Задача сводится не к предложению стандартных услуг, а к удовлетворению потребностей каждого клиента.
2.Конкуренция страховых компаний с банками. Задача. Страховщикам необходимо постоянно поддерживать свою репутацию
3.Появление новых каналов распространения страховых услуг. Поэтому дальнейшее развитие страхования зависит от масштаба распространения электронных средств связи.
4.Развитие технологии страхования. Необходимо развитие электронных средств связи и создание базы данных.
5.Предоставление страховыми компаниями финансовых услуг- страховщики становятся экспертами в области оценки риска, финансовыми советниками страхователей на протяжении всей их жизни. Это даст возможность страхователю правильно инвестировать свои средства и участвовать в инвестиционном доходе.
6.Комплексное решение страховщиком проблем страхователя. Суть в том, что страховщик не только возмещает ущерб, но и обеспечивает клиента другими необходимыми услугам, связанные с ликвидацией последствий страхового случас.
9.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВЫХ РЫНКОВ ВЕДУШИХ СТРАН
Первое место в мире по уровню развития страхования занимает США.
Особенности страхового рынка США.
1.Функционируют две организационно- правовые формы страховых компаний - акционерные общества и общества взаимного страхования.
2.Государственное страхование компаний не существует.
3.Лидирующую позицию занимает личное страхование
4.В имущественном страховании наибольший удельный вес приходится на страхование рисков в кредитно-финансовой сфере
5.Крупнейшие страховые компании, занимающиеся страхованием жизни имеют высокий авторитет – им в управление передаются многомиллиардные средства пенсионного фонда.
6.Функционирует электронный банк данных всех страховых компаний, позволяющий распределять всех страховщиков по риску, размеру страховых премий.
7.На федеральном уровне не существует специального страхового законодательства, регулирование страховой деятельности относится к компетенции штатов.
8.Страховая индустрия не попадает под антимонопольное законодательство.
Второе место занимает Япония.
Особенности страхового рынка Японии.
1.Основными концепциями страхового закона является: удобства для страхователя, вклад в национальную экономику, гармонизация с международным страховым рынком.
2.Четыре страховых компании входят в первую десятку крупнейших в мире и девять находятся среди 50 ведущих компаний мира.
3.лидирубщие компании специализируются на страховании жизни.
4.рынок страхования частично монополизирован
5.большое значение придается рынку перестрахования в силу большой вероятности наступления страхового случая из-за стихийных бедствий.
6.страховщики вкладывают деньги в синдикаты по предоставлению кредитов и размещению облигационных займов иностранным частным и государственным заемщикам.
7.при осуществлении сделок с Японией, необходимо застраховаться в этой стране.
Третье место Великобритания
1Страховой рынок разделился на две части - Лондонский и все остальные территории
2.Лондонский является международным, он обслуживает финансовые потоки ряда стран и компаний
3.в Лондоне расположены структуры или дочерние компании всех ведущих страховщиков мира
5.госстраховому надзору подлежат все страховщики, работающие в Великобритании, кроме страховой корпорации «Ллойд»
Lloyd’s of London, Лондонский Ллойд или просто Ллойд — известный рынок страхования, называемый иногда (ошибочно) страховой компанией. Представляет собой место, где встречаются андеррайтеры со страховыми брокерами для заключения договоров страхования и перестрахования.
6.иностранные страховые компании осуществляют свою деятельность на тех же условиях что и национальные.
7.особой структурой страхового рынка является Управление по защите страхователей (1975 г)
8. распространено объединение страхование жизни с выдачей ссуд на финансирование строительства и покупку недвижимости.
Четвертое место занимает Франция
1.страховое законодательство сведено в страховой кодекс
2.самая крупная компания по страхованию жизни является государственной
3.преобладает страхование жизни и автомобильное страхование
4.договор страхования выгоднее банковского вклада
5.договор страхования жизни лучший законный способ передачи денег наследникам без налога.
6.страховые компании практически не имеют убытков от автомобильного страхования
7.в провинциальных городах и сельской местности распространено банкострахование, т.е. страховая компания одновременно предоставляет как страховые так и банковские услуги.
8.продажа договоров страхования жизни осуществляется через почтовые отделения связи
Пятое место – Германия.
1.страхование находится под жестким контролем государства.
2.Органы страхового надзора созданы на федеральном уровне и на уровне земельных комитетов.
3.страховой бизнес тесно связан с крупным промышленным капиталом.
4.на страховом рынке доминирует одна страховая компания. Такого прецедента нет ни в одной стране.
5.распространено смешанное страхование жизни и очень широко развито перестрахование
6.активно используется банкострахование
7.не смотря на отсутствие законодательных ограничений для иностранного капитала, немецкий страховой рынок является довольно закрытым Немцы больше доверяют национальным страховщикам.
Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков.
К документам, определяющим основные условия мировых интеграционных процессов в области страхования для России, относятся:
1.подписанное и ратифицированное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Сообществом
2.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
Эти документы, предусматривающие отсутствие ограничений для страховых компаний из стран ЕС на территории России, являются обязательными для стран – членов ВТО. Российское законодательство имеет ряд ограничений для иностранных страховщиков и их дочерних организаций.
Последние события (включение России в ВТО и установка переходного периода), должны изменить положение в страховании
Грузовые перевозки повсеместно связаны с риском, следствием которого может стать кража, порча или гибель груза. Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо своевременно и грамотно застраховать ваш груз, обратившись в страховую компанию или действуя через компанию грузоперевозчика.
По договору страхования могут быть застрахованы имущественные интересы предприятия, связанные с владением, пользованием и распоряжением различными грузами, в том числе наливными, насыпными и навалочными, в процессе их перевозки, включая погрузочно-разгрузочные работы, и/или хранения (промежуточного хранения, накопления судовой партии в порту, экспонирования и т.д.).
Страхование груза – позволяет защитить имущественные интересы владельца груза, гарантировать компенсацию убытков, нанесенные вследствие порчи или гибели груза.
Правила добровольного страхования грузов, применяемые в российских страховых компаниях, обеспечивают страховую защиту от любых рисков и основаны на правилах перевозки грузов, разработанных Институтом лондонских страховщиков (ICC-InstituteCargoClauses). Правила описывают типы договоров страхования, которые заключает компания, перечень страхуемых рисков с условиями и оговорками, регламентируют порядок и условия выплаты страховой компенсации.
Объектом страхования могут быть любые виды грузов, перевозимые всеми видами транспорта в любую точку мира, транспортные и накладные расходы, связанные с перевозкой, ожидаемая прибыль от реализации товаров в пункте назначения.
На страхование принимаются грузы по экспортно-импортным контрактам и внутри российским перевозкам любым видом транспорта, включая смешанные перевозки, а именно: коммерческие грузы, денежная наличность, драгоценные камни и металлы, выставочные экспонаты, имущество при переезде и т.д.
Договор страхования может быть заключен или на конкретную перевозку определенного груза (страхование по разовому полису или на весь объем грузоперевозок, которые осуществляются в течение определенного периода времени (страхование по Генеральному договору).
Условия страхования и страховой тариф зависят от технических характеристик груза и условий его транспортировки, маршрута грузовой перевозки, упаковки, объемов перевозки, вида транспорта, объема ответственности страховщика, временного хранения наличия перегрузок, перевалок и промежуточного хранения, убытков страхователя, то есть всего комплекса услуг, принятых в рамках заключенного договора по грузоперевозке.
Страховая сумма устанавливается по соглашению между предприятием и страховой компанией в размере, не превышающем страховую (действительную) стоимость груза, определяемую исходя из контрактной стоимости и условий поставки с учетом стоимости транспортировки, таможенного оформления и других расходов, обязательных в отношении застрахованного груза, или без учета таковых.
В реальную стоимость груза, в которую по желанию клиента может быть включена потенциальная прибыль (не более 10% от общей стоимости груза).
Размер страхового взноса зависит от следующих факторов:
- условия страхования;
- номенклатура груза;
- упаковка груза;
- маршруты перевозок;
- способ транспoртирoвки;
- объем перевозок;
- наличие охраны и сопрoвождения груза.
Стандартным для любой страховой компании является договор на разовое страхование со сроком действия от 30 до 60 дней. Срок действия страхового полиса включает весь период транспортировки груза от пункта отправления к пункту назначения с учетом транзитного складирования или перегрузкой в случае необходимости.
По желанию клиент может получить полис страхования со сроком действия на квартал, полугодие или год, если транспортировка грузов осуществляется с определенной периодичностью. При этом Страхование сопровождается выдачей генерального полиса, который обеспечивает страховую защиту на все заявленные клиентом и принятые на страхование перевозки.
Для заключения договора Страхователь предоставляет страховой компании полный перечень документов (накладную, договор с экспедитором) по готовящейся грузоперевозке с информацией о грузе, виде транспорта, сроках доставки в пункт назначения.
Виды страхования грузов:
1) «С ответственностью за все риски» - по Договору страхования, заключенному на этом условии, страховыми случаями признаются пропажа, гибель или повреждение всего или части груза, а также все целесообразно произведенные расходы по спасанию груза. Кроме этого, возмещению подлежат убытки, расходы и взносы по общей аварии.
2) «С ответственностью за частную аварию» - по Договору страхования, заключенному на этом условии страховыми случаями признаются гибель или повреждения всего или части груза, происшедшее в результате: крушения, столкновения с любым внешним предметом (как например, при железнодорожных грузоперевозках страховым случаем является сход с рельсов перевозочного состава). Результатом выплаты страховой премии может быть повреждения груза в результате взрыва на перевозочном средстве или вблизи него, падения груза при погрузке, выгрузке или укладке и при заправке перевозочного средства топливом, различных стихийных бедствий. Последний вид защиты предусматривает компенсацию убытков, полученных в результате ДТП с оговоркой о проценте платежей.
3) «С ограниченной ответственностью» — согласно этому пункту условия договора Страхователю возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, за исключением повреждений всего или части груза, произошедшие вследствие кражи, пропажи, хищения, грабежа целых или части грузовых мест.
4) «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» — при этом Страхователю возмещаются убытки вследствие полной гибели всего груза, произошедшие по любой причине, за исключением отдельно оговоренных случаев.Страховое возмещение выплачивается в размере прямого причиненного ущерба с учетом расходов по предотвращению и сокращению ущерба после страхового случая, но не выше страховой суммы, установленной на перевозку.
При наступлении страхового случая крайне важно выполнить все требования страхового полиса. Незамедлительно (в крайнем случае, в течение двух-трех дней после наступления страхового случая) необходимо известить о происшедшем страховую компанию, направив письменное заявление с требованием выплаты страхового возмещения. Компании грузоперевозчику необходимо также направить письменную претензию.
Любая претензия должна быть подтверждена отчетом независимой экспертной компании, который необходим при рассмотрении вопросов возмещения ущерба. Экспертная компания может быть выбрана как Страхователем, так и страховой компанией. В последнем случае информация об эксперте должна быть зафиксирована в страховом полисе и при ознакомлении с полисом на это следует обратить внимание.
В том случае если компания Страхователь заключает договор о страховании через компанию грузоперевозчика необходимо получить от перевозчика страховой сертификат и проверить следующие пункты договора: в сертификате в качестве Страхователя должен быть указан владелец груза (грузоотправитель или грузополучатель); должны быть указаны технические характеристики груза, сведения, позволяющие однозначно идентифицировать его, также должна быть указана стоимость груза, его наименование, номер технического средства и т. п.