Система финансирования здравоохранения.

По источнику финансирования можно выделить бюджетную, страхо­вую и частную системы. Однако, никогда не существует в чистом виде стра­ховой, бюджетной или частной системы финансирования. Можно говорить о преимущественном, доминирующем источнике финансирования. Если это система ОМС, то преобладают взносы работодателей, если бюджетная сис­тема - общие налоги (налог на прибыль, на добавленную стоимость и т.п.).

По характеру взаимодействия субъектов здравоохранения выделяют интеграционную, контрактную модель системы финансирования, а также модель возмещения и модель «управляемой медицинской помощи». Такая классификация использует опыт финансирования здравоохранения не толь­ко в России, но и в зарубежных странах.

Источниками финансирования в системе здравоохранения являются:

· средства консолидированных бюджетов всех уровней;

· средства обязательного медицинского страхования;

· средства целевых фондов и Федеральных программ, предназначенных для охраны здоровья населения.

В целом, система финансирования здравоохранения России (по источни­кам финансирования) характеризуется как бюджетно-страховая модель

Как уже отмечалось, можно наблюдать несколько финансовых потоков, направляемых в сферу здравоохранения.

Бюджетные источники: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет; ресурсы внебюджетного перераспределения. К последним относятся средства обязательного медицинского страхования.

Лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности, получившие лицензию и аккредитованные в установленном порядке, финансиру­ются на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, с террито­риальным фондом ОМС, его филиалами, выполняющими функции страховщика.

Определены следующие способы оплаты за оказанные медицинские услуги.

Для амбулаторно-поликлинических учреждений:

· финансирование по смете расходов;

· финансирование по «подушевому» нормативу;

· оплата законченных случаев лечения;

· оплата отдельных медицинских услуг.

Для стационарных учреждений:

· финансирование по смете расходов;

· оплата средней стоимости пролеченного больного;

· оплата за законченный случай лечения;

· оплата за койко-дни.

Стратегическими направлениями современной программы государ­ственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской по­мощью являются сокращение объема стационарной помощи (примерно на 20%); развитие стационарозамещающих видов помощи; увеличение расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь, усиление ее лечебной функции.

Проблема доступности медицинской помощи и одновременно сокра­щение объемов стационарной помощи может быть решена преимуществен­но за счет крупных городов, где существует развитая сеть медицинских уч­реждений и корректировки их мощности. Однако нельзя идти путем закры­тия небольших участковых больниц, поскольку это сразу снизит уровень доступности медицинской помощи для удаленных районов, что было бы не­правильным.

Поиск решения проблемы финансового дефицита должен быть
направлен на:

· сокращение финансирования секторов вторичной и третичной ме­дицинской помощи и поддержание за счет программы государственных га­рантий именно первичной медико-санитарной помощи;

· перевод дорогостоящих медицинских технологий на платную основу;

· четкое определение минимального объема оказываемых бесплат­ных услуг, а за дополнительные медицинские услуги введение доплаты па­циентов;

· возможность формирования системы обязательного медицинского страхования нескольких уровней: базовой системы ОМС и дополнительных программ с более высокой ставкой взноса на ОМС;

· узаконивание соплатежей населения.

Наряду с организацией ОМС законом о медицинском страховании пре­дусмотрено внедрение системы добровольного медицинского страхования (ДМС). Главной отличительной чертой ДМС является то, что оплату расходов на медицинские услуги берет на себя преимущественно сам пациент. Кроме того, если ОМС осуществляется в рамках утвержденной Базовой программы ОМС, то при ДМС предоставляемые медицинские услуги выхо­дят за рамки Базовой программы.

ДМС развивается как дополнение к программам ОМС, обеспечивая до­полнительные услуги более высокого уровня, что в итоге расширяет финан­совые возможности здравоохранения в целом.

Особенности развития добровольного медицинского страхова­ния (ДМС) в России следующие:

· имеет большой потенциал.

· доступно только самым обеспеченным категориям населения.

· не является формой реализации принципа общественной со­лидарности, поскольку выплаты по ДМС увязаны с размером сделанных взносов, а сами взносы устанавливаются с учетом рисков застрахованных граждан.

Существует определенное недоверие населения к коммерческим финансовым институтам, что тормозит развитие ДМС.

ДМС может развиваться только при условии четкого определения границы между государственными обязательствами и дополнительными наборами медицинских услуг и лекарственных средств.

ДМС может использоваться для получения плановой стационарной помощи вне очереди или прямого обращения к узкому специалисту, минуя участкового врача.

Соучастие пациентов в расходах на медицинские услуги связано с конкретными механизмами политики, которые действуют в области спроса на рынке медицинских услуг. Эти механизмы обычно функционируют в рам­ках системы страхования и определяют следующие основные формы уча­стия пациентов в покрытии расходов.

Соучастие в оплате услуг: единовременные взносы, которые потребитель должен уплатить за каждую предоставленную услугу, за каждое выписанное лекарство.

Совместное страхование: доля в процентах от общей суммы за услуги, которая должна быть оплачена потребителем (например, пациент оплачивает 20% общей стоимости стационарного лечения).

Необходимость участия населения в оплате медицинской помощи обу­словлена следующими глубинными причинами. Объем ресурсов, которые государство может выделить для развития социального сектора, в том чис­ле здравоохранения, прямо связан с бюджетными ограничениями, особен­но в условиях переходной экономики. С одной стороны, незрелость рыноч­ных структур не дает возможности запустить рыночные механизмы. С другой стороны, переходная экономика требует уменьшения затрат государства и повышения ответственности граждан за самообеспе­чение, за социальное развитие (в условиях бюджетного дефицита и других неблагоприятных экономических реалий). Все это приводит к широкому во­влечению внебюджетных средств в процесс развития отрасли

Социальная ответственность граждан есть ответственность за резуль­таты экономического развития. Она предполагает выполнение нескольких требований:

· улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста его деловой активности;

· обеспечение оправданной дифференциации доходов и потребле­ния в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской ак­тивности граждан;

· достижение оптимального уровня соотношения затрат на социаль­ные цели (имеются в виду затраты, которые осуществляют государство, не­посредственно граждане из своих доходов и предприниматели).

Процесс реформирования в финансировании здравоохранения про­должается, на ближайшее десятилетие в нем планируются следующие из­менения:

Государство должно обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатной медицинской помощи путем выделения на здравоохранение средств из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, необходимых для финансирования программы государственных гарантий. Также государство берет на себя обязательства обеспечить приоритетность развития здравоохранения посредством выделения финансовых средств в размере не менее 6% валового внутреннего продукта.

В федеральном бюджете на здравоохранение должны выделяться денежные средства в размере не менее 5% его расходной части. В бюдже­тах субъектов Российской Федерации на здравоохранение планируется вы­делять денежные средства в размере не менее 20% их расходной части. При поступлении средств из внебюджетных источников запрещается умень­шение размера бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение.

Нормативы финансовых средств для компенсации затрат по предос­тавлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год (подушевые нормативы) применяют для:

· планирования объемов оказания медицинской помощи гражданам;

· расчетов платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан;

· распределения финансовых ресурсов при выравнивании условий оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации;

· расчетов с производителями медицинских услуг за оказание меди­цинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок определения подушевых нормативов для обязательного ме­дицинского страхования неработающих граждан утверждается Федераль­ным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти в области здра­воохранения.

В бюджетах всех уровней, выделяемых на здравоохранение, долж­на быть предусмотрена доля средств, направляемых на цели санитарного просвещения населения и профилактику заболеваний.

Объем бюджетного финансирования в области здравоохранения уста­навливается в зависимости от задач, выполняемых в рамках государствен­ных программ. Если организации здравоохранения, источником финансиро­вания которых является федеральный бюджет, принимают непосредствен­ное участие в реализации региональных целевых программ в области здра­воохранения, то такая деятельность обеспечивается за счет средств бюд­жетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.