НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Налоговая отчетность - это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.
1. По периодичности различают налоговую отчетность:
-внутригодовую;
- годовую.
Внутригодовая отчетность составляется на внутригодовую дату. Эту отчетность подразделяют на месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев.
Годовая отчетность составляется по окончании года.
2. По способу представления:
- на электронных носителях;
- на бумажных носителях.
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде.
Стремясь совершенствовать качество обслуживания налогоплательщиков, ФНС России уделяет большое внимание развитию электронных сервисов. Новые технологии, внедряемые Налоговой службой, уже заслужили доверие налогоплательщиков. Об этом говорит статистика: если в 2002 году налоговую отчетность в электронном виде сдавали менее половины процента компаний, то в 2005 - уже больше 6%, 2008 - 46%, в 2011 - почти 70%, а за первый квартал 2012 - почти 72%. По прогнозам ФНС России в 2015 году почти 80% компаний будут сдавать налоговую отчетность в электронном виде.
3. По стадиям деятельности предприятия:
- первоначальная;
- очередная;
- дополнительная;
- ликвидационная.
1)Первоначальная - налоговая отчетность, представляемая лицом за налоговый
период, в котором произведена постановка на налоговый учет
налогоплательщика и (или) впервые возникли налоговое обязательство по
определенным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.
2) очередная - налоговая отчетность, представляемая лицом за налоговые периоды,
следующие за налоговым периодом, в котором произведена постановка на
налоговый учет налогоплательщика и (или) впервые возникли налоговое
обязательство по определенным видам налогов, других обязательных платежей в
бюджет.
3) дополнительная - налоговая отчетность, представляемая лицом при внесении
изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за
налоговый период, к которому относятся данные изменения и (или) дополнения.
4) ликвидационная - налоговая отчетность, представляемая лицом при прекращении
деятельности или реорганизации налогоплательщика.
Согласно НК РФ налоговые декларации необходимо предоставить в налоговую инспекцию после окончания налогового периода. В НК РФ не прописан порядок предоставления деклараций ликвидируемой организацией. Налоговый период для ликвидируемого предприятия заканчивается в день внесения записи о прекращения деятельности организации, то есть предприятие должно предоставить в налоговый орган декларации по налогам на день завершения ликвидации.
Существует два мнения по подачи декларации:
1) По мнению налоговых органов, подавать последние налоговые декларации надо вмести с уведомлением №15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса (с приложением ликвидационного баланса). После подачи такого уведомления организация находится в стадии ликвидации и хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, связанной с расчетами с кредиторами, вести не должна. Если организация все же производит какие-то дополнительные расходы или получает доходы, то она должна подать уточненные декларации;
2) По мнению иных специалистов, налоговая отчетность предоставляется на дату составления окончательного ликвидационного баланса, а до этого момента декларации надо сдавать в обычном порядке.
4. По степени обобщения данных
- индивидуальная;
-консолидированная (ст. 25.1 – 25.6 НК РФ).
Объединиться в такую группу могут компании, соответствующие определенным критериям по совокупной сумме налогов, суммарной выручке и стоимости активов. Также обязательно, чтобы одной из компаний принадлежало не менее 90% уставного капитала в каждой из фирм, входящих в группу.
К налоговой отчетности относятся:
- налоговые декларации;
- налоговые расчеты;
- расчет сборов;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);
- отчетность по справкам;
- другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.
По истечении налогового (отчетного) периода в установленные законодательством сроки налогоплательщик обязан проинформировать налоговый орган о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а так же сообщить другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. С этой целью в налоговый орган подается налоговая декларация.
В соответствии со ст.80 НК РФ налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других данных, связанных с расчетом и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу.
Налоговые расчеты представляются в налоговые органы в виде расчетов по авансовым платежам, расчетов регулярных платежей за пользование недрами, расчетов по оплате за воду.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчеты по аванс.платежам представляются за отчетный период по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, страховым взносах на обязательное пенсионное страхование.
Расчет сбора представляет собой письменное заявление налогоплательщика сбора об объектах налогообложение, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Расчеты сбора представляются в налоговые органы в виде сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных, биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, или в виде сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора.
С 2008 г. налогоплательщики обязаны представлять сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Это связано с тем, что организации у которых на 1.01.2008 г. среднесписочная численность работников превысит 100 чел. Должны представить в налоговые органы по месту учета отчетность в электронном виде.
Налоговая отчетность по справкам представляется в следующем виде: справки о рублевых счетах, справки о валютных счетах, справки о дебиторах.
Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах - один представляется в налоговую инспекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.
Налоговая отчетность составляется на основе налоговых регистров.
В силу ст. 314 НК РФ в качестве налоговых регистров понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
В качестве налоговых регистров могут выступать:
- регистры бухгалтерского учета с внесенными в них дополнениями;
- самостоятельно разработанные формы налоговых регистров;
- формы налоговых регистров, рекомендуемые налоговиками.
Выбранные формы регистров необходимо закрепить в учетной политике.
Причем налоговым и иным органам запрещено устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Вследствие этого налогоплательщики вправе использовать любую самостоятельно разработанную форму налогового регистра, содержащую следующие обязательные реквизиты:
- наименование налогового регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Если при этом в виде справочной информации включить в форму налогового регистра и бухгалтерскую корреспонденцию счетов, то такой прием позволит в дальнейшем оперативно производить сверку с данными бухгалтерского учета.
Если налогоплательщик не готов разрабатывать формы налоговых регистров самостоятельно, то он может воспользоваться формами, предложенными в Рекомендациях МНС России от 19.12.2001 "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ".
Следует иметь в виду, что перечень регистров налогового учета, предлагаемый налоговиками, не является полным, как не является исчерпывающим и перечень приведенных в них показателей. Однако регистры, рекомендуемые к использованию, могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением информации по основным перечисленным показателям.
Предлагаемые регистры разделены на пять разделов. Для ведения налогового учета могут быть использованы следующие регистры:
1) регистры промежуточных расчетов, предназначенные для отражения и хранения информации о порядке проведения расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.
Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено отдельных строк в налоговой декларации по налогу на прибыль, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя;