Земельный налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
Литература:
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): по состоянию на 1 янв. 2011 г.
2. Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации: постановление М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь от 15 нояб. 2010 г. № 82
Платежи за землю введены с целью повышения ответственности и заинтересованности в рациональном использовании земли, а также мобилизации средств для охраны земли и повышения ее плодородия, социального развития населенных пунктов. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователей и землевладельцев и связывается исключительно с фактом наличия земельного участка. Плата взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.
Плательщиками земельного налога являются юридические лица, которым земельные участки предоставлены в пользование либо в собственность.
Плательщиками арендной платы являются юридические лица, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставлены в аренду сельскими, поселковыми, городскими, районными исполнительными и распорядительными органами.
Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который в установленном порядке предоставлен в пользование либо собственность.
Земельным налогом облагаются земли:
· сельскохозяйственного назначения;
· населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
· промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
· лесного фонда;
· водного фонда.
Ставки земельного налога установлены двух видов:
1. Процентная ставка, установленная в процентах к кадастровой стоимости.
2. Твердая ставка земельного налога, установленная в рублях за 1 гектар занимаемой площади;
Ставки земельного налога зависят от функционального использования земельных участков (видов оценочных зон).
Согласно приложению 4 к Особенной части налогового кодекса выделяют 5 видов оценочных зон:
1. Общественно-деловая зона | для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок |
2. Жилая многоквартирная зона | для размещения объектов многоквартирной жилой застройки |
3. Жилая усадебная зона | для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества, дачного строительства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, традиционных народных промыслов |
4. Производственная зона | для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, по заготовке и сбыту продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей |
5. Рекреационная зона | для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения |
Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Твердая ставка земельного налога в рублях за 1 гектар устанавливается в следующих случаях:
1. На земли сельскохозяйственного назначения;
2. На земельные участки, используемые для добычи торфа на топливо и удобрения.
3. На земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;
4. На земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы
5. На земельные участки общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости земельных участков менее 40 млн р. за гектар, общественно-деловой зоны для размещения иных объектов при кадастровой стоимости земельных участков менее 218 млн р. за гектар, производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 109 млн р. за гектар и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 120 млн р. за гектар;
6. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 80 млн р. за гектар.
Процентные ставки земельного налога установлены исходя из функционального использования земельных участков по видам оценочных зон в следующих случаях:
1. На земельные участки общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости земельных участков более 40 млн р. за гектар, общественно-деловой зоны для размещения иных объектов при кадастровой стоимости земельных участков более 218 млн р. за гектар, производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 109 млн р. за гектар и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 120 млн р. за гектар;
2. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 80 млн р. за гектар.
Налоговая база земельного налога определяется в размере
либо кадастровой стоимости земельного участка
либо занимаемой площади.