Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

ЛИТЕРАТУРА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Тема 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Раздел 1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Раздел 4. Медицинское страхование

Раздел 3. Пенсионное страхование

Раздел 2. Обязательное социальное страхование

Раздел 1. Экономико-правовые основы социального страхования

Содержание

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Тема 1. Понятие и содержание социального страхования

Тема 2. Организация и финансовый механизм социального страхования

Тема 3. Правовые основы обязательного социального страхования

Тема 4. Социальные гарантии при утрате трудоспособности и иных социальных рисках

Тема 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях

Тема 6. Обязательное пенсионное страхование

Тема 7. Негосударственное пенсионное страхование

Тема 8. Обязательное медицинское страхование

Тема 9. Добровольное медицинское страхование

1.1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Система социальной защиты населения в условиях рыночной экономики имеет длительную историю. Современная ее организация есть продукт многовекового развития. Каждому этапу соответствовала преобладающая форма социальной защиты граждан. На ранних этапах становления рыночной экономики преобладала функция социального вспомоществования. Последняя возникла в позднее Средневековье в Англии, когда в 1601 г. Елизавета I приняла закон о бедности. Затем во многих странах континентальной Европы, в том числе в России, а позднее и в других странах Запада социальное законодательство воспроизводило многие положения этого закона.

Важнейшим моментом закона о бедности была классификация малообеспеченных граждан на основе проверки нуждаемости и проведения четкой границы между заслужившими социальной поддержки и не имеющими права на нее.

Децентрализация социальной помощи бедным на низовом уровне церковных приходов позволяла легко выявлять категории нуждающихся и обеспечивать адресность данной помощи. Большая роль религиозных институтов была не случайна. Церковь обеспечивала преемственность новой формы социальной защиты населения с существовавшей ранее религиозной благотворительностью, основанной на принципе христианского равенства и универсальности помощи. С развитием рыночных отношений, урбанизации и усилением мобильности населения социальная помощь на основе институтов церкви стала перемещаться к гражданским структурам. При этом гражданские службы столкнулись с серьезной проблемой обеспечения адресности и проверки нуждаемости населения в социальной помощи.

Расширение деятельности и числа государственных структур социальной поддержки населения вело к ее бюрократизации, механизм проверки нуждаемости малообеспеченных граждан приобрел печать унижения человеческого достоинства. Указанные недостатки государственной системы вспомоществования сохраняются и в современной рыночной экономике.

На ранних этапах капиталистического общества система социальной помощи, не способная решить проблему бедности, одновременно порождала иждивенчество в среде трудящихся, снижала стимулы к труду и создавала трудности для предпринимателей в найме рабочей силы.

Идеология нового класса постепенно формировала общественное мнение в пользу ограничения масштабов социального вспомоществования малообеспеченным. В противовес делалась ставка на организацию самопомощи работников с использованием института семьи и добровольно-религиозную благотворительность. Таким образом, был взят курс на минимизацию государственной социальной помощи нуждающимся.

Ответной реакцией общества явилось возникновение добровольных коллективных форм страхования жизненных рисков на корпоративных началах.

Корпоративное страхование получило развитую форму с введением государственных гарантий его существования. Впервые эта форма социального страхования была законодательно конституирована в Германии в конце XIX в. Инициатива ее введения принадлежала аристократии и государственным чиновникам, заинтересованным в сохранении корпоративных привилегий. В первой половине XX в. в условиях кризиса модели капитализма свободной конкуренции сформировалась новая форма социальной защиты населения, которая базируется на обязательности обеспечения населения социально значимыми услугами. Основой новой системы социальной защиты населения являются государственные социальные гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего общества потребностей. В западной социально-экономической литературе наивысший уровень новой системы социальной защиты, обеспечивающий ее универсальность и всеобщую доступность населению, получил название «социальная безопасность». В России в 20-е годы данное понятие нашло отражение в термине «социальное обеспечение».

Отношения социального страхования, включая социальное обеспечение, регулируются принципами Рекомендации Международной организации труда (МОТ) № 67 «Об обеспечении дохода».

Причиной терминологического столпотворения при рассмотрении содержания категории «социальная защита» можно считать использование данной категории и в сфере экономики, и в области права. С юридической точки зрения правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по поводу назначения и выплаты пенсий и пособий. С финансово-экономической точки зрения при рассмотрении содержания категории «социальная защита» за основу берутся источники формирования финансовых ресурсов, направляемых в дальнейшем на пенсии и пособия. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» представляет собой совокупность экономических и социальных институтов, финансовых механизмов, обеспечивающих социально-приемлемый уровень жизни граждан при реализации социальных страховых рисков. Современная система социальной защиты делится на три подсистемы:

• социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное) – это форма социального обеспечения, посредством которой лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право, с учетом уплаченных в страховое учреждение (организацию) взносов, на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определенных законом;

• социальное обеспечение – совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);

• социальное вспомоществование (социальная помощь) – это форма социального обеспечения, посредством которой определенные категории лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, получают право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой.

Значение социального страхования в системе социальной защиты населения. По мере развития экономики и общественного устройства функции, место и роль социального страхования расширяются, а его значение в системе социальной защиты значительно возрастает. Это связано с множеством факторов, но в первую очередь с расширением перечня покрываемых социальныхрисков. Конституционной основой этого процесса является п. 1 ст. 39 Конституции РФ, где заложена возможность расширения социальных рисков: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В этой и других статьях (ст. 7 и 41) также указано, что поощряются добровольное социальное страхование, создание частных систем здравоохранения, дополнительных форм социального обеспечения.

Важнейшая экономическая функция социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Вместе с тем социальное страхование — это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере. В этом плане система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Таким образом, посредством социального страхования общество решает следующие задачи:

• формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;

• обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов;

• сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих

членов общества;

• добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

Система социального страхования состоит из двух частей:

Ø первая призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий

Ø вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Материальной основой данных частей социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования.

1.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ И ПРИНЦИПЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования — страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков. Рисковая природа человеческого существования является базовой предпосылкой для появления различных механизмов защиты от рисков. Очевидно, что риск — это понятие, характеризующее потенциальную опасность, угрозу и непредвиденность результата. Статья 39 Конституции РФ, базовая при рассмотрении вопросов социальной защиты населения, определяет основные виды социальных рисков: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей.

В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальным страховым риском признается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, на случай наступления которого проводится обязательное социальное страхование. Статья 7 Закона определяет виды социальных страховых рисков:

• необходимость получения медицинской помощи;

• временная нетрудоспособность;

• трудовое увечье и профессиональное заболевание;

• материнство;

• инвалидность;

• наступление старости;

• потеря кормильца;

• признание безработным;

• смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Исходя из определения социального страхования, можно определить функции социального страхования.

1. Формирование специализированных страховых денежных средств. Функция основана на аккумуляции страховых взносов как платы за защиту от социально-экономических последствий реализации страховых социальных рисков, которую предоставляют страховщики. Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство призвано регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране.

2. Сбережение и накопление денежных средств. Функция проистекает из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляются через формирование страховых фондов страховщиками и размещение этих средств в активы, определенные законом.

3. Материальное обеспечение граждан. Если рассматривать социальное страхование с экономических позиций, то право на материальное обеспечение при реализации страхового социального риска или при иных обстоятельствах, предусмотренных договором страхования, имеют только те граждане, которые лично или непосредственно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. При обязательном социальном страховании размер материального обеспечения устанавливается законодательно, при добровольном страховании – договором страхования. Однако и в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством.

4. Предупреждение и профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий реализации социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств страховых фондов через комплекс мероприятий по недопущению или уменьшению последствий наступления социальных страховых рисков (минимизация ухудшения материального положения граждан). Примерами могут служить врачебная профилактика или разъяснительно-просветительская работа.

5. Контрольная функция. Данная функция логически связана с предыдущими, так как страховщики – это специализированные организации, а страховые фонды имеют строго целевую направленность. Внутри страховых организаций эта функция осуществляется контрольно-ревизионными органами, вне ее – контролирующими государственными органами (Счетной палатой РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам или Федеральной службой страхового надзора).

В свете рассмотренных функций социального страхования можно утверждать, что социальное страхование выполняет не одну, а несколько ролей.

1. Экономическая роль. Социальное страхование позволяет оперативно компенсировать ухудшение материального положения граждан в связи с реализацией социальных страховых рисков. Кроме того, социальное страхование является материальной основой восстановления трудоспособности, является мультипликативным фактором, способствующим поддержанию платежеспособного спроса населения, имеет большое значение при достижении оптимального уровня функционирования механизма перераспределения национального дохода в целях выполнения социальных функций государства.

2. Социальная роль. Социальное страхование позволяет минимизировать ухудшение

социального положения граждан вследствие наступления старости, инвалидности, смерти застрахованного члена семьи, добровольное социальное страхование выступает дополнением к обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.

3. Инвестиционная роль. Несмотря на подчеркиваемый многими авторами некоммерческий характер социального страхования, функция сбережения и накопления свидетельствует, что средства специализированных фондов страховщиков играют существенную роль в повышении инвестиционной активности в стране. Главным инвестиционным предназначением денежных средств страховых фондов является проведение профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения и реализации определенных социальных рисков. Иными словами, средства специализированных фондов являются источниками финансирования социальных инвестиций.

1. Почему необходима система социальной защиты населения и что она собой представляет?

2. Какие социально-экономические изменения произошли в России при переходе к рынку?

3. Назовите отличительные особенности и раскройте содержание социальных рисков?

4. Каковы функции и роль социального страхования в системе социальной защиты

населения?

1. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕЖ, 1998.

2. Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального страхования. – М.: Дашков и К°, 2006.

3. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Федорова. – М.: БЕК, 2002.

4. Роик В.Д. Основы социального страхования. – М.: Анкил, 2005.