Факторы источники и пути снижения себестоимости продукции

Классификация затрат на себестоимость продукции

Полная (коммерческая) себестоимость

 

Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего зависит от отраслевой специфики в самих группах отраслей промышленности (тяжелая, легкая, пищевая). Как видно из таблицы, в разных конкретных отраслях структура себестоимос­ти продукции различная. В свеклосахарной (перерабатывающей) промышленности, например, удельный вес сырья и основных мате­риалов достигает 84,7% в то время как в рыбной (добывающей) — 26,3.

Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцен­тирования внимания на те затраты, которые являются превалирую­щими. Так, в отраслях легкой и пищевой промышленности основ­ное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение за­трат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, сокращать и ос­тальные затраты.

Структуру себестоимости продукции можно и должно при необ­ходимости представить и в калькуляционном разрезе.

Различают цеховую, производственную и полную (коммерчес­кую) себестоимость.

Цеховая себестоимость - это затраты цеха, включая цеховые расходы на производство продукции.Производственная себе­стоимость - это затраты предприятия на производство продук­ции. Это цеховая себестоимость плюс общехозяйственные и общепроизводственные расходы.

Если к производственной себестоимости добавить внепроизводственные расходы, то сформируетсяполная себестоимость продукции. В основе производственной и полной себестоимости лежит цеховая себестоимость. На тех предприятиях, где отсут­ствует цеховая организация производства, цеховая себестоимость совпадает с производственной себестоимостью продукции.

Многочисленные затраты на себестоимость продукции в за­висимости от поставленной задачи - планирования, анализа, учета, расчетов можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от того, как меняются затраты в связи с изменением объема производства, они делятсяна пропорциональ­ные (переменные) и непропорциональные (условно-посто­янные, постоянные). Затраты, меняющиеся пропорционально из­менению объемов производства, относят к переменным (пропор­циональным) затратам, а те затраты, которые не меняются или меняются непропорционально объемам производства, - к непро­порциональным (условно-постоянным, постоянным). При росте мас­штабов производства себестоимость единицы продукции снижа­ется за счет условно-постоянных (постоянных) затрат. Поэтому в рынке на основе хорошо поставленного маркетинга хозяйствующие субъекты стремятся расширять масштабы производства.

2. В зависимости от сферы, где произведены затраты, они де­лятся напроизводственные и внепроизводственные.

3. По характеру отнесения затрат на конкретные виды продук­ции различаютпрямые и косвенные. Те затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, называют­ся прямыми, а затраты, относимые опосредованно, по какому-то при­знаку (объему производства, зарплате и др.) - косвенными. Для более точного определения себестоимости конкретных видов про­дукции желательно увеличить долю прямых затрат.

4. В зависимости от полезности производственных затрат они бываютпроизводительными и непроизводительными. Затра­ты, увеличивающие количество производимого продукта или улуч­шающие его качество (а значит увеличивают стоимость, конкурен­тоспособность), относят к производительным, а те затраты, кото­рые не увеличивают объема производства, не улучшают качества, называются непроизводительными. Фактически желательно иметь как можно меньше непроизводительных затрат и совсем их не пла­нировать, не предусматривать.

5. Различают затратыосновные и накладные. К основным следует отнести те затраты, без которых при заданной технологии невозможно производство данной продукции (сырье, например), а те же затраты, без которых можно изготовлять, хотя с большими издержками и худшим качеством, называют неосновными (напри­мер, накладные).

6. Затраты по отношению к хозяйствующему субъекту также де­лятсяна зависящие и не зависящие от него самого. Напри­мер, перерасход сырья от бесхозяйственности зависит от него, а вот рост его цены - не зависит от него.

7. Затраты по экономическому содержанию делятсяна эконо­мические элементы и статьи калькуляции.

8. По составу затраты бываютпростые (зарплата) икомплек­сные (цеховые, общезаводские, внепроизводственные).

9. По периодичности возникновения затраты различают нате­кущие и на единовременные.

10. По отношению к готовому продукту затраты дифференциру­ютсяна незавершенное производство и на готовую продук­цию.

 

 

Многочисленные факторы, влияющие на уровень и динамику себестоимости продукции, на функционирующем предприятии про­мышленности можно свести к следующим группам факторов:

1. Факторы, улучшающие использование средств труда (основ­ных фондов).

2. Факторы, улучшающие использование предметов труда (обо­ротных фондов и оборотных средств).

3. Факторы, улучшающие использование самого труда.

4. Факторы, улучшающие организацию производства, труда и управления.

Если улучшается использование всех основных элементов про­изводства, в данном случае факторов, то себестоимость продукции обязательно снизится.

К основнымисточникам (резервам) снижения себестоимости в отраслевой экономике следует отнести следующие.

1. Всемерная замена дорогостоящих видов ресурсов на более дешевые (сырьевые, материальные, топливно-энергетические).

2. Рост производительности труда темпами, превышающими рост оплаты труда.

3. Максимальное снижение накладных расходов.

4. Полная ликвидация непроизводительных расходов. Выявленные факторы и резервы снижения себестоимости про­дукции реализуются определенными путями. В каждой отрасли промышленности эти пути будут конкретными.

 

Однако для отрас­лей промышленности к наиболее важным и приоритетным следует отнести следующие пути.

1. Улучшение качества используемого сырья, увеличение полез­ных веществ в нем. Чем больше полезных веществ в сырье, сахара в свекле, металла в руде, тем ниже удельные расходы сырья на единицу готовой продукции, а значит оно дешевле, а себестоимость ниже.

2. Сокращение потерь сырья и полезных веществ в нем на всех этапах транспортировки, хранения и переработки. Чем меньше по­терь, тем выше выход продукции, ниже удельные расходы сырья, а значит и ниже расходы по данной статье себестоимости.

3. Максимальная переработка вторичных ресурсов сырья -отходов и отбросов. Экономический эффект тот же, то есть сни­жение себестоимости конечной товарной продукции.

4. Оптимизация уровня концентрации, специализации, коопе­рирования и комбинирования производства. Чем выше масшта­бы производства, например, тем ниже себестоимость продукции за счет непропорциональных (условно-постоянных, постоянных) расходов. При комбинировании производства всегда ниже себе­стоимость продукции за счет более эффективного использова­ния всего наличного потенциала, всех производственных ресур­сов и увеличения масштабов производства.

5. Совершенствование организации производства, труда и уп­равления.

6. Масштабное использование достижений научно-техничес­кого прогресса. Внедрение ресурсо-энергосберегающих, безотход­ных и малоотходных технологий. Экономия достигается на совокуп­ности материальных ресурсов, то есть по многим, самым крупным элементам затрат на себестоимость продукции. Это очень весомо особенно для весьма материалоемких отраслей промышленности.

7. Обеспечение сохранности производственных ресурсов и про­изведенных из них продуктов.

8. Переход на более дешевые виды сырья, материалов, топ­лива и энергии.

9. Внедрение рациональных методов хозяйствования в соот­ветствии с требованиями рынка, сокращение накладных расхо­дов и полная ликвидация непроизводительных затрат.

10. Экономическое и материальное стимулирование сниже­ния себестоимости продукции. Сам рынок является универсальным хозмеханизмом снижения затрат, а значит и себестоимости. Однако в рамках рынка целесообразна разработка и внедрение в каж­дой конкретной отрасли промышленности стимулирующих систем по снижению себестоимости наподобие системы оплаты сырья по содержанию полезных веществ в нем, как это сделано в свеклоса­харной промышленности Кубани кафедрой экономики, финансов и учета Кубанского государственного технологического университе­та.