ЛЕКЦИИ по ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
III СЕМЕСТР
Фрактальность как количественная и качественная характеристика в изобразительном искусстве
Прорастая сквозь парадигматические трещины «традиционного» искусства (каким к концу ХХ века стал уже и авангард, и сюрреализм, и весь постмодернизм), фрактальная живопись и графика с их сложными паттернами «упорядоченного» хаоса, которые воспринимаются как красивые и интуитивно относятся к категории искусства, все настойчивее требуют философской и искусствоведческой рефлексии.
Первым методологическим инструментом, заимствованным гуманитарными науками из фрактальной геометрии, стала фрактальная размерность. В отличие от урбанистики, в которой вычисленное значение фрактальной размерности городских территорий пока никак не конвертируется в категории художественного описания пространства, в искусствознании был найден способ создания корреляционных связей между произведением изобразительного искусства и его фрактальной размерностью. Так, согласно данным специальных экспериментов, эстетическим предпочтениям зрителей может соответствовать определенная величина фрактальной размерности живописного образа (возможно, 1,5[23]). Или изменения величины фрактальной размерности могут соотноситься с разными периодами творчества художника, возрастая, к примеру, у Джексона Поллока (Рис. 9) от значения, близкого к 1 в 1943 году до 1,72 в 1954 году, что предлагается в качестве объективного основания для датировки и подтверждения подлинности его работ [5]. Или же фрактальная размерность и ее динамика во времени может служить характеристикой целой художественной эпохи, например, раннекитайской пейзажной живописи [48].
Рис. 9. J.Pollock, Convergence, 1952
С другой стороны, фрактальность и ее типы все чаще рассматриваются как особая качественная (эстетическая и/или семантическая) характеристика произведения изобразительного искусства, независимо от способа его создания. В целом фрактальная образность анализируется с одной из двух инверсивных позиций: 1) приводятся характеристики, позволяющие отнести фрактальную компьютерную графику к категории искусства или 2) выявляются фрактальные структуры в произведениях традиционного искусства разных эпох и направлений (Д. Веласкеса, Дж. Поллока, М. Эшера, Х. Гриса, Дзж. Балла, С. Дали, Л. Уэйна, Г. Климта, Ван Гога, П. Филонова, А. Родченко и др.).
Среди наиболее значимых зарубежных работ по «фрактальной эстетике» – известная книга Дж. Бриггса «Фракталы: Узоры хаоса» [25], исследования Л. Кочик [31], Р. Абрахама, Дж. Спротта и их коллег [26], статьи Дж. Парк, Э. Келли (в т.ч. в специальном выпуске журнала «Ylem» – «Fractals as Art») [40, с. 40]и др. [39; 9]
В последние годы к алгоритмическому искусству и к фрактальному искусству в частности как предмету междисциплинарных исследований стали обращаться и отечественные философы, математики, художники и искусствоведы (А.В. Волошинов [3], С.В. Ерохин [6], В.В. Тарасенко [17], И.А. Евин [5], П.П. Николаев [12], В. Рибас [14] и др.[8; 9; 16]). Необходимо, однако, признать, что в российском научно-художественном дискурсе собственно тема фрактальной образности в искусстве еще недостаточно разработана.
Лекционные занятия | III СЕМЕСТР | |
№ п/п | Наименование раздела дисциплины, входящей в данный модуль. Содержание раздела аудиторная работа | Содержание раздела - аудиторная работа |
1. | История возникновения поселений, как формы эволюции бытия, сознания, цивилизации. | Первобытно-общинный строй. Первые поселения и города древности. |
2. | Градостроительство рабовладельческих цивилизаций Востока. Древний Египет. | Особенности формирования городов Древнего Египта. Стоечно-балочная структура. Ордер. Комплекс в Гизе. |
3. | Градостроительство рабовладельческих цивилизаций Востока. Двуречье. Иран. | Особенности формирования городов Двуречья. Вавилон. Сады «Семирамиды». |
4. | Градостроительство стран античного мира. Древняя Греция. | Особенности формирования городов античности. Афины, Олимпия. Греческая ордерная система. Храмовые комплексы. |
5. | Градостроительство стран античного мира. Древний Рим. | Республиканский и императорский периоды. Общественные комплексы. |
6. | Градостроительство Византии | Особенности формирования городов Византии. Константинополь. |
7. | Градостроительство Киевской Руси | Храмовое каменное и деревянное зодчество. |
8. | Градостроительство Московского Княжества | Московский Кремль. Соборная площадь. |
9. | Градостроительство Средневековья. | Средневековая Европа. Романский и готический стили. |
10. | Градостроительство эпохи Возрождения. | Понятие об «идеальном» городе. Ренесcанс Рима. |
11. | Градостроительство С.-Петербурга Петропавловская Крепость. Соборы С.-Петербурга | |
12. | Градостроительство Франции 17 - 18 в.в | Париж, Версаль. |
Перспективы развития градостроительной науки. Теории градостроительство будущего. Города сегодня и завтра. | ||
1. | Расселение. Основы регионального расселения и районной планировки. | Градостроительная организация территории поселений. Зонирование. |
2. | Социально-экономические, экологические инженерно-технические, эстетические основы градостроительной теории. | Критерии оценки качества мест расселения. |
3. | Планировочная структура и развитие города. | Типологические признаки и типы планировочной структуры города. |
4. | Транспортная система города. | Транспортная инфраструктура. Поперечные профили дорог и проездов. |
5. | Селитебная территория города. | Размещение, состав, типы и приемы жилой застройки. |
6. | Общественный центр города и система озелененных пространств. | Характеристика центра города. Классификация озелененных территорий. |
7. | Промышленные и внеселитебные территории города | Размещение, состав, приемы застройки. |
8. | Городская инженерная инфраструктура. | Виды и приемы проектирования подземных инженерных систем. |
ТЕМА № 1. История возникновения поселений, как формы эволюции бытия, сознания, цивилизации.
1.1 Первобытно-общинный строй.
Первобы́тное о́бщество (также доистори́ческое о́бщество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Термин «культурный материал» не следует путать с «материальной культурой». Он относится исключительно к объектам, созданным благодаря человеческой деятельности, обычно (но не всегда) целенаправленно изготовленным людьми. Чаще всего археологи используют термин «культурный материал» по отношению к своим находкам. Кроме данного термина говорят также об «антропогенном материале».
К культурному материалу относят:
- артефакты — объекты, созданные или измененные людьми,
- искусственные особенности рельефа — курганы, рвы, ямы,
- биофакты и экофакты — одомашненные растения, кости домашних животных или объектов охоты, древесина, использованная в постройках и т. п.,
- перемещенные людьми объекты — минералы, раковины и др., оказавшиеся далеко от места своего происхождения.
1.2 Первые поселения и города древности.