Вопрос 1: Спрос и его изменения
ТЕМА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ЛИТЕРАТУРА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем отличаются правила ДМС от программы ДМС?
2. Какие услуги не включаются в программы ДМС?
3. Какие расходы покрывает медицинский ассистанс?
1. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕЖ, 1998. – 228 с.
Вопросы темы:
1. Спрос и его изменения.
2. Виды товаров.
3. Предложение и его изменения.
4. Рыночное равновесие
Обществу известно много попыток вмешательства в рыночный механизм спроса и предложения. Но почти всегда это приводило к возникновению конфликтов, нехватке товаров, а иногда даже к беспорядкам. Свободный же рынок легко распределяет все имеющиеся запасы товаров без каких бы то ни было проблем.
Мало кто задумывается над тем, что потребитель, изъявивший желание обладать каким-то товаром, в действительности является носителем спроса.
Спрос (Q) - это желание и способность людей покупать товары.
Заметим, что спрос, в том смысле, в котором его применяют экономисты, не совсем то же самое, что потребность или желание обладать товаром. Этот термин означает не только желание обладать товаром, но и способность купить его. Так, если потребитель хочет иметь дорогой автомобиль, но не располагает необходимым для этого количеством денег, то он не обладает спросом на этот товар.
Мы хорошо помним время, когда редкие люди были счастливыми обладателями персональных компьютеров. Компьютеры стоили очень дорого, и немногие могли себе позволить роскошную покупку. Теперь же компьютеры есть во многих семьях. Можно предположить, очень скоро наличие компьютера будет таким же привычным, как наличие холодильника или стиральной машины.
Мы наблюдаем действие закона спроса.
Закон спроса - принцип, в соответствии с которым потребители склонны покупать большее количество товара, если цена снижается, и меньшее количество товара, если цена повышается при прочих равных условиях.
Такие изменения в количестве покупок происходят вследствие двух причин:
1.при изменении цены товара товар становится дешевле (если его цена снизилась) или же дороже (если цена возросла) относительно других товаров. Потребитель, желая купить на свой доход как можно большее количество продукции, замещает более дорогие товары более дешевыми, т.е. если товар подешевел, то потребитель купит его в большем, чем ранее, количестве, уменьшив при этом покупки других, относительно подорожавших товаров, и наоборот;
2.изменение цены даже одного из товаров, которые обычно приобретает потребитель, меняет благосостояние потребителя: он чувствует себя богаче, если цена снижается, и беднее, если цена повышается. Люди, увеличившие свой достаток, как правило, покупают больше товаров, а люди с уменьшившимся достатком — меньше.
Таким образом, закон спроса описывает зависимость между количеством продукции, которое люди хотят и могут купить, и ценой этого товара. Такая зависимость может быть выражена таблицей или графиком.
Таблица 4.1. Величина спроса на продукцию (данные условные)
Цена единицы продукции (евро) | Величина спроса на продукцию |
(млн кг в год) | |
2,0 | 6,0 |
1,8 | 6,4 |
1,6 | 6,8 |
1,4 | 7,2 |
1,2 | 7,6 |
1,0 | 8,0 |
0,8 | 8,4 |
Табл. 4.1 показывает, какое количество продукции будет куплено по каждой возможной цене. Мы видим, что при снижении цены товара количество продукции, покупаемой потребителями, возрастает.
Та же информация представлена на рис. 4.1 (б). Кривая D называется кривой спроса.
Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, который предъявляют потребители на этот товар.
Теперь мы можем выяснить, какое количество товара будет куплено потребителями по каждой возможной цене. Двигаясь вниз по кривой спроса, мы видим, что потребители увеличивают покупки при снижении цены, т. е. существует обратная зависимость между ценой и количеством товаров, которое покупают потребители. Экономисты называют передвижение по кривой спроса изменением величины спроса.
Изменение величины спроса - это изменение количества товара, которое потребители могут и желают купить, происходящее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях).
Кривая спроса выражает зависимость между двумя переменными: ценой и величиной спроса. Нов реальной жизни на желание и возможность покупать товары потребителями оказывают влияние не только цена, но и многие другие факторы. Рассматривая зависимость между ценой и величиной спроса, мы предполагали, что прочие факторы остаются неизменными. На самом деле, зависимость между ценой товара и величиной спроса на него постоянно меняется, а это значит, что происходит сдвиг кривой спроса, т. е. изменяется не величина спроса, а спрос. Новая кривая спроса будет выражать новую зависимость между ценой и величиной спроса.
Изменение спроса - это изменение количества товара, которое покупатели могут и желают купить, происходящее в результате изменения неценового фактора. Факторами изменения спроса являются:
♦ изменение дохода потребителей;
♦ изменение цен на другие товары, которые потребляются одновременно с рассматриваемым нами товаром или вместе с ним;
1.изменение ожиданий покупателей;
2.изменение вкусов и предпочтений покупателей и др.
Если доход потребителя возрастет, естественно, он будет покупать больше тех товаров, потребление которых он считает признаком благосостояния. Такие товары называются нормальными.
Вопрос 2: Виды товаров:
Нормальные товары — это товары, потребление которых увеличивается при росте доходов потребителя и уменьшается при сокращении его доходов.
Однако существуют товары, потребление которых обусловлено не очень высоким уровнем благосостояния потребителей. Такие товары называются низшими или худшими товарами. Потребитель считает, что если бы он стал состоятельнее, он не стал бы потреблять эти товары, а заменил бы их другими, более изысканными.
Низшие (худшие) товары - это товары, потребление которых уменьшается при росте доходов потребителя и увеличивается при сокращении его доходов.
Таким образом, увеличение доходов потребителей приводит к тому, что кривая спроса на нормальные товары сдвигается вправо (от Do к Dj), т. е. при каждой возможной цене потребители начинают покупать большее количество товара. При снижении дох приведет к сдвигу кривой спроса влево (от Do к D]), а уменьшение доходов потребителей -вправо (от Do к D2) (рис. 4.3).
Существенное влияние на изменение спроса оказывает изменение цен на товары, которые могут заменить данный товар в потреблении или потребляются вместе с данным товаром (рис. 4.4). Если, например, в результате каких-либо событий возрастет цена чая, то можно ожидать, что это скажется на спросе на кофе. Дело в том, что чай и кофе — это товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Конечно, в сложившихся условиях потребления каждый потребитель имеет определенные предпочтения. Кто-то предпочитает чай, а кто-то кофе. Но изменение цены чая, несомненно, вызовет у некоторых людей стремление заменить этот подорожавший товар каким-то другим (например, кофе), относительная цена которого снизилась в результате удорожания чая.
Взаимозаменяющие товары (товары субституты)— это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара сопровождается увеличением спроса на другой товар.
(взаимодополняющие товары) Рис. 4.5. Влияние роста цены одного товара на спрос другого товара |
(взаимозаменяющие товары) Рис. 4.4. Влияние роста цены одного товара на спрос другого товара |
Совсем другой характер взаимосвязи между изменением цены товара и спросом на другой товар в том случае, когда товары потребляются одновременно друг с другом, то есть дополняют друг друга. Здесь можно ожидать, что рост цены одного товара приведет к уменьшению спроса на дополняющий товар. Действительно, рост цены товара, как мы выяснили ранее, приведет к снижению величины спроса на этот товар. А поскольку этот товар потребляется одновременно с
другим товаром, то логично будет предположить, что спрос на другой товар снизится, то есть кривая спроса на него сдвинется влево (рис. 4.5).
Взаимодополняющие (комплементарные товары) — это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к снижению спроса на другой товар.
Заметим, что идентификация товара как заменяющего другой товар или как дополняющего другой товар — это право самого потребителя. У разных людей эти пары товаров разные. Поэтому мы можем констатировать лишь существование такой взаимосвязи, но не определять конкретные пары товаров, для которых эта взаимосвязь имеет ту или иную определенность.
Изменение спроса (сдвиг кривой спроса) может быть вызвано также изменением ожиданий покупателей. Если люди по какой-либо причине ожидают снижение относительной цены какого-то товара, то, естественно, они будут стремиться в течение какого-то времени воздерживаться от покупки данного товара. И, наоборот, если ожидается рост цены какого-то товара по сравнению с ценами других товаров, то потребители, конечно же, станут более активно покупать данный товар. Примеров таких ожиданий можно привести великое множество.
Еще одним фактором, влияющим на изменение спроса, является изменение вкусов потребителей. Если, например, в результате каких-то явлений среди потребителей станет непопулярным курение, то мы вправе ожидать снижения спроса на сигареты. Следует отметить, что характер изменения вкусов потребителей очень трудно поддается прогнозированию и оценке. Иногда вкусы и предпочтения потребителей меняются очень быстро, и тогда мы наблюдаем частые сдвиги кривой спроса. В других случаях изменение вкусов происходит очень медленно и почти не отражается на кривой спроса.