Показатели оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.
Классификация, направления назначения и использования финансовых ресурсов.
Источники формирования финансовых ресурсов предприятия.
Сущность и содержание финансов предприятия
ПЛАН
ЛЕКЦИЯ
Тезисы
Вопрос №2 Рентабельность.
Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на её величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупное предприятие, даже хуже работающее, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли.
Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот относительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период.
Различают следующие показатели рентабельности:
1) Рентабельность продукции: есть отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции, показывает целесообразность производства данной продукции:
RПРОД = ПРЕАЛ. / СПОЛН. · 100%
Например: RПРОД = 30% - на 1 руб. затрат – 30 коп. прибыли (оптим. – 11%);
2) Рентабельность производства (или имущества, активов): есть отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества предприятия: показывает, как результативно используется имущество (активы):
RПР-ВА = ПБАЛАНС. / Имущество (активы) · 100%
Например: RПР-ВА = 22% - каждый рубль стоимости имущества приносит прибыль в 22 коп.
3) Рентабельность продаж: есть отношение прибыли от реализации к объему продаж (выручки от реализации):
RПРОДАЖ = ПРЕАЛ. / ВРЕАЛ. · 100%
Например: RПРОДАЖ = 25% - на 1 руб. выручки приходится 25 коп. прибыли (а затрат – 75 коп.)
Снижение этого показателя означает падение спроса на продукцию предприятия.
4) Рентабельность собственного капитала (широко используется на Западе): есть отношение балансовой прибыли к собственному капиталу:
RСОБСТВ.КАП. = ПБАЛАНС. / Собств. капитал · 100%
Например: RС.К. = 15% - с 1 рубля собственного капитала имеют прибыли 15 коп., а остальные 85 коп. прибыли снимают с заемного капитала.
Рентабельность – это основной показатель состояния здоровья предприятия.
"Финансовые ресурсы коммерческих структур и показатели эффективности их использования".
Финансы предприятия –экономические отношения (система финансовой организации производственно-хозяйственной деятельности), обеспечивающие (щая) образование и использование различных фондов денежных средств (в том числе использования материальных и нематериальных активов в стоимостном выражении) в целях формирования доходов, осуществления расходов и накоплений.
Финансовые ресурсы предприятия (организации): часть его средств, функционирующих в денежной форме и денежном выражении.
Различие понятий «денежная форма» и «денежное выражение»
Денежная форма –наличные деньги (деньги в кассе)
Денежное выражение, категория, которая означает стоимостную оценку средств производства (материальных и нематериальных активов, з/п, и т.д.).
Ф.Р. предприятий (корпораций):
- формируются на основе получаемых ими денежных средств (доходов), в процессе образования денежных фондов из собственных и внешних источников в денежной форме
- опосредуют денежное выражение (стоимостную) форму средств производства.
Стоимостная форма – стоимостная оценка материальных средств производства, по которой они числятся на балансе: - стоимость средств, предметов, результатов труда.
Ф.Р.Рассматриваются в качестве финансовой основы, «кровеносных сосудов» предприятия в процессах простого и расширенного воспроизводства.
Ф.Р.– совокупность источников денежных средств, денежных фондов и механизмов их формирования.
Ф.Р.являются важнейшейсоставляющейКапитала фирмыв его денежной форме, предназначенный для возобновления и развития производственного процесса, приносящий доход (прибыль) владельцу.
Изначально Ф.Р. коммерческих предприятий формируются за счет учредительского капитала (уставного к-ла хозяйственных обществ, складочного к-ла товариществ, паевого фонда производственных кооперативов, фондов целевого финансирования и субсидий от юридических и физических лиц.
Классификация фондов денежных средств:
- фонды собственных средств (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонд накопления, целевое финансирование и т.д.)
-фонды заемных средств (кредиты, факторинг, лизинг)
- фонды привлеченных средств фонд потребления, доходы будущих периодов, резервы расходов и платежей)
- оперативные денежные фонды (заработной платы, выплаты дивидендов, платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, погашения кредитов и займов)
- фонды, образуемые за счет иных различных источников оборотных средств (инвестиционный, валютный)
Результат функционирования финансовых ресурсов (Ф.Р.) деятельности фирмы – выручка (валовый доход) - прибыль.
ФР различаются по способу привлечения (3 группы):
1. Собственные и приравненные к ним источники (выручка от реализации, от финансовых операций, работ, выполняемых хозяйственным способом)
2. Ресурсы, привлекаемые с финансовых рынков (продажа собственных акций, облигаций, векселей, кредитов)
3. Средства, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение, ресурсы от концернов, ассоциаций, ресурсы. поступающие на долевой основе, дивиденды, проценты по ценным бумагам, бюджетные субсидии.
Источники ФР:
1. Внутренние:
- выручка от реализации результатов производства
- выручка от прочей реализации
Выручка (доход) – денежное выражение объема реализуемой продукции, работ и услуграспадается:
В = А + МЗ + ЗП + П, где:
А – фонд амортизационных отчислений;
МЗ – фонд финансирования материальных затрат (сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и т.д.);
ЗП – фонд заработной платы;
П – прибыль
Прибыль– основной источник собственных средств предприятия, обеспечивающий:
- обновление основных производственных фондов
- повышение качества
- расширение ассортимента
П. формирует фонды:
- резервный
- специальные фонды.
2. Внешние:
- кредиты
- коммерческие к.
- кредиторская задолженность
- долевое участие партнеров
- средства бюджетов и внебюдж. Фондов
- средства с финансового рынка
Финансовые ресурсы по источникам формирования:
- формируемые из выручки;
- получаемые от прочей реализации (имущества, услуг, не относящихся к основной деятельности);
- формируемые на финансовом рынке (кредиты, займы, продажа собственных акции и др. ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумгам других эмитентов, страховые возмещения и др.)
- образуемые за счет кредиторской задолженности (поставщикам, подрядчикам, оплате труда, социальному страхованию, перед бюджетом);
- формируемые за счет взносов и поступлений целевого характера, в т.ч. бюджетных субсидий.