Ставки, порядок исчисления и уплаты.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Порядок определения налоговой базы определен в ст. 391.
Налоговая база по налогу (ст.390) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Плательщики, объект обложения и льготы.
Нормативно-правовая база по плате за землю.
Земельный налог.
Налоговый кодекс РФ ч.I, ст.15.
Налоговый кодекс РФ ч.II, гл.31
Федеральным законом от 29.11. 2004г.№141-ФЗ Налоговый кодекс дополнен 10 разделом «Местные налоги», в состав которого вошла глава 31 «Земельный налог».
Налогоплательщиками (ст.388) признаются организации обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Объектом налогообложения (ст.389) признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Кадастровая стоимость земельного участка – это стоимость, указанная в земельном кадастре. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о земельных участках (объектах кадастрового учета). Он содержит сведения о правовом режиме земель в РФ, субъектах прав на земельные участки, кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.
Льготы (ст.395)
По земельному налогу предоставляются льготы в форме освобождения отдельных категорий плательщиков от уплаты налога, в части земель, используемых ими по указанному назначению. Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
5) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7) организации - резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Налоговые льготы, основания и порядок их применения определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований при установлении налога.
Налоговый период (ст.393) по налогу установлен как календарный год.
Для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, установлены отчетные периоды: первый квартал, 2квартал и 3 квартал календарного года.
Представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки (ст.394)устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не свыше:
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 % -в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен в ст.396 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога (авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода обязанностей по уплате земельного налога исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента.
Коэффициент рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определены в ст.397 НК РФ.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. (Ярославль до 15.02)
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. (Ярославль до 01.11.)
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу до 01.02. года, следующего за истекшим налоговым периодом(ст.398).
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов РФ.
Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов РФ.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
[1] ст.38 НК РФ Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работойдля целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
[2] Новацией в гражданском праве признается соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим.
Имущественные права – юридически закрепленные права юридических и физических лиц владеть, распоряжаться и пользоваться определенными имущественными ценностями, правовая фиксация принадлежности имущественной ценности конкретному лицу.
[3] Постановление Правительства от01.01.2002 №1 (с изм.)
[4] Возможность изменения выбранного метода предоставлена налогоплательщиком изменениями вносимыми в НК РФ с 01.01.09г. До этого такого права у налогоплательщиков не было.
[5] Этот порядок установлен изменениями в НК РФ с 01.01.09г. , ранее амортизация при любом из методов начислялась отдельно по каждому объекту.
[6] До 2006г. при переносе убытка сумма переносимого убытка не могла превышать 30% налоговой базы, на 2006г. действовало ограничение – 50% налоговой базы, с 2007г. ограничение отменено.