Тема 4. Регулирование деятельности на фондовом рынке.

Паевые инвестиционные фонды (ПИФ).Коллективное инвестирование, имеет в своей основе объединение в единый пул средств инвесторов, инвестирование которых осуществляет профессиональный менеджер – управляющий или управляющая компания. Одной из наиболее распространенных в мире формой коллективного инвестирования являются паевые инвестиционные фонды.

Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Таким образом, как типичный инструмент коллективного инвестирования, ПИФ является имущественным пулом (комплексом), сформированным из вложений вкладчиков и не является юридическим лицом. Управляющая компания на основе договора о доверительном управлении (представляющего собой Правила доверительного управления имуществом ПИФа) размещает данные средства в разнообразные активы. Правила Доверительного управления Управляющая компания регистрирует в Федеральной Службе по финансовым рынкам (ФСФР).

Для инвестирования средств в ПИФ, пайщик присоединяется к Договору доверительного управления (единым для всех пайщиков данного фонда Правилам ПИФа) путем покупки инвестиционного пая (именной стандартной бездокументарной ценной бумаги, не имеющей номинальной стоимости); средства внесенные в его оплату становятся составляющей имущества фонда. Инвестор может приобрести пай (а также погасить его) напрямую (у управляющего) или через его агентов по размещению и выкупу паев (таковыми обычно выступают банки).

Максимальный срок формирования фонда – 3 месяца. Как правило, управляющие компании не пренебрегают такой возможностью, хотя можно установить и меньший срок (это указывается в Правилах доверительного управления имуществом ПИФа).

Формально пайщик сохраняет право собственности на данное имущество (имущество находится в общей долевой собственности пайщиков), но распоряжаться им уже не может, а может либо продать свой пай на открытом рынке, либо в установленном порядке продать свой пай управляющему, вернув свои инвестиции. Имущество фонда увеличивается или уменьшается на величину прибыли или убытка, тем самым увеличивается или уменьшается стоимость пая, принося прибыль или убыток инвестору – владельцу пая. Таким образом, риск неудачных инвестиций (риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) лежит непосредственно на инвесторе, и все зависит от профессионализма управляющего.

Субъектами, участвующими в управлении и обслуживании фонда, являются:
- управляющая компания (управляет имуществом фонда путем инвестирования)
- специализированный депозитарий (хранит и ведет учет имущества фонда, осуществляя при этом контрольные функции за законностью действий управляющей компании по отношению к имуществу фонда),
- регистратор (ведет реестр владельцев инвестиционных паев)
- аудитор (проверяет правильность ведения учета и отчетности управляющей компанией фонда).

Вложения в ПИФ, как и любой другой инструмент инвестирования, имеют как преимущества, так и недостатки:

1. Профессиональное управление. Компании, занимающиеся доверительным управлением имуществом ПИФа лицензируются ФСФР, кроме того, управляющие компании, как правило, входят в состав опытных финансовых корпораций;

2. Юридическая проработанность. По сравнению с иными относительно новыми инструментами, конструкция паевого инвестиционного фонда максимально проработана в рамках действующего законодательства;

3. Диверсификация. Средства инвесторов вкладываются в различные группы активов, таким образом, вложения на пай диверсифицированы, что снижает инвестиционные риски;

4. Относительное снижение затрат. При управлении большим числом мелких инвестиций как одним крупным портфелем можно добиться экономии за счет масштаба операций, от чего инвестор может получить выгоду в виде снижения платы за управление;
5. Надежность. Перенос риска вложений непосредственно на инвестора, в значительной степени нивелируется повышенным государственным контролем за деятельностью управляющих компаний;

6. Льготный налоговый режим. ПИФ представляет собой конструкцию так называемого прозрачного налогообложения. Налоговые издержки пайщика такие же, как если бы он инвестировал средства самостоятельно, без институтов усиливающих налоговую нагрузку. Пайщики уплачивают налог на доход/прибыль, но только в момент реализации пая. Для юридических лиц есть возможность уплачивать налог раз в год по итогам инвестирования;

7. Относительно высокая доходность. По данным НЛУ доходность по паям ряда ПИФов достигала более 100% годовых;

8. Возможность обращения паев на вторичном рынке. Паи могут обращаться как на биржевом, так и внебиржевом рынке. Биржевая торговля паями осуществляется главным образом в системах ММВБ и РТС. Большинство крупных управляющих компаний ориентированы на включение своих паев в котировальные листы, что должно способствовать повышению их ликвидности, а значит расширению паевого рынка.
9. Вариативность в выборе типа ПИФа. Возможность получения высокого либо стабильного дохода по выбору инвестора в зависимости от типа паевого фонда;

10. Низкий порог вложения. Многие действующие управляющие компании устанавливают предельно минимальные суммы вложений, что позволяет привлекать широкий круг мелких инвесторов, в том числе физических лиц;

11. Текущий контроль инвестора. Традиционно управляющие компании предоставляют возможность следить за стоимостью паев через Интернет (для открытых фондов эта величина исчисляется ежедневно);

 

Организация процесса регулирования финансовых рынков и модели финансовых рынков.

Инфраструктура финансового рынка.

Структура регулирования финансового рынка.

Особенности регулирования финансового рынка в России. Российские органы регулирования финансового рынка. Саморегулируемые организации.

Организация процесса регулирования финансовых рынков и модели финансовых рынков.Современные сложные и весьма эффективные рынки ценных бумаг в западных странах - результат их многовековой стихийной эволюции в рамках принципиально не менявшейся рыночной экономики. Эти рынки и фондовые биржи, как их важнейший институт, развивались, отвечая на возникающие потребности экономики без какой-либо основополагающей концепции плана, программы и государственного руководства. Проблема регулирования рынка ценных бумаг, и биржи в частности, возникла лишь в начале 30-х годов текущего столетия, когда биржевой крах оказался важнейшей составляющей глубочайшего экономического кризиса 1929-1933гг, поразившего западный мир. С 1933 года, когда в США был впервые принят закон о ценных бумагах и создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, эта сфера экономической жизни постоянно находится в поле зрения Конгресса и правительства. Однако речь никогда не шла о какой-либо форме прямого руководства со стороны государства.

Косвенное государственное регулирование состоит, в основном, в разработке законодательной базы и ее развитии. В США Комиссия по ценным бумагам и биржам является независимым органом, который отвечает за общее функционирование рынка, усовершенствование законодательства и его неукоснительное соблюдение всеми участниками рынка. Каждый штат имеет соответствующие органы, наблюдающие за функционированием рынка ценных бумаг в пределах штата. Институты рынка, и, прежде всего биржи, являются саморегулирующимися организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям, а также регулярно проверяют фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы. Существование арбитража позволят не доводить подавляющее количество конфликтов до суда. Надежность выпускаемых ценных бумаг обеспечивается действием принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей необходимой информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии. Общим принципом управления на финансовом рынке является саморегулирование финансовых институтов под наблюдением государственных органов. Это реализуется посредством разработки и внедрения стандартизации в бухгалтерский учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях нормативные акты и правила, обеспечивающие деятельность на финансовом рынке. Все регулирование направлено на создание условий соблюдения законности, открытости, защиты рынка и инвесторов от возможных махинаций и мошенничества.

В целях защиты инвесторов и создания условий равной конкуренции законодательством запрещается совмещение некоторых видов деятельности. Так, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Эта организация является государственным регулирующим органом деятельности участников финансового рынка.

ФСФР осуществляет лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка. Лицензированию подлежат все перечисленные выше виды профессиональной деятельности. В законе предусмотрено три вида лицензий: профессионального участника рынка ценных бумаг; на осуществление деятельности по ведению реестра; фондовой биржи.

Лицензирующий орган контролирует деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг и может отозвать лицензию при нарушении законодательства Российской Федерации.

Основным критерием достижения определенной степени зрелости фондового рынка является уровень развития его инфраструктуры, что предполагает наличие в ее составе всех составляющих звеньев, необходимых для нормального функционирования.

В мировой практике сложилось несколько моделей финансовых рынков: европейская (банковская), англо-американская (небанковская) и смешанная. Они различаются по принципам построения отношений между основными участниками обмена финансовыми инструментами и регулирующей роли государства. Как правило, в европейской модели основными участниками отношений являются банки и в соответствии с этим центральный банк государства является основной регулирующей инстанцией (наиболее яркие примеры - Германия, Австрия, Бельгия). В англо-американской модели финансового рынка ведущая роль принадлежит инвестиционным институтам и небанковские органы являются регулирующей инстанцией. Среди более чем 30 стран с развитыми финансовыми рынками, более половины стран имеют самостоятельные ведомства, осуществляющие контроль за этим рынком, примерно в 15 странах за финансовый рынок отвечает Минфин, а в остальных странах существует смешанное управление.

Практика развития финансовых рынков в экономически развитых странах выявила, что структура государственных органов, регулирующих финансовый рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской, смешанной), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеративным устройством часть полномочий государства на финансовом рынке передана территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям и т.д.). Общей тенденцией для всех стран является создание самостоятельных ведомств, регулирующих финансовые рынки.

В России в процессе формирования структуры финансового рынка прослеживаются контуры модели финансового рынка, которую можно определить как смешанную, включающую отдельные элементы из существующих на Западе моделей регулирования (небанковской и банковской). Данные особенности регулирующей инфраструктуры российского финансового рынка обусловлены во многом особенностями его формирования. Создание финансового рынка происходило большей частью фрагментарно, по отдельным, не связанным между собою секторам. Это обусловило формирование регулирующей структуры, разделенной по секторам рынка. Так, например, банковский сектор регулирует Центральный банк, финансовые институты – ФСФР, страховые компании – Минфин. Такое многообразие форм регулирования рыночных структур повлияло на формирование инфраструктуры российского финансового рынка.

Инфраструктура финансового рынка. Под инфраструктурой финансового рынка понимается совокупность технологий, используемых на рынке для обеспечения процесса движения финансовых инструментов, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

Составляющие технологии инфраструктуры финансового рынка можно классифицировать как три основные группы: регулирующая, информационная и техническая.

Регулирующая инфраструктура финансового рынка - это система нормативно-правового регулирования рынка. По своему значению она является доминирующей в общей структуре финансового рынка, поскольку выполняет функции допуска, работы и контроля для всех его участников (законодательные, регистрационные, лицензионные, надзорные функции). Она реализуется через деятельность органов регулирования, законодательного обеспечения, контроля соблюдения правил работы на финансовом рынке.

Информационная инфраструктура финансового рынка представляет собой систему обмена информацией между его участниками. Особенность финансового рынка состоит в том, что собственно обмену финансовых инструментов предшествует обмен информацией о них. Обеспечение этого условия требует наличия информационных потоков, передаваемых через специальных посредников - фондовые биржи, компьютерные рынки, информационно-аналитические агентства, инвестиционных консультантов, которые и составляют в совокупности информационную инфраструктуру финансового рынка. К информационной инфраструктуре относится и система специального образования участников финансового рынка, условия функционирования которой задаются органами государственного управления. Наличие на финансовом рынке специалистов со специальными знаниями, являясь необходимым условием его работы, требует создания специального подразделения информационной инфраструктуры, осуществляющего подготовку и аттестацию специалистов для осуществления операций на финансовом рынке.

Техническая инфраструктура финансового рынка представляет собой систему обеспечения учета, оформления и расчета по сделкам с финансовыми инструментами. Она включает предприятия и организации, обеспечивающие движение информационных потоков, осуществляющие клирингово-расчетную, депозитарную и регистраторскую сеть.

Таким образом, модель структуры финансового рынка представляет собой систему функционирования составляющих звеньев его инфраструктуры, независимо от типов финансовых рынков и их национальных особенностей.

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к «массовому производству» снизить относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса оказался способным финансировать себя за счет отчислений сторон сделки.

Для организации таких условий торговли акциями создаются структуры, осуществление торговли в рамках которых освобождает от определенных видов риска. Эти риски принимает на себя инфраструктура рынка, причем уменьшение риска происходит вместе со снижением доходности, так как часть затрат требуется для развития инфраструктуры.

Организация инфраструктуры того или иного сегмента рынка зависит от уровня его развитости, объема оборотов, характера его участников и и видов обращающихся на нем инструментов. Общие задачи инфраструктуры сводятся к следующему: во-первых, управление рисками на рынке, во-вторых, снижение удельной стоимости проведения операций.

Наиболее важной проблемой при создании инфраструктуры финансового рынка является раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности всех участников рынка. Реализация принципа информационной прозрачности должна осуществляться за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка и ее результатах. Это может быть достигнуто за счет:

· единой системы показателей для анализа положения на рынке;

· четкого разграничения информации на составляющую коммерческую тайну и открытую информацию или обязательную к предоставлению по любому требованию как отдельных граждан, так и органов государственной власти;

· обязательного опубликования любых фактов деятельности эмитентов, влияющих на курс ценных бумаг;

· поддержки независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг;

· поддержки специализированных изданий, публикующих курсовые котировки акций эмитентов, а также характеристики отдельных предприятий и отраслей экономики как объектов инвестиций;

· формирования центров раскрытия информации;

· повышения ответственности за предоставление недостоверной информации;

· раскрытия информации о ценах и объемах операций с ценными бумагами в торговых системах.

Выполнение условий обеспечения информационной прозрачности финансового рынка представляет собой на сегодняшний день комплексную проблему, решение которой возможно только с участием государства и всех участников рынка. Прежде всего, со стороны государства необходимо всестороннее правообеспечение этого процесса, которое не только регламентировало бы его, но и предусматривало меры ответственности за нарушения установленных правил. Это предполагает совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам раскрытия информации эмитентами-участниками рынка, а также ее увязки с уголовным, уголовно-процессуальным и административным кодексом в части обеспечения ответственности организаций и лиц, нарушающих требования по раскрытию информации.

Кроме того, необходимо создание единого стандарта информации, подлежащей раскрытию эмитентами, а также системы ее сбора и распространения. При этом необходима координирующая роль государственного органа власти в лице Федеральной комиссии по финансовым рынкам (ФСФР) для осуществления взаимодействия информационных агентств, средств массовой информации, консультационных фирм и профессиональных участников финансового рынка по вопросам продвижения подлежащей раскрытию информации на информационный рынок в целом и обеспечение этой информацией конкретных групп инвесторов, в частности.

Саморегулируемые организации. Как показывает мировая практика развития рынков ценных бумаг, наличие саморегулируемых организаций в структуре управления фондовым рынком свидетельствует о достаточно высокой степени его организации (США, Великобритания). Саморегулируемые организации, с одной стороны, повышают эффективность системы регулирования рынка ценных бумаг и контроль деятельности профессиональных участников рынка, с другой стороны, - их наличие существенно снижает расходы государства на регулирование фондового рынка.

Саморегулируемыми организациями в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса. Как правило, в каждой стране это несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государством как основные представители профессионального сообщества в мире ценных бумаг. В случае такого признания государство передает часть своих полномочий по надзору и регулированию рынка с тем, чтобы профессиональные операторы рынка ценных бумаг сами устанавливали для себя правила игры и осуществляли контроль за их исполнением, имея в виду, что этот контроль (по объему и качеству) значительно результативнее, чем надзорная деятельность государства. В ряде стран (например, Великобритания) рынок в большей мере саморегулируется, нежели находится под контролирующим воздействием государства. И, наоборот, в ряде стран модели регулирования рынка ценных бумаг предполагают жесткость государственных предписаний и значительно меньшую активность профессиональных участников в установлении и контроле правил на рынке. Вместе с тем, саморегулируемая организация - это не только выработка общих правил игры или защита интересов, это еще часто обособленный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, объемам торговли и капитала, их финансовому здоровью и т.д. Создание саморегулируемой организации - часто еще и торговое соглашение, например, по законодательству США фондовая биржа также считается саморегулируемой организацией, тем более она выполняет функции совместного установления профессионалами правил игры и контроля за их выполнением. Основными признаками саморегулируемой организации являются:

1)добровольное объединение;

2)членство только для профессиональных участников фондового рынка;

3)обязательное наличие уставных функций по саморегулированию деятельности участников объединения и установлению формальных правил ведения бизнеса;

4)получение от государства части его полномочий по регулированию деятельности на рынке ценных бумаг.

Нужно отметить, что в российском законодательстве статус саморегулируемых организаций определен с момента принятия Федерального закона от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных некоммерческих организаций. Их функции, в основном, соответствуют общепринятым в мировой практике:

o саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

o поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;

o развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг;

o проведение совместных научных разработок;

o коллективное предпринимательство в сфере своих интересов и защита интересов инвесторов.

Тема 5. Биржи и биржевое дело.

 

Понятие биржи.

Принципы работы биржи.

Листинг и котировки акций в процессе биржевой деятельности.

Понятие биржи.Институционально организованным вторичным рынком капитальных ценных бумаг, преимущественно акций, где покупатели и продавцы собраны в конкретном физическом месте и торгуются на принципах аукциона, является фондовая биржа. Биржа в переводе с латыни - кожаный кошелек. Еще в ХШ веке в г. Брюгге купцы стали собираться для заключения сделок на площади Кошелек. Любая биржа - это рынок или базар, где встречаются продавцы и покупатели и между ними (чаще всего с помощью посредников - маклеров) совершаются сделки по купле-продаже крупных партий однородной продукции. Такие биржи называются товарными. Постепенно происходила специализация бирж на отдельных видах товара - хлеб, сахар и т.п. Одновременно в тех же помещениях или отдельно возникали биржи для торговли деньгами и денежными обязательствами - облигациями, векселями, поручительствами. Постепенно эти биржи полностью обособились и рынок ценных бумаг стали называть фондовой биржей. И товарная, и фондовая биржи дожили до наших дней. Вместе с банками и государственными налогами биржи превратились в основной регулятор современного рыночного хозяйства. Ежедневно на тысячах бирж по всему миру совершают миллионы сделок по купле-продаже товаров и ценных бумаг. Именно на биржах устанавливаются важнейшие курсы валют, цены на золото, курсы государственных обязательств и акций частных компаний - от крупнейших транснациональных корпораций до средних и малых компаний, чьи акции официально приняты к котировке на фондовой бирже. На биржах определяется доходность или убыточность отдельных компаний или целых отраслей, а нередко и будущее национальной экономики. Биржа - естественный регулятор рыночного хозяйства, способствующий наиболее выгодному вложению капиталов. Биржа быстрореагирует на любые отклонения в спросе и предложении на ценные бумаги и обеспечивает необходимые изменения в отраслевой структуре хозяйства. Современная биржа - это большое здание, нередко построенное еще в прошлом веке, но оснащенное новейшей телекоммуникационной аппаратурой, обеспечивает быструю связь с любым лицом или учреждением, выступающим на бирже. Одна или несколько фондовых бирж имеются в каждой стране с развитой рыночной экономикой. На бирже идет торговля ценными бумагами наиболее крупных корпораций. Так, в США на самой крупной из 6 имеющихся фондовых бирж - Нью-Йоркской - идет торговля ценными бумагами порядка 1700 крупнейших корпораций. Для того чтобы компания была зарегистрирована на этой бирже (внесена в каталог биржи) она должна иметь не менее 2 тысяч различных акционеров. Биржа не просто технический механизм торговли ценными бумагами. Традиционно это учреждение, которое определяет и создает остов индустрии рынка ценных бумаг, создает правила, определяет политику на рынке капиталов. Биржа становится своеобразным центром руководства рыночной экономикой; они возникает там, где есть достаточно много компаний, фирм, которые занимаются финансовой деятельностью. Спекуляция - исторически сложившаяся форма существования биржевого механизма, что считается в рыночной экономике нормальным и даже необходимым. Однако спекуляция, как нормальный рыночный процесс, на бирже легко перерастает в рыночный ажиотаж, массовый азарт извлечения спекулятивных доходов. Поэтому именно биржа обычно становится эпицентром денежно-финансовых кризисов, способных вызвать разорение мелких и не только мелких держателей акций, цепную реакцию банкротств. Биржевое законодательство в развитых странах предусматривает некоторые способы предотвращения разжигания биржевой игры до состояния лихорадки, в том числе путем преследования в уголовном порядке инициаторов биржевого ажиотажа. Тем не менее, время от времени все-таки случаются так называемые биржевые крахи, что выражается в стремительном и неуправляемом падении курсов акций. Иногда этот процесс охватывает одновременно многие биржи. Последний наблюдавшийся процесс стремительного падения курсов акций, охвативший одновременно все ведущие биржи развитых стран, наблюдался осенью 1987 года. Последние 10-15 лет - это период реформ и серьезных технических преобразований на большинстве бирж мира. Повсеместно введено электронное (компьютерное) оборудование самих бирж, что чрезвычайно ускорило операции по купле-продаже акций, и по их биржевой котировке. Появились параллельные, так называемые междилерские биржи, которые работают по своим котировкам. В более мелких брокерских фирмах установлены телевизионные экраны, где брокеры постоянно отслеживают цены, чтоб непрерывно продавать и покупать ценные бумаги; их приказы немедленно реализуются через крупные биржи с использованием современных систем связи. Установлена компьютерная связь между биржами не только в отдельных странах, но связь между всеми основными биржами мира, что позволяет одновременно следить за движением цен на всех биржах. Особенность операции с ценными бумагами состоит в том, что происходит не просто купля-продажа товара, но происходит передача прав собственности, которая нередко имеет адресность, а также других сопутствующих прав, например прав голоса. Нередко эмитент обязан знать конкретно, кому передается ценная бумага, поскольку с держателем ценной бумаги его связывает на многие годы обязанность уплачивать проценты и дивиденды. Между тем держатель может неоднократно меняться. Многочисленные встречные сделки дилеров, в которых фигурируют одни и те же бумаги, создают сложнейшие комбинации и запутанные пути движения ценных бумаг. В существующих механизмах конкретных рынков нет единых или даже унифицированных правил, поскольку по всех странах рынки ценных бумаг развивались неравномерно и имели много особенностей, которые со временем переросли в неписанные правила и традиции совершения операций, что частично отражено в законодательных актах. Огромный оборот ценных бумаг потребовал создания дополнительных специализированных институтов, обслуживающих фондовую биржу. Важнейшим из них является клиринговая корпорация, представляющая собой своеобразный кооператив брокеров. В ее задачи входит выверка точности заключенных контрактов, бухгалтерская расчистка произведенных в течение дня сделок для выявления встречных контрактов и их клирингового зачета, производство окончательных расчетов между покупающими и продающими брокерами, отправка ценных бумаг на соответствующие платежи. Другая сложная проблема - физическое перемещение ценных бумаг - разрешается с помощью создания специальных депозитариев, то есть компаний, занимающихся специальным хранением запас разнообразных ценных бумаг и учета их движения без физического перемещения. Появление депозитариев стало качественным скачком в функционировании вторичного рынка ценных бумаг: обеспечивается физическая безопасность, контроль за законностью операций, аудиторская ревизия, возможность страхования операций от убытков и потерь. Созданы условия отслеживания всего пути, проходимого ценной бумагой за весь период ее существования. США были пионерами в создании специальных институтов, независимых частных корпораций, которые постоянно определяют рейтинг эмитируемых облигаций, публикуют эти сведения, создавая возможность для учета инвесторами риска вложения средств в облигации.Таким образом,фондовая биржа как организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами создается профессиональными участниками финансового рынка для взаимных оптовых операций.

Принципы работы фондовой биржи:

1. Биржа – централизованный рынок с фиксированным местом торговли ( наличие торговой площадки обязательно).

2. Существование процедуры отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям: финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценных бумаг, массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен.

3. Существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи.

4. Наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур.

5. Централизация регистрации сделок и расчетов по ним.

6. Установление официальных (биржевых) котировок.

1. Надзор за членами биржи с позиции их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка.

Принципы организации биржевой торговли:

а) создание постоянно действующего рынка;

б) определение цен;

в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения;

г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;

д) выработка правил торговли на бирже;

е) индикация состояния экономики, ее товарных сегментов и фондового рынка.

По своей организационно-правовой форме фондовая биржа является предприятием некоммерческого профиля деятельности, т.е. целью ее деятельности не является получение прибыли. Биржа может иметь дочерние структуры, осуществляющие одно или несколько направлений деятельности, необходимой для проведения торгов. Например, информационной, клиринговой или расчетной. Членами биржи могут быть компании, отвечающие определенным требованиям, в том числе:

1) наличии лицензии;

2) наличие статуса предприятия-резидента или нерезидента с определенными ограничениями;

3) коммерческая репутация;

4) опыт в бизнесе ценных бумаг;

5) квалификация, обученность и компетентность персонала;

6) согласие с регулирующими правилами и надзорными функциями фондовой биржи;

7) соответствие финансовым стандартам;

8) операционная и расчетная способность;

соответствие необходимым требованиям учета и аудита, представление отчетной информации на биржу.