Организационно-правовая система управления финансовой деятельностью
Финансовой деятельностью занимаются все государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Но было бы неверно, если бы государство не наделило ряд органов полномочиями по непосредственному управлению в области бюджета, налогов, кредита и т.д.
К таким государственным органам относится, прежде всего, Министерство финансов Российской Федерации, которое согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 212) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
- Федеральной налоговой службы,
- Федеральной службы страхового надзора,
- Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
- Федерального казначейства,
а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1. вноситв Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и других нормативных правовых актов, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и подведомственных ему федеральных служб;
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает нормативные правовые акты, определяющие:
- порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета,
- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
- порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;
- условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг;
- порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
- порядок определения цен на драгоценные металлы;
- и другие нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных служб.
3. осуществляет:
- составление проекта федерального бюджета;
- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- управление средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
- методическое руководство в области бюджетного планирования;
- обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
- заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
- управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;
- ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
- государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
- организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;
- и другие функции.
В ведении Министерства финансов Российской Федерации находится Федеральная налоговая служба, которая согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 154) является правопреемником Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Федеральная налоговая служба (ФНС России), прежде всего, осуществляет обширный комплекс контрольных полномочий. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Кроме того, Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, которые составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В ее полномочия входит выдача в установленном порядке лицензий (разрешений) на:
1. производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
2. производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
3. производство табачных изделий;
4. учреждение акцизных складов;
5. осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
6. проведение всероссийских лотерей;
Федеральная налоговая служба также осуществляет установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов.
Регистрирует в установленном порядке:
- договоры коммерческой концессии;
- контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Ведет учет всех налогоплательщиков, а также:
- государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
- сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- реестр лицензий на производство табачных изделий;
- реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;
- Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
- реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
Федеральная налоговая служба бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
Принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
Утверждает формы различных налоговых документов, например уведомлений, требований, свидетельств, актов и т.д.
Федеральная налоговая служба имеет право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Важна роль Федерального казначейства, которое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Данная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:
1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
8. получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
В ведении Министерства финансов РФ находятся еще две службы - Федеральная служба страхового надзора и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Содержание их деятельности будет раскрыто в рамках следующего вопроса, посвященного финансовому контролю, так как функции этих служб носят исключительно контрольно-надзорный характер.
Федеральная служба по финансовому мониторингув соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 43) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Данная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:
1. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
2. осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;
4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
5. осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
6. получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);
7. ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
8. формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
9. издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
10. разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
11. принимает в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
12. координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;
13. взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;
14. взаимодействует в соответствии с международными договорами Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен;
15. взаимодействует в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;
16. направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
17. представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участвует в деятельности этих организаций;
18. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
19. формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем;
20. участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера.
Рыночная экономика немыслима без существования такого ее сектора, как рынок ценных бумаг.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является Федеральная служба по финансовым рынкам. Положение о ней утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317.
Руководство Федеральной службой осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия:
1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и другие документы;
2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:
- по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);
- по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
- по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
- по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;
- по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
- по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
- по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;
- по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;
- иные нормативные правовые акты в области финансовых рынков,
На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Содержание этих полномочий в полном объеме будет раскрыто при рассмотрении темы, касающейся финансового контроля.
Управление в денежно-кредитной сфере осуществляет Центральный банк Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации и Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ. Центральный банк России является юридическим лицом, осуществляющим свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России не отнесен Конституцией РФ ни к одной из форм государственной власти, но при этом выполняет функции, присущие органу исполнительной власти, хотя по статусу таковым не является.