Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
И муниципальных образований
Финансовая деятельность государства
Москва 2009
Значение финансов в любом обществе трудно переоценить. Оно заключается, прежде всего, в том, что с помощью финансов создается материальная основа функционирования государства, т.е. развивается экономика, социально-культурная и политическая сферы, укрепляется обороноспособность страны, внешняя и внутренняя безопасность и т.д.
В связи с этим на первый план выходит важнейшая роль финансовой деятельности государства. Она выражается в аккумуляции как можно большего количества денежных средств в финансовых фондах государства и муниципальных образований, которые в дальнейшем будут направлены в различные отрасли хозяйства, социально-политическую и другие сферы.
Разумеется, от эффективности финансовой деятельности государства зависит наполняемость денежных фондов, целесообразность их распределения и, в конечном итоге, уровень жизни граждан.
Как известно, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Финансовая деятельность государства, как раз, и направлена на реализацию этих функций. Но для того, чтобы распределить финансовые ресурсы, вначале их надо собрать в определенных денежных фондах. Поэтому финансовая деятельность государства и муниципальных образований заключается в образовании, распределении и использовании финансовых ресурсов, а также в осуществлении контроля за законностью выполнения этих действий, оперативно-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, источниками их доходов.
В научной и учебной литературе принято относить к финансовой деятельности государства и муниципальных образований только функции по образованию, распределению и использованию денежных фондов, а функцию контроля рассматривать отдельно, выделяя ее за рамки этой деятельности. Думается, это неверно, так как эти функции, не только находятся в тесной взаимосвязи и не отделимы друг от друга, но и выполняются, по большей части, одними и теми же государственными и муниципальными органами власти. Поэтому, мы считаем, что контроль в финансовой сфере является частью финансовой деятельности государства.
Стоит, однако, отметить, что в рамках данной темы будет рассмотрена деятельность государства и муниципальных образований, связанная именно с образование, распределением и использованием денежных фондов, а финансовому контролю будет посвящена следующая тема.
Важной составляющей финансовой деятельности государства является его политика в данной сфере. Это связано с тем, что политика – «это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны…, определяемая их интересами и целями»[1]. По своей природе политика представляет собой совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов реализации той или иной деятельности.
Политика нашего государства, в целом, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции Российской Федерации). Финансовая политика, являясь частью общей политики нашей страны, в конечном итоге преследует те же продекларированные в Конституции цели, но в силу своего специфического предназначения, имеет более узкие и четкие границы и направлена, прежде всего, на обеспечение экономического роста, на устранение главных причин инфляции, нейтрализацию ее разрушительного влияния на экономику и благосостояние людей.
В то же время, исходя из того, что финансовой право является комплексной отраслью права, и в ее систему входят, такие крупные подразделы, как бюджетное и налоговое право, денежно-кредитная система, правовое регулирование банковского и страхового дела и др., можно с полной ответственностью сказать, что и финансовая политика имеет сложную структуру и состоит из многих элементов.
Так, бюджетной политики направлена на недопущение дефицита бюджета и роста инфляции; налоговая политика преследует цель достижения баланса между интересами государства по увеличению налоговых поступлений в казну и интересами граждан, связанных с уменьшением налогового бремени и упрощением процедуры налогообложения; валютная и денежно-кредитная политика призвана обеспечить приоритет, стабильность и устойчивость российского рубля в экономике страны и т.д.
Для реализации финансовой политики предусматривается как прямое государственное управление в форме издания нормативным правовых актов, материальной поддержки, выделения средств на определенные планы и программы, так и косвенное:
- установление налоговых и иных льгот для развивающихся отраслей, например для научной и инновационной деятельности;
- введение таможенных пошлин на импортные товары в целях поддержки российского товаропроизводителя;
- признание приоритетности малого бизнеса;
- предоставление государственных инвестиций;
- создание открытых экономических зон для привлечения внешних инвестиций, направленных на развитие отдельных регионов страны;
- предоставление отсрочек по налоговым платежам;
- использование низких процентных ставок по кредитам для мелких и средних предпринимателей и др.
В последнее десятилетие, в связи с социально-экономическими и политическими преобразованиями появились суждения, которые сводятся к тому, чтобы убрать государственные регуляторы из экономической сферы. Эта негативная оценка роли государственного управления зиждется на ошибочном мнении о том, что рынок – явление самодостаточное, способное самостоятельно регулировать отношения, возникающие в обществе.
К счастью, существует иное мнение по этому вопросу, причем не только российских ученых, но и ученых других стран. Так, американец Р.Клитгаард отмечал, что эффективный рынок не создается сам собой, а является, в частности, продуктом или результатом разумного законодательства, государственной политики. «Успех рыночных реформ, - считает он, - в решающей степени зависит от государственного управления.[2]
Таким образом, не преследуя дискуссионной цели по данной проблеме, скажем лишь, что государственное управление в России, в том числе и финансами, на современном этапе приобретает все большее значение. Это связано с переходным периодом в нашей экономике, с тем, что новые особенности в государственном устройстве повлияли на расширение круга субъектов финансового права, изменение их прав, обязанностей и ответственности. Все это, безусловно, потребовало расширения правовых основ государственного управления финансами.
В настоящее время разработаны и действуют Налоговый, Бюджетный и Таможенный кодексы РФ, значительное число Федеральных Законов, назовем лишь некоторые из них: «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности», «О бюджетной классификации», «О банках и банковской деятельности» и др.
Правовую основу финансовой деятельности государства составляют также правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий, Программы Правительства РФ по стабилизации экономики и финансов, различные правовые акты министерств и ведомств в области финансов, методические указания и инструкции по осуществлению финансовых операций.
Финансовая деятельность России на современном этапе характеризуется наличием экономического сотрудничества со странами СНГ, а также развитием международных и внешнеэкономических связей с другими государствами. Россия исходит при этом из задач укрепления равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» устанавливает общий порядок координации этих связей.