Виды и разновидности туризма.

Классификация туризма – логическая операция по разделению множеств на подмножества по соответствующим основаниям. При этом важно не допускать пересечение оснований, например, нельзя в одном ряду ставить туризм рекреационный и бизнес – туризм, или озерный и молодежный, так как они выделены по разным основаниям.

Туризм в современном мире проявляется в различных формах и отношениях, что и создает необходимость в его классификации, т.е. выделений некоторых типичных и уникальных черт.

Аспекты, в которых может быть представлен туризм:

· Туризм как процесс и результат передвижения людей по различным туристским маршрутам – путешествие

· Туризм как сфера занятости населения. Сейчас туризм дает работу 6% трудоспособного населения всего мира.

· Туризм как сфера экономики, которая в 1995 году вышла на первое место в мире, опередив прежнего лидера – нефтепереработку. В этой сфере оборачивается ежегодно свыше 2,1 долларов.

· Туризм как сфера деятельности людей в свободное время, отражающая одну из фундаментальных потребностей людей – в восстановлении и развитии его жизненных сил – физических, интеллектуальных и психологических.

В зависимости от аспекта рассмотрения туризм подразделяется на различные виды.

Деловой туризм играет все более значимую роль в международном, внутреннем и иностранном туризме РК, при этом перспективы его развития самые благоприятные. Доля делового туризма в мире составляет около 20 % (оценка экспертов ВТО).

Оздоровительный туризм. Рынок оздоровительного туризма широк и тесно связан с рекреационными ресурсами. Потребности и взгляды клиентов на оздоровительный туризм могут значительно отличаться друг от друга. Для одних – это отдых с обязательным профилактическим лечением (водо- и грязелечебницы, минеральные воды и т.п.), для других просто отдых на природе и активный образ жизни. Программы таких туров очень разнообразны

Хобби-туризм – возможность заняться любимым делом в среде единомышленников во время отдыха или путешествия (автолюбители, филателисты, болельщики спортивных состязаний, гурманы и пр.).

Приключенческий туризм. Приключенческие туры должны обеспечивать пребывание туристов в привлекательной для них местности и занятия необычным видом деятельности («Охота на верблюдах в Африке», «Охота на медведей в Сибири», «Ловля лососей на Камчатке» и пр.) Приключенческий туризм разделяется на три крупных рынка:

1. Походные экспедиции.

2. Сафари – туры (охота, рыбалка, фото-охота и пр.).

3. Кругосветки в океане (яхтинг).

Спортивный туризм. Основными крупными сегментами рынка спортивного туризма являются: любители спорта, спортсмены, туристы-походники.

Обучающие туры. В основном это языковые туры, но могут быть также туры с обучением спорту, спортивным играм, туры по обучению менеджменту или повышению квалификации.

Религиозный туризм. Это самый старый вид туризма. В настоящее время отмечается стремление туризма и религии к более тесному сотрудничеству. В туризме с религиозными целями можно выделить следующие виды поездок:

1. паломничество, т.е. посещение святых мест с целью поклонения церковным реликвиям, святыням и с целью отправления религиозных обрядов;

2. познавательные поездки с целью знакомства с религиозными памятниками, историей религии и с религиозной культурой;

3. научные поездки – поездки научных деятелей и историков, занимающихся вопросами религии.

Развлекательные туры популярны во всем мире. Они очень разнообразны. Программы таких туров – это, в основном, развлечения (посещение праздничных мероприятий, концертов, выставок, ресторанов и др. мероприятий).

Познавательные туры. Самый распространенный вид туризма, не зависит от возрастной и социальной принадлежности клиентов.

Познавательные туры имеют массу разновидностей: исторические, литературные, театральные, этнографические и т.д.

Путешествия для людей третьего возраста. До 80 % путешествий туристы третьего (старшего) возраста предпринимают с целью отдыха, при этом значительная доля принадлежит краткосрочным турам. Около 70 % этих туристов путешествуют летом. Отели предпочитают в основном первого и среднего классов. При формировании туров для клиентов третьего возраста эксперты рекомендуют учитывать особенности их психологии.

Согласно наблюдениям психоаналитиков, сегодняшнее стареющее поколение представляет собой активную, требовательную и, что немаловажно, платежеспособную категорию населения, ориентированную на качественное обслуживание. В поездках такие туристы не хотят отделяться от туристов других возрастов, слово «пенсионер» воспринимается ими негативно. В то же время они наиболее придирчиво относятся к питанию и обслуживанию, предусмотренным в программе пребывания. Немаловажны для них и финансовые условия реализации поездки: цена тура и возможность получения скидки со стоимости обслуживания и проезда.