Элементы налога и налоговая терминология.

Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь

Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.

Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют следующие функции:

· фискальную;

· распределительную;

· регулирующую;

· контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.

Распределительнаяфункция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.

В регулирующей функции выделяют несколько подфункций:

· стимулирующаяподфункция направлена на поддержку развития тех или иных процессов посредством системы различных льгот;

· дестимулирующаяподфункция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких либо экономических процессов посредством установления повышенных ставок налогов.

Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Роль налогов может быть:

· позитивной;

· негативной.

Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между налоговыми функциями. На практике это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, в формировании бюджета, не ущемляющего интересов плательщиков.

Налоговая система –совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем возникла необходимость унификации налоговых систем, выработки единых принципов построения. В основу требований, принятых за аксиому положены четыре принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом в ХVIII веке:

1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты.

3. Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.

4. Экономичность, т.е. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.

Налоговая система любой страны учитывает следующие методологические подходы:

*равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;

*ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;

*налоговая система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;

*налоговая система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;

*налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;

*налоги должны платить те, чьи доходы выше, т.е. должен соблюдаться принцип платежеспособности;

*налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок взимания налогов;

*правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации.

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для нашей республики зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа

Налоговое законодательствопредставляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Следует отметить, что нормативная база, регулирующая налогообложение в Республике Беларусь весьма обширна и часто изменяется, что является основным ее недостатком.

Налоговое законодательство РБ включает в себя:

· Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

· Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

· Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение НК, налоговых законов и актов Президента РБ;

· Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных НК, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ и Постановлениями Правительствами РБ.

Основным документом, регулирующим налогообложение в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс. Общая часть Налогового Кодекса устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

 

 

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

· субъект налога;

· предмет и объект налогообложения;

· база налогообложения;

· источники выплаты налоговых платежей;

· ставка налога;

· налоговые льготы;

· налоговый и отчетный период;

· санкции;

· порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в налоговые органы.

Согласно ст.6 гл.1 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Субъект налога (т.е. плательщик) ––это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.

В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо –организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке.

Под организациями понимаются:

1. юридические лица РБ;

2. иностранные юридические лица и международные организации;

3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4. хозяйственные группы.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РБ и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в РБ, по доходам от источников за пределами РБ, а также по имуществу, расположенному как на территории РБ, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в РБ, или по доходам от источников в РБ и по имуществу, расположенному на территории РБ.

Под физическими лицамипонимаются:

1. граждане РБ;

2. граждане либо подданные иностранного государства;

3. лица без гражданства.

Налоговыми резидентами РБ признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году.