Налоговая система РФ

Классификация налогов по различным признакам

Налоги подразд.на прям.и косв.по ряду призн.:1.1.По перелагаемости:плательщ-ом прям.налогов выступ.непоср-но лицо,кот.уплач.налог,т.е.эти налоги не перелаг-ся на иных лиц.Косв.можно перелож.на др.лицо. По А.Смиту к прям.налогам можно отнести всего 3:налог на дох.с землевлад.;налог на предприним.приб.владельца капитала;на з/п наем.работн. 1.2.Платежеспособн-ть:платежесп.плательщ.прям.налога можно уст-ть,а по плательщ.косв.нал.это сделать не реально.Окончат.плательщ.прям.нал.явл-ся либо собствен-ки имущ-ва,либо те,кто получ.приб.или дох.А окончат.плательщ.косв.нал.выстпу.конечн.потребитель продукц.посредством включ-я этих налогов в стоим.товара.

2. В завис.от органа власти,кот.имеет право устанвл.налог и коррект-ть его элем.,налоги подразд.на 3 группы:федер.;регион.;местн. Федер.-обязат-ны к упл.на всей террит.РФ,вводяться в действие нормат.-правов.актами фед.уровня(ФЗ) и все элем.регулир-ся только на фед.ур.(налог на приб.орг-й,НДС,акцизы,ЕСН,налог на добычу полез.ископ. и др.).Регион.-обяз-ны к упл.на терит.соотв.субъекта РФ,ввод-ся в действ.норм.-правов.актами регион.ур.(ОЗ),в кот.прописыв-ся факульт.элем.налога.(трансп.н.,н.на имущ-во орг.,на игорн.бизнес).Местн.-обяз.к упл.на террит.соотв.муниц.образов.,ввод-ся в действ.норм.-прав.актами органов мест.самоупр.(Постановл.,реш-е),в кот.регулир-ся факульт.элем.У регион.и мест.налог.2 нормат.базы:ФЗ и факульт.элем.(зем.н.,н.на имущ.физ.л.). 3.В завис.от уровня бюдж.,в кот.налог зачисл-ся.Налог подразд.на 2 гр.:закрепленные и регулирующ.Закрепл.-полностью поступают в тот уровень бюдж.,за кот.закреплен.(н.на имущ.).Регулирующ.-ставка расчисл-ся и налог зачисл-ся в бюдж.разн.уровн.,т.е.т.о.вышестоящ.бюдж.оказывает фин.поддержку нижестоящ.бюдж.(н.на приб.орг.,н.на дох.физ.л. и т.д.).Налоги подрзд.на фед.,регион.,местн.в завис.от органа власти,кот.их уст-ет,а не в завис.от того,в бюдж.какого уровня они зачисл-ся. 4.По источн.упл.:-налоги,уплачиваемые за сч.выручки или устанавливаемые к цене дополн-но(косв.н.)(НДС,акцизы,пошл.);-нал.,относимые на издержки пр-ва и обращ.(ЕСН,трансп.,др.);-нал.,уменьшающ.приб.до ее Н.(налог на имущ.орг.);-нал.,уплач.за сч.приб.или дох.(н.на приб.орг.,н.на дох.физ.л.);-нал.,уплач.за сч.чист.приб.(н.на дивиденты). 5.По цели взимания:общ.и спец.Общ.-данные налоги поступ.в бюдж.сист.,явл.обяз.и идут на финансир.общегос.расх.Спец.-собир-ся с заранее установл.целью(ЕСН). 6.Степень изменяемости ставки от велич.от налог.базы(дохода):-равные налоги-все налогоплат.уплач.одинак.сумму налога;-ставка не мен-ся с измен-ем налог.базы-пропорц-но(плоск.шкала);-прогрессив.налоги-ставка увелич.с ростом налог.базы(нал.на имущ.физ.л.,трансп.);-регрессивн.-ставка уменьш.с ростом нал.базы(ЕСН). Данный классификац.признак-есть определ-е метода Н.

 

6. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства

 

Налог.сист.-это более или менее упорядоч.и систематич.изъятие части дох-ов самост-но хозяйствующ.субъектов.(А.Смит). Налог.сист.-это взаимосвяз.совокупн-ть действующ.в данный момент в конкр.гос-ве существен.условий Н.

Существ.услов.Н.:1)сист.и принципы налог.законод-ва;2)методы налог.политики;3)виды налогов и их элементы;4)распред-е налогов между бюдж.разн.уровн.;5)права,обязан-ти,ответств-ть участн.налог.орг.правоотнош-й;6)сист.налог.орг.

В услов. рын. отнош. и особенно в переходн. к рынку период налог. сист. явл-ся одним из важнейш. эк. регуляторов, основой фин.-кред. механизма гос. регулир-я эк-ки.

принц.постр.(орг.)нал.сист.®нал.сист.РФ¬упр-е Н.

­

сист.налогов и др.налог.форм

¯ ¯

прям.налоги косв.нал.

Становл.и разв.налог.сист.(НС)России:1)этап становл.(кон.91-нач.92).ФЗ 27.12.91 об основах НС в РФ.; 2)этап нестабильн-ти(кон.93-нач.96)-в связи с нехваткой фин.рес.органам субъекта федерации и местн.самоупр.было разрешено вводить люб.налоги,обеспеч.формиров.дох.части бюдж.Это привело к увелич.нал.бремени и к увел.кол-ва предпр.,неуплачив.нал.В итоге нарушен принцип единства.; 3)этап подготовки к нал.реформам(96-99)-запрет органов рег.и мест.власти на введ.нал.,не предусм.ФЗ.Разраб-ся проект НК.; 4)99г.-наши дни.Этап реформир-я.01.01.99-вступ.1ч.НК.,01.01.01-вступ.2ч.НК.На данном этапе НК регулир-ся все нал.,кроме н.на имущ.физ.л.

Принц.постр-я НС:1)пр.единства-недопустимо установл-е на террит.РФ таких нал.и сборов,кот.бы препятствов.свободперемещ.тов.,раб.,ден.ср.через террит.страны,а также запрет на уст-е таких рег.нал.,кот.бы позволяли наполняь бюдж.одних террит-й за сч.др.;2)пр.подвижн-ти или эластичн-ти НС-налог.бремя и нал.отнош.могут быть оперативно изменены в соотв.с объект.нуждами гос-ва;3)пр.стабильн-ти-НС должна оставаться стабильн.(без изм.)опред.период времени до нач.нал.реформ;4)пр.множествен-ти налогов-люб.НС эффективно функционирует только в том случ.,если в ней предусм.оред.кол-во(множеств-ть)налогов;5)пр.исчерпывающего перечня рег.и мест.налогов-запрет органам субъекта федерац.и мест.самоупр.на введ.нал.,не предусм.НК.

Недостатки НС РФ:1)нестабильн-ть;2)несовершенство в обл.Н.прир.рес-ов(при исчисл-и платежей за польз.прир.рес.не заложена рентн.составляющ.).Формир-е НС РФ(как есть):труд 70%,капитал 17-20%,рента 10-13%.Как должно быть по Львову:5%,20%,75% соотв-но.;3)преоблад-е уд.веса дох.приносимых косв.налогами;4)несоверш-во межбюдж.отнош.;5)нал.бремя,если происх.межстранов.сравн-е по показ-ю нал.бремени,то использ.такой показ.как доля нал.в ВВП.

Реформир.НС:а)сокращ.числа налогов;б)выравнив-е условий Н.за сч.отмены неэффект.налог.льгот;в)отказ от практики примен-я в кач-ве объекта облож.выручки от реализ.;г)введ.рыноч.механизма Н.недвиж-ти;д)последов.переход исчисл.нал.по отгрузке;е)совершенств-е уровней банковск.контроля;ж)соверш.нал.администрир-я.С 1 янв.2009 принята норма,согл.кот.в случ.нал.споров снач.предусм.досудеб.разбират-во,если же оно не дает полож.результ.,следует обращ.в суд;з)соверш-е контроля за трансферт.ценообраз. целях Н.(ст20 и 40);и)индексац.ставок акцизов,увелич.ставок акцизов по топливу не удовл.евростанд.и сниж.ставок по топл.,кот.отвеч.станд.

Введ.нал.на недвиж-ть.

Перспективы(до 2010г.):соверш-е нал.администр-я.С 2009 при возникнов.суд.споров снач.предусм.досуд.разбират.,если оно не дает полож.рез.;введ.специфич.ставок по нал.н доб.пол.иск.;созд.особ.эк.зон торг.типа(овобожд-ся резиденты таких зон от тамож.пошлин и НДС);реформиров-е налога на игорн.бизнес.

В мир.практике известны 4 базисн.модели налог.систем:1)англо-саксонск.Ориентир.на обложе- прям.нал-ми.При этом осн.бремя несут налогоплат.,физ.л.Ирланд.,Великобр.,Австралия;2)евроконтинент.Присуще высок.доля отчисл-й на соц.страх-е.Высока доля косвен.нал.(НДС).Герм.,Франц.,Швец.,Норвегия;3)латино-америк.Ориентиров.на косв.нал.с целью защиты бюдж.поступл.от инфляц.Чили,Перу,Боливия,[Россия];4)смешан.Поступл-я обеспечив.разн.нал.,в частн.или по видам нал.,или по группам налогоплательщ.Исп.,Аргент.,Австрия.

С 2005 тамож.пошл.,согл.бюдж.код.РФ,относ-ся к неналог.налогам.Если же их включать в налог.дох.,то в 2005 нал.дох.сост.92,5%,в 2006-91,9%.