Система финансирования здравоохранения.
По источнику финансирования можно выделить бюджетную, страховую и частную системы. Однако, никогда не существует в чистом виде страховой, бюджетной или частной системы финансирования. Можно говорить о преимущественном, доминирующем источнике финансирования. Если это система ОМС, то преобладают взносы работодателей, если бюджетная система - общие налоги (налог на прибыль, на добавленную стоимость и т.п.).
По характеру взаимодействия субъектов здравоохранения выделяют интеграционную, контрактную модель системы финансирования, а также модель возмещения и модель «управляемой медицинской помощи». Такая классификация использует опыт финансирования здравоохранения не только в России, но и в зарубежных странах.
Источниками финансирования в системе здравоохранения являются:
· средства консолидированных бюджетов всех уровней;
· средства обязательного медицинского страхования;
· средства целевых фондов и Федеральных программ, предназначенных для охраны здоровья населения.
В целом, система финансирования здравоохранения России (по источникам финансирования) характеризуется как бюджетно-страховая модель
Как уже отмечалось, можно наблюдать несколько финансовых потоков, направляемых в сферу здравоохранения.
Бюджетные источники: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет; ресурсы внебюджетного перераспределения. К последним относятся средства обязательного медицинского страхования.
Лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности, получившие лицензию и аккредитованные в установленном порядке, финансируются на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, с территориальным фондом ОМС, его филиалами, выполняющими функции страховщика.
Определены следующие способы оплаты за оказанные медицинские услуги.
Для амбулаторно-поликлинических учреждений:
· финансирование по смете расходов;
· финансирование по «подушевому» нормативу;
· оплата законченных случаев лечения;
· оплата отдельных медицинских услуг.
Для стационарных учреждений:
· финансирование по смете расходов;
· оплата средней стоимости пролеченного больного;
· оплата за законченный случай лечения;
· оплата за койко-дни.
Стратегическими направлениями современной программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью являются сокращение объема стационарной помощи (примерно на 20%); развитие стационарозамещающих видов помощи; увеличение расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь, усиление ее лечебной функции.
Проблема доступности медицинской помощи и одновременно сокращение объемов стационарной помощи может быть решена преимущественно за счет крупных городов, где существует развитая сеть медицинских учреждений и корректировки их мощности. Однако нельзя идти путем закрытия небольших участковых больниц, поскольку это сразу снизит уровень доступности медицинской помощи для удаленных районов, что было бы неправильным.
Поиск решения проблемы финансового дефицита должен быть
направлен на:
· сокращение финансирования секторов вторичной и третичной медицинской помощи и поддержание за счет программы государственных гарантий именно первичной медико-санитарной помощи;
· перевод дорогостоящих медицинских технологий на платную основу;
· четкое определение минимального объема оказываемых бесплатных услуг, а за дополнительные медицинские услуги введение доплаты пациентов;
· возможность формирования системы обязательного медицинского страхования нескольких уровней: базовой системы ОМС и дополнительных программ с более высокой ставкой взноса на ОМС;
· узаконивание соплатежей населения.
Наряду с организацией ОМС законом о медицинском страховании предусмотрено внедрение системы добровольного медицинского страхования (ДМС). Главной отличительной чертой ДМС является то, что оплату расходов на медицинские услуги берет на себя преимущественно сам пациент. Кроме того, если ОМС осуществляется в рамках утвержденной Базовой программы ОМС, то при ДМС предоставляемые медицинские услуги выходят за рамки Базовой программы.
ДМС развивается как дополнение к программам ОМС, обеспечивая дополнительные услуги более высокого уровня, что в итоге расширяет финансовые возможности здравоохранения в целом.
Особенности развития добровольного медицинского страхования (ДМС) в России следующие:
· имеет большой потенциал.
· доступно только самым обеспеченным категориям населения.
· не является формой реализации принципа общественной солидарности, поскольку выплаты по ДМС увязаны с размером сделанных взносов, а сами взносы устанавливаются с учетом рисков застрахованных граждан.
Существует определенное недоверие населения к коммерческим финансовым институтам, что тормозит развитие ДМС.
ДМС может развиваться только при условии четкого определения границы между государственными обязательствами и дополнительными наборами медицинских услуг и лекарственных средств.
ДМС может использоваться для получения плановой стационарной помощи вне очереди или прямого обращения к узкому специалисту, минуя участкового врача.
Соучастие пациентов в расходах на медицинские услуги связано с конкретными механизмами политики, которые действуют в области спроса на рынке медицинских услуг. Эти механизмы обычно функционируют в рамках системы страхования и определяют следующие основные формы участия пациентов в покрытии расходов.
Соучастие в оплате услуг: единовременные взносы, которые потребитель должен уплатить за каждую предоставленную услугу, за каждое выписанное лекарство.
Совместное страхование: доля в процентах от общей суммы за услуги, которая должна быть оплачена потребителем (например, пациент оплачивает 20% общей стоимости стационарного лечения).
Необходимость участия населения в оплате медицинской помощи обусловлена следующими глубинными причинами. Объем ресурсов, которые государство может выделить для развития социального сектора, в том числе здравоохранения, прямо связан с бюджетными ограничениями, особенно в условиях переходной экономики. С одной стороны, незрелость рыночных структур не дает возможности запустить рыночные механизмы. С другой стороны, переходная экономика требует уменьшения затрат государства и повышения ответственности граждан за самообеспечение, за социальное развитие (в условиях бюджетного дефицита и других неблагоприятных экономических реалий). Все это приводит к широкому вовлечению внебюджетных средств в процесс развития отрасли
Социальная ответственность граждан есть ответственность за результаты экономического развития. Она предполагает выполнение нескольких требований:
· улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста его деловой активности;
· обеспечение оправданной дифференциации доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности граждан;
· достижение оптимального уровня соотношения затрат на социальные цели (имеются в виду затраты, которые осуществляют государство, непосредственно граждане из своих доходов и предприниматели).
Процесс реформирования в финансировании здравоохранения продолжается, на ближайшее десятилетие в нем планируются следующие изменения:
Государство должно обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатной медицинской помощи путем выделения на здравоохранение средств из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, необходимых для финансирования программы государственных гарантий. Также государство берет на себя обязательства обеспечить приоритетность развития здравоохранения посредством выделения финансовых средств в размере не менее 6% валового внутреннего продукта.
В федеральном бюджете на здравоохранение должны выделяться денежные средства в размере не менее 5% его расходной части. В бюджетах субъектов Российской Федерации на здравоохранение планируется выделять денежные средства в размере не менее 20% их расходной части. При поступлении средств из внебюджетных источников запрещается уменьшение размера бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение.
Нормативы финансовых средств для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год (подушевые нормативы) применяют для:
· планирования объемов оказания медицинской помощи гражданам;
· расчетов платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан;
· распределения финансовых ресурсов при выравнивании условий оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации;
· расчетов с производителями медицинских услуг за оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Порядок определения подушевых нормативов для обязательного медицинского страхования неработающих граждан утверждается Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения.
В бюджетах всех уровней, выделяемых на здравоохранение, должна быть предусмотрена доля средств, направляемых на цели санитарного просвещения населения и профилактику заболеваний.
Объем бюджетного финансирования в области здравоохранения устанавливается в зависимости от задач, выполняемых в рамках государственных программ. Если организации здравоохранения, источником финансирования которых является федеральный бюджет, принимают непосредственное участие в реализации региональных целевых программ в области здравоохранения, то такая деятельность обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.