БРЯНСК 2012
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК.
КУРС ЛЕКЦИЙ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ
И ТЕКСТА»
ЛЕКЦИЯ № 1. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЛАН:
1. Сложное предложение как синтаксическая единица.
2. Структурно-семантические разновидности сложных предложений.
3. Функциональный (коммуникативный) аспект сложного предложения.
4. Проблемные вопросы теории сложного предложения на современном этапе развития синтаксической науки.
Литература:
1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.
2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1981.
3. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.
5. Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М., 2007.
6. Русская грамматика. – М., 1980. - Т. II.
7. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. - М., 1992.
8. Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения // Вопросы синтаксиса современного русского языка. – М., 1950.
ВОПРОС 1. Сложное предложение (СП) как синтаксическая единица
а) разные подходы к пониманию сущности сложного предложения
и к определению его места в системе других синтаксических единиц;
В современной синтаксической науке имеется два подхода к определению места сложного предложения в системе других синтаксических единиц:
1) сложное предложение – одна из разновидностей предложения как основной синтаксической единицы (Грамматика русского языка (1954), Н.С. Валгина и др.);
2) сложное предложение – особая синтаксическая коммуникативная единица, высшего, по сравнению с простым предложением, порядка (В.А. Белошапкова, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов и др.).
Сложное предложение – ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждая из частей сложного предложения имеет свой грамматический центр и по своей структуре подобна простому предложению: может быть ДСП // ОСП, распространенной // нераспространенной, полной // неполной, осложненной // неосложненной.
Например: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.).
1 часть – _________________________________________________________________________
2 часть – _________________________________________________________________________
Т.О., каждая из частей СП строится по структурной схеме простого предложения, но только объединение частей создает единую структуру, характеризующуюся интонационной, смысловой и структурной завершенностью.
Такая двойственность природы сложного предложения привела к разному пониманию его синтаксической природы.
Длительное время СП рассматривалось как «сцепление» простых предложений. Эта точка зрения представлена в работах А.М. Пешковского (Русский синтаксис в научном освещении – 1914), А.А. Шахматова (Синтаксис русского языка – 1941). Они даже отказались от самого термина «сложное предложение»: Пешковский использовал термин «сложное целое», Шахматов – «сочетание предложений».
Впервые описал СП как единую и цельную структуру В.А. Богородицкий. В книге «Общий курс русской грамматики» (1935) он сравнивал части СП с морфемами, которые можно выделить в слове.
Идею о целостном характере СП как особой синтаксической единицы развивают и углубляют далее Н.С. Поспелов (статья «О грамматической природе сложного предложения»), В.А. Белошапкова, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов.
В современном синтаксисе представлен многоаспектный подход к изучению СП: исследуются 3 основных аспекта СП:
1) структурный – СП характеризуется полипредикативностью, целым набором структурных элементов, используемых для связи предикативных частей;
2) семантический – СП описывается как единица, характеризующаяся смысловой завершенностью, семантической цельностью, а также часто полипропозитивностью;
3) коммуникативный – СП характеризуется единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.
б) отличительные признаки: полипредикативность и полипропозитивность, их соотношение;
В современных исследованиях представлены следующие основные признаки СП, противопоставляющие его простому:
1. Полипредикативность.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Полипропозитивность.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но прямого соотношения между признаками полипредикативности и полипропозитивности нет, в ряде случаев возможна асимметрия между количеством частей и числом пропозиций:
1) Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Некрасов) – ________________________
_________________________________________________________________________________
2) Хорошо, что лето сейчас жаркое – ____________________________________________
__________________________________________________________________________________
3) Если вдруг решишь вернуться, то завтра не стоит – ______________________________
_____________________________________________________________________________________
Следовательно, не все сложные предложения полипропозитивны, поэтому основным признаком СП является полипредикативность. Полипредикативность СП обусловливает характер его грамматического значения и особенности строения.
в) грамматическое значение и структура;
Грамматическое значение синтаксических единиц – _______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГЗ сложного предложения– _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Пр.: Он спросил меня, где я жил раньше.
Пр.: Он вспомнил дом, где жил раньше.
Каждое грамматическое значение выражается в СП при помощи определенного, необходимого и достаточного, набора структурных элементов.
г) средства связи предикативных частей (средства выражения синтаксических отношений)
Основные:
1. Союзы – ___________________________________________________________________
В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть (Есенин).
Известно, что слоны в диковинку у нас (Крылов).
2. Союзные слова (реляты) – ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (Пришвин).
3. Указательные слова (корреляты) –______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я тот, кого никто не любит.
Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).
4. Опорные слова – ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Мы опасались, что погода испортится.
5. Интонация – _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дополнительные:
1. Парадигма СП (соотношение видо-временных и модальных форм сказуемых):
Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит (Лермонтов).
2. Анафорические и катафорические местоимения - _______________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца (Пауст.).
Хорошо вот что: он глубоко порядочный человек.
3. Порядок следования частей:
- незакрепленный: Что мне снилось, не помню;
- закрепленный: И стало беспощадно ясно: жизнь прошумела и ушла (Блок).
Порядок следования частей может определять характер синтаксических отношений:
Стало душно, я вышел из комнаты – отношения ___________________________________________
Я вышел из комнаты: стало душно – отношения _________________________________________
4. Структурная неполнота частей СП:Он что-то еще говорил, а что, не было слышно.
5. Структурный параллелизм – ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Отцвела сирень, и побелели липы (Вел.).
6. Общие компоненты предложения, расположенные в начале СП: ___________________
_________________________________________________________________________________
У этой игры были свои правила, но не было законов.
7. Типизированные лексические элементы (грамматикализованные лексемы), регулярно участвующие в выражении грамматической семантики предложения. Например:
1) эмоциональная лексика (рад, счастлив, люблю и т.д.), определяющая добавочное причинное значение: Я рад, что ты вернулся (объектное значение осложняется причинным);
2) антонимическая лексика, выражающая сопоставительные и противительные отношения: Лето припасает, а зима поедает.
3) слова, передающие результативно-следственные отношения: Он ударил – я тут же упал.
8. Семантическая соотносительность лексического наполнения частей – _____________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При ясном уме и сердце ясно, и море чисто, как стекло: всё так приветно-безопасно, всё так улыбчиво-светло (Вяземский).
Совокупность средств связи сложного предложения образует его структурно-семантическую модель, то есть отвлеченный образец, схему, по которой строится предложение.
Структурно-семантическая модель может быть типовой и частной.
Типовая – ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Частная – ___________________________________________________________________________
Сравним три предложения:
1. Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно (Гор.).
2. Дверь открылась, и вошел хозяин.
3. Лето было знойное, и ледники в горах начали таять.
Типовая модель – общая - ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Частные модели разные: _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС 2. Структурно-семантические разновидности сложных предложений
1. По средствам связи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сказка вымысел, и все же она учит правде (Маршак);
Что волки жадны – всякий знает (Крылов).
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
2. По количеству предикативных частей:
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (пословица).
Чтоб видеть солнце, надо сознавать, что нужен ты, что есть на свете дружба… (Ю.Бурова)
3. По возможности изменения порядка следования частей:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Солнце было уже высоко, когда я открыл глаза (Гаршин).
Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло (Булгаков).
4. По характеру модели:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Что касается его, то он человек хороший. ________________________________________________
Кричи не кричи – никто не услышит. ____________________________________________________
Куда иголка, туда и нитка. ____________________________________________________________
Не успел вернуться, как ты налетел._____________________________________________________
ВОПРОС 3. Коммуникативный аспект сложного предложения
Коммуникативный аспект в исследовании сложного предложения связан с анализом актуального членения предложения и с характеристикой предложения по цели высказывания.
Актуальное членение сложного предложения
Актуальное членение– это членение высказывания на тему и рему.
Специфика СП состоит в том, что его компоненты обычно обозначают отдельные событийные факты, поэтому каждая из предикативных частей может иметь свое актуальное членение, то есть в каждой предикативной части можно выделить тему (Т) и рему (Р). Это характерно прежде всего для ССП и БСП, состоящих из частей, относительно самостоятельных по отношению друг к другу.
Т Р Т Р
1)Мир // освещается солнцем, а 2)человек –// знанием (Пословица).
Для сложноподчиненных предложений характерно иное актуальное членение:
1) границы компонентов актуального членения совпадают с границами предикативных частей:
Т Р
1)Когда в товарищах согласья нет, //2) на лад их делоне пойдет (Крылов);
2) границы компонентов актуального членения не совпадают с границами предикативных частей:
Т Р
Дом, в котором япоселился,// имел интересную историю – придаточное предложение с опорным словом главной части – тема, остальное – рема.
Характеристика сложных предложений по цели высказывания
Функциональные типы сложных предложений подробно исследованы Г.В. Валимовой (Функциональные типы предложений в современном русском языке – 1967).
По цели высказывания (коммуникативной установке) сложные предложения делятся на две группы:
1) Однофункциональные (функционально однородные – Диброва)______________________
____________________________________________________________________________________
Лес рубят – щепки летят;
Где будет собрание и кто его председатель?
Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан (Пушкин).
2) разнофункциональные (синкретичные – Диброва) ____________________________________
_________________________________________________________________________________
Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (Крылов);
Я поработаю, а ты погуляй (Федин);
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей… (Горький);
Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? (Пушкин).
Следует отметить, что функциональные типы сложноподчиненных предложений часто определяются по целевой характеристике главной части:
Учитель спросил, часто ли мы ходим на тренировки. ___________________________________
У вас не бывает ощущения, что от этого зависит вся жизнь (Лихоносов). __________________
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (Пушкин). _________________________
Характеристика сложных предложений по эмоциональной окрашенности
Традиционным является деление предложений на восклицательные и невосклицательные.
В системе сложных предложений преобладают невосклицательные. Восклицательные, как правило, бывают двучленными. При этом восклицание оформляется в обеих частях разными средствами: восклицательной интонацией, частицами, междометиями и экспрессивной лексикой: Как живо встают в моей голове незатейливые картины походных движений, и какую скромную прелесть они приобретают в воспоминания! (Куприн).
ВОПРОС 4. Проблемные вопросы теории сложного предложения
В современной синтаксической науке неоднозначно решаются следующие вопросы теории сложного предложения: