ЛЕКЦИИ по ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

III СЕМЕСТР

Фрактальность как количественная и качественная характеристика в изобразительном искусстве

Прорастая сквозь парадигматические трещины «традиционного» искусства (каким к концу ХХ века стал уже и авангард, и сюрреализм, и весь постмодернизм), фрактальная живопись и графика с их сложными паттернами «упорядоченного» хаоса, которые воспринимаются как красивые и интуитивно относятся к категории искусства, все настойчивее требуют философской и искусствоведческой рефлексии.

Первым методологическим инструментом, заимствованным гуманитарными науками из фрактальной геометрии, стала фрактальная размерность. В отличие от урбанистики, в которой вычисленное значение фрактальной размерности городских территорий пока никак не конвертируется в категории художественного описания пространства, в искусствознании был найден способ создания корреляционных связей между произведением изобразительного искусства и его фрактальной размерностью. Так, согласно данным специальных экспериментов, эстетическим предпочтениям зрителей может соответствовать определенная величина фрактальной размерности живописного образа (возможно, 1,5[23]). Или изменения величины фрактальной размерности могут соотноситься с разными периодами творчества художника, возрастая, к примеру, у Джексона Поллока (Рис. 9) от значения, близкого к 1 в 1943 году до 1,72 в 1954 году, что предлагается в качестве объективного основания для датировки и подтверждения подлинности его работ [5]. Или же фрактальная размерность и ее динамика во времени может служить характеристикой целой художественной эпохи, например, раннекитайской пейзажной живописи [48].

 

Рис. 9. J.Pollock, Convergence, 1952

С другой стороны, фрактальность и ее типы все чаще рассматриваются как особая качественная (эстетическая и/или семантическая) характеристика произведения изобразительного искусства, независимо от способа его создания. В целом фрактальная образность анализируется с одной из двух инверсивных позиций: 1) приводятся характеристики, позволяющие отнести фрактальную компьютерную графику к категории искусства или 2) выявляются фрактальные структуры в произведениях традиционного искусства разных эпох и направлений (Д. Веласкеса, Дж. Поллока, М. Эшера, Х. Гриса, Дзж. Балла, С. Дали, Л. Уэйна, Г. Климта, Ван Гога, П. Филонова, А. Родченко и др.).

Среди наиболее значимых зарубежных работ по «фрактальной эстетике» – известная книга Дж. Бриггса «Фракталы: Узоры хаоса» [25], исследования Л. Кочик [31], Р. Абрахама, Дж. Спротта и их коллег [26], статьи Дж. Парк, Э. Келли (в т.ч. в специальном выпуске журнала «Ylem» – «Fractals as Art») [40, с. 40]и др. [39; 9]

В последние годы к алгоритмическому искусству и к фрактальному искусству в частности как предмету междисциплинарных исследований стали обращаться и отечественные философы, математики, художники и искусствоведы (А.В. Волошинов [3], С.В. Ерохин [6], В.В. Тарасенко [17], И.А. Евин [5], П.П. Николаев [12], В. Рибас [14] и др.[8; 9; 16]). Необходимо, однако, признать, что в российском научно-художественном дискурсе собственно тема фрактальной образности в искусстве еще недостаточно разработана.

 

  Лекционные занятия III СЕМЕСТР
№ п/п Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль. Содержание раздела аудиторная работа Содержание раздела - аудиторная работа
1. История возникновения поселений, как формы эволюции бытия, сознания, цивилизации. Первобытно-общинный строй. Первые поселения и города древности.
2. Градостроительство рабовладельческих цивилизаций Востока. Древний Египет. Особенности формирования городов Древнего Египта. Стоечно-балочная структура. Ордер. Комплекс в Гизе.
3. Градостроительство рабовладельческих цивилизаций Востока. Двуречье. Иран. Особенности формирования городов Двуречья. Вавилон. Сады «Семирамиды».
4. Градостроительство стран античного мира. Древняя Греция. Особенности формирования городов античности. Афины, Олимпия. Греческая ордерная система. Храмовые комплексы.
5. Градостроительство стран античного мира. Древний Рим. Республиканский и императорский периоды. Общественные комплексы.
6. Градостроительство Византии Особенности формирования городов Византии. Константинополь.
7. Градостроительство Киевской Руси Храмовое каменное и деревянное зодчество.
8. Градостроительство Московского Княжества Московский Кремль. Соборная площадь.
9. Градостроительство Средневековья. Средневековая Европа. Романский и готический стили.
10. Градостроительство эпохи Возрождения. Понятие об «идеальном» городе. Ренесcанс Рима.
11. Градостроительство С.-Петербурга Петропавловская Крепость. Соборы С.-Петербурга  
12. Градостроительство Франции 17 - 18 в.в Париж, Версаль.
  Перспективы развития градостроительной науки. Теории градостроительство будущего. Города сегодня и завтра.  
     
1. Расселение. Основы регионального расселения и районной планировки. Градостроительная организация территории поселений. Зонирование.
2. Социально-экономические, экологические инженерно-технические, эстетические основы градостроительной теории. Критерии оценки качества мест расселения.
3. Планировочная структура и развитие города. Типологические признаки и типы планировочной структуры города.
4. Транспортная система города. Транспортная инфраструктура. Поперечные профили дорог и проездов.
5. Селитебная территория города. Размещение, состав, типы и приемы жилой застройки.
6. Общественный центр города и система озелененных пространств.   Характеристика центра города. Классификация озелененных территорий.
7. Промышленные и внеселитебные территории города Размещение, состав, приемы застройки.
8. Городская инженерная инфраструктура. Виды и приемы проектирования подземных инженерных систем.

 

ТЕМА № 1. История возникновения поселений, как формы эволюции бытия, сознания, цивилизации.

1.1 Первобытно-общинный строй.

Первобы́тное о́бщество (также доистори́ческое о́бщество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Термин «культурный материал» не следует путать с «материальной культурой». Он относится исключительно к объектам, созданным благодаря человеческой деятельности, обычно (но не всегда) целенаправленно изготовленным людьми. Чаще всего археологи используют термин «культурный материал» по отношению к своим находкам. Кроме данного термина говорят также об «антропогенном материале».

К культурному материалу относят:

  • артефакты — объекты, созданные или измененные людьми,
  • искусственные особенности рельефа — курганы, рвы, ямы,
  • биофакты и экофакты — одомашненные растения, кости домашних животных или объектов охоты, древесина, использованная в постройках и т. п.,
  • перемещенные людьми объекты — минералы, раковины и др., оказавшиеся далеко от места своего происхождения.

1.2 Первые поселения и города древности.