Вопрос 1: Спрос и его изменения

ТЕМА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

ЛИТЕРАТУРА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем отличаются правила ДМС от программы ДМС?

2. Какие услуги не включаются в программы ДМС?

3. Какие расходы покрывает медицинский ассистанс?

1. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕЖ, 1998. – 228 с.

 

Вопросы темы:

1. Спрос и его изменения.

2. Виды товаров.

3. Предложение и его изменения.

4. Рыночное равновесие

 

Обществу известно много попыток вмешательства в ры­ночный механизм спроса и предложения. Но почти всегда это приводило к возникновению конфликтов, нехватке товаров, а иногда даже к беспорядкам. Свободный же рынок легко рас­пределяет все имеющиеся запасы товаров без каких бы то ни было проблем.

Мало кто задумывается над тем, что потребитель, изъявив­ший желание обладать каким-то товаром, в действительности является носителем спроса.

Спрос (Q) - это желание и способность людей покупать товары.

Заметим, что спрос, в том смысле, в котором его применяют экономисты, не совсем то же самое, что потребность или желание обладать товаром. Этот термин означает не только желание обладать товаром, но и способность купить его. Так, если потребитель хочет иметь дорогой автомобиль, но не рас­полагает необходимым для этого количеством денег, то он не обладает спросом на этот товар.

Мы хорошо помним время, когда редкие люди были счастливыми обладателями персональных компьютеров. Компью­теры стоили очень дорого, и немногие могли себе позволить роскошную покупку. Теперь же компьютеры есть во многих семьях. Можно предположить, очень скоро наличие компью­тера будет таким же привычным, как наличие холодильника или стиральной машины.

Мы наблюдаем действие закона спроса.

Закон спроса - принцип, в соответствии с которым потре­бители склонны покупать большее количество товара, если цена снижается, и меньшее количество товара, если цена повышается при прочих равных условиях.

Такие изменения в количестве покупок происходят вследствие двух причин:

1.при изменении цены товара товар становится дешевле (если его цена снизилась) или же дороже (если цена возросла) относительно других товаров. Потребитель, желая купить на свой доход как можно большее количество продукции, замещает более дорогие товары более дешевыми, т.е. если товар подешевел, то потребитель купит его в большем, чем ранее, количестве, уменьшив при этом покупки других, относительно подорожавших товаров, и наоборот;

2.изменение цены даже одного из товаров, которые обычно приобретает потребитель, меняет благосостояние потребителя: он чувствует себя богаче, если цена снижается, и беднее, если цена повышается. Люди, увеличившие свой достаток, как правило, покупают больше товаров, а люди с уменьшившимся достатком — меньше.

Таким образом, закон спроса описывает зависимость между количеством продукции, которое люди хотят и могут купить, и ценой этого товара. Такая зависимость может быть выражена таблицей или графиком.

Таблица 4.1. Величина спроса на продукцию (данные условные)

 

Цена единицы продукции (евро) Величина спроса на продукцию
  (млн кг в год)
2,0 6,0    
1,8 6,4
1,6 6,8
1,4 7,2
1,2 7,6
1,0 8,0
0,8 8,4

 

Табл. 4.1 показывает, какое количество продукции будет куплено по каждой возможной цене. Мы видим, что при сни­жении цены товара количество продукции, покупаемой по­требителями, возрастает.

 

Та же информация представлена на рис. 4.1 (б). Кривая D называется кривой спроса.

Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спро­са, который предъявляют потре­бители на этот товар.

Теперь мы можем выяснить, какое количество товара будет куплено потребителями по каж­дой возможной цене. Двигаясь вниз по кривой спроса, мы ви­дим, что потребители увеличивают покупки при снижении цены, т. е. существует обратная зависимость между ценой и количе­ством товаров, которое покупают потребители. Экономисты называют передвижение по кривой спроса изменением величи­ны спроса.

Изменение величины спроса - это изменение количества то­вара, которое потребители могут и желают купить, происходя­щее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях).

Кривая спроса выражает зависимость между двумя пере­менными: ценой и величиной спроса. Нов реальной жизни на желание и возможность покупать товары потребителями ока­зывают влияние не только цена, но и многие другие факторы. Рассматривая зависимость между ценой и величиной спроса, мы предполагали, что прочие факторы остаются неизменны­ми. На самом деле, зависимость между ценой товара и величи­ной спроса на него постоянно меняется, а это значит, что про­исходит сдвиг кривой спроса, т. е. изменяется не величина спроса, а спрос. Новая кривая спроса будет выражать новую зависимость между ценой и величиной спроса.

Изменение спроса - это изменение количества товара, ко­торое покупатели могут и желают купить, происходящее в ре­зультате изменения неценового фактора. Факторами изменения спроса являются:

♦ изменение дохода потребителей;

♦ изменение цен на другие товары, которые потребляются одновременно с рассматриваемым нами товаром или вместе с ним;

1.изменение ожиданий покупателей;

2.изменение вкусов и предпочтений покупателей и др.

Если доход потребителя возрастет, естественно, он будет покупать больше тех товаров, потребление которых он считает признаком благосостояния. Такие товары называются нор­мальными.

 

Вопрос 2: Виды товаров:

Нормальные товарыэто товары, потребление которых увеличивается при росте доходов потребителя и уменьшается при сокращении его доходов.

Однако существуют товары, потребление которых обуслов­лено не очень высоким уровнем благосостояния потребите­лей. Такие товары называются низшими или худшими товара­ми. Потребитель считает, что если бы он стал состоятельнее, он не стал бы потреблять эти товары, а заменил бы их другими, более изысканными.

Низшие (худшие) товары - это товары, потребление кото­рых уменьшается при росте доходов потребителя и увеличива­ется при сокращении его доходов.

Таким образом, увеличение доходов потребителей приводит к тому, что кривая спроса на нормальные товары сдвига­ется вправо (от Do к Dj), т. е. при каждой возможной цене потребители начинают покупать большее количество товара. При снижении дох приведет к сдвигу кривой спроса влево (от Do к D]), а уменьшение доходов потребителей -вправо (от Do к D2) (рис. 4.3).

Существенное влияние на изменение спроса оказывает из­менение цен на товары, которые могут заменить данный товар в потреблении или потребляются вместе с данным товаром (рис. 4.4). Если, например, в результате каких-либо событий возрастет цена чая, то можно ожидать, что это скажется на спросе на кофе. Дело в том, что чай и кофе — это товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Конечно, в сложив­шихся условиях потребления каждый потребитель имеет определенные предпочтения. Кто-то предпочитает чай, а кто-то кофе. Но изменение цены чая, несомненно, вызовет у некото­рых людей стремление заменить этот подорожавший товар каким-то другим (например, кофе), относительная цена которого снизилась в результате удорожания чая.

 

Взаимозаменяющие товары (товары субституты)— это та­кие пары товаров, для которых рост цены одного товара со­провождается увеличением спроса на другой товар.



(взаимодополняющие товары) Рис. 4.5. Влияние роста цены одного товара на спрос другого товара

(взаимозаменяющие товары) Рис. 4.4. Влияние роста цены одно­го товара на спрос другого товара

Совсем другой характер взаимосвязи между изменением цены товара и спросом на другой товар в том случае, когда товары потребляются одновременно друг с другом, то есть дополняют друг друга. Здесь можно ожидать, что рост цены одного товара приведет к уменьшению спроса на дополняю­щий товар. Действительно, рост цены товара, как мы выяс­нили ранее, приведет к снижению величины спроса на этот товар. А поскольку этот товар потребляется одновременно с

 

 

другим товаром, то логично будет предположить, что спрос на другой товар снизится, то есть кривая спроса на него сдви­нется влево (рис. 4.5).

Взаимодополняющие (комплементарные товары) — это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара при­водит к снижению спроса на другой товар.

Заметим, что идентификация товара как заменяющего другой товар или как дополняющего другой товар — это пра­во самого потребителя. У разных людей эти пары товаров разные. Поэтому мы можем констатировать лишь существо­вание такой взаимосвязи, но не определять конкретные пары товаров, для которых эта взаимосвязь имеет ту или иную оп­ределенность.

Изменение спроса (сдвиг кривой спроса) может быть вы­звано также изменением ожиданий покупателей. Если люди по какой-либо причине ожидают снижение относительной цены какого-то товара, то, естественно, они будут стремиться в течение какого-то времени воздерживаться от покупки дан­ного товара. И, наоборот, если ожидается рост цены какого-то товара по сравнению с ценами других товаров, то потребители, конечно же, станут более активно покупать данный товар. Примеров таких ожиданий можно привести великое множе­ство.

Еще одним фактором, влияющим на изменение спроса, является изменение вкусов потребителей. Если, например, в результате каких-то явлений среди потребителей станет непопулярным курение, то мы вправе ожидать снижения спроса на сигареты. Следует отметить, что характер измене­ния вкусов потребителей очень трудно поддается прогнози­рованию и оценке. Иногда вкусы и предпочтения потреби­телей меняются очень быстро, и тогда мы наблюдаем частые сдвиги кривой спроса. В других случаях изменение вкусов происходит очень медленно и почти не отражается на кри­вой спроса.