Факторы источники и пути снижения себестоимости продукции
Классификация затрат на себестоимость продукции
Полная (коммерческая) себестоимость
Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего зависит от отраслевой специфики в самих группах отраслей промышленности (тяжелая, легкая, пищевая). Как видно из таблицы, в разных конкретных отраслях структура себестоимости продукции различная. В свеклосахарной (перерабатывающей) промышленности, например, удельный вес сырья и основных материалов достигает 84,7% в то время как в рыбной (добывающей) — 26,3.
Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так, в отраслях легкой и пищевой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, сокращать и остальные затраты.
Структуру себестоимости продукции можно и должно при необходимости представить и в калькуляционном разрезе.
Различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость.
Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы на производство продукции.Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Это цеховая себестоимость плюс общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируетсяполная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость. На тех предприятиях, где отсутствует цеховая организация производства, цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции.
Многочисленные затраты на себестоимость продукции в зависимости от поставленной задачи - планирования, анализа, учета, расчетов можно классифицировать следующим образом.
1. В зависимости от того, как меняются затраты в связи с изменением объема производства, они делятсяна пропорциональные (переменные) и непропорциональные (условно-постоянные, постоянные). Затраты, меняющиеся пропорционально изменению объемов производства, относят к переменным (пропорциональным) затратам, а те затраты, которые не меняются или меняются непропорционально объемам производства, - к непропорциональным (условно-постоянным, постоянным). При росте масштабов производства себестоимость единицы продукции снижается за счет условно-постоянных (постоянных) затрат. Поэтому в рынке на основе хорошо поставленного маркетинга хозяйствующие субъекты стремятся расширять масштабы производства.
2. В зависимости от сферы, где произведены затраты, они делятся напроизводственные и внепроизводственные.
3. По характеру отнесения затрат на конкретные виды продукции различаютпрямые и косвенные. Те затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, называются прямыми, а затраты, относимые опосредованно, по какому-то признаку (объему производства, зарплате и др.) - косвенными. Для более точного определения себестоимости конкретных видов продукции желательно увеличить долю прямых затрат.
4. В зависимости от полезности производственных затрат они бываютпроизводительными и непроизводительными. Затраты, увеличивающие количество производимого продукта или улучшающие его качество (а значит увеличивают стоимость, конкурентоспособность), относят к производительным, а те затраты, которые не увеличивают объема производства, не улучшают качества, называются непроизводительными. Фактически желательно иметь как можно меньше непроизводительных затрат и совсем их не планировать, не предусматривать.
5. Различают затратыосновные и накладные. К основным следует отнести те затраты, без которых при заданной технологии невозможно производство данной продукции (сырье, например), а те же затраты, без которых можно изготовлять, хотя с большими издержками и худшим качеством, называют неосновными (например, накладные).
6. Затраты по отношению к хозяйствующему субъекту также делятсяна зависящие и не зависящие от него самого. Например, перерасход сырья от бесхозяйственности зависит от него, а вот рост его цены - не зависит от него.
7. Затраты по экономическому содержанию делятсяна экономические элементы и статьи калькуляции.
8. По составу затраты бываютпростые (зарплата) икомплексные (цеховые, общезаводские, внепроизводственные).
9. По периодичности возникновения затраты различают натекущие и на единовременные.
10. По отношению к готовому продукту затраты дифференцируютсяна незавершенное производство и на готовую продукцию.
Многочисленные факторы, влияющие на уровень и динамику себестоимости продукции, на функционирующем предприятии промышленности можно свести к следующим группам факторов:
1. Факторы, улучшающие использование средств труда (основных фондов).
2. Факторы, улучшающие использование предметов труда (оборотных фондов и оборотных средств).
3. Факторы, улучшающие использование самого труда.
4. Факторы, улучшающие организацию производства, труда и управления.
Если улучшается использование всех основных элементов производства, в данном случае факторов, то себестоимость продукции обязательно снизится.
К основнымисточникам (резервам) снижения себестоимости в отраслевой экономике следует отнести следующие.
1. Всемерная замена дорогостоящих видов ресурсов на более дешевые (сырьевые, материальные, топливно-энергетические).
2. Рост производительности труда темпами, превышающими рост оплаты труда.
3. Максимальное снижение накладных расходов.
4. Полная ликвидация непроизводительных расходов. Выявленные факторы и резервы снижения себестоимости продукции реализуются определенными путями. В каждой отрасли промышленности эти пути будут конкретными.
Однако для отраслей промышленности к наиболее важным и приоритетным следует отнести следующие пути.
1. Улучшение качества используемого сырья, увеличение полезных веществ в нем. Чем больше полезных веществ в сырье, сахара в свекле, металла в руде, тем ниже удельные расходы сырья на единицу готовой продукции, а значит оно дешевле, а себестоимость ниже.
2. Сокращение потерь сырья и полезных веществ в нем на всех этапах транспортировки, хранения и переработки. Чем меньше потерь, тем выше выход продукции, ниже удельные расходы сырья, а значит и ниже расходы по данной статье себестоимости.
3. Максимальная переработка вторичных ресурсов сырья -отходов и отбросов. Экономический эффект тот же, то есть снижение себестоимости конечной товарной продукции.
4. Оптимизация уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. Чем выше масштабы производства, например, тем ниже себестоимость продукции за счет непропорциональных (условно-постоянных, постоянных) расходов. При комбинировании производства всегда ниже себестоимость продукции за счет более эффективного использования всего наличного потенциала, всех производственных ресурсов и увеличения масштабов производства.
5. Совершенствование организации производства, труда и управления.
6. Масштабное использование достижений научно-технического прогресса. Внедрение ресурсо-энергосберегающих, безотходных и малоотходных технологий. Экономия достигается на совокупности материальных ресурсов, то есть по многим, самым крупным элементам затрат на себестоимость продукции. Это очень весомо особенно для весьма материалоемких отраслей промышленности.
7. Обеспечение сохранности производственных ресурсов и произведенных из них продуктов.
8. Переход на более дешевые виды сырья, материалов, топлива и энергии.
9. Внедрение рациональных методов хозяйствования в соответствии с требованиями рынка, сокращение накладных расходов и полная ликвидация непроизводительных затрат.
10. Экономическое и материальное стимулирование снижения себестоимости продукции. Сам рынок является универсальным хозмеханизмом снижения затрат, а значит и себестоимости. Однако в рамках рынка целесообразна разработка и внедрение в каждой конкретной отрасли промышленности стимулирующих систем по снижению себестоимости наподобие системы оплаты сырья по содержанию полезных веществ в нем, как это сделано в свеклосахарной промышленности Кубани кафедрой экономики, финансов и учета Кубанского государственного технологического университета.