Прогнозирование и государственное регулирование инвестиций.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Переход к системе обязательного медицинского страхования ознаменовал появление принципиально новых экономических взаимоотношений в системе здравоохранения. В результате этого отрасль перешла от финансирования по принципу «содержания» к принципу «зарабатывания средств» за оказанную медицинскую помощь.

Вместе с тем в отрасли сложился дисбаланс между обязательствами государства по оказанию бесплатной для граждан медицинской помощи и выделяемыми на это финансовыми средствами. Несоответствие обставляющих в системе «деньги – товар» не позволяет реализовать в полном объеме экономический потенциал идеи медицинского страхования.

Для решения этой проблемы и была разработана Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которая определяет минимально необходимые объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы их обеспечения не только в системе ОМС, а всей системы здравоохранения.

Формирование системы государственных гарантий Российской Федерации в части предоставления бесплатной медицинской помощи предусматривает укрепление бюджетно-страховой формы финансирования здравоохранения за счет четкого разделения видов и объемов бесплатно предоставляемой медицинской помощи по адекватным источникам финансирования.

С целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации начиная с 1998г. ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее — Программа).

Целями разработки Программы являются:

- создание единого механизма реализации конституционных прав граждан по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории всей страны;

- создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;

- обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;

- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения. Основные принципы построения Программы включают следующие положения:

- определение требуемых объемов медицинской помощи в соответствии с уровнем заболеваемости населения;

- подушевой расчет вероятности наступления страхового случая (заболевания и (или) обращения за медицинской помощью);

- определение общественно необходимых затрат для выполнения соответствующей единицы объема медицинской помощи;

- соответствие гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи гражданам и необходимых для их реализации финансовых ресурсов по их источникам;

- установление обязательств органов исполнительной власти всех уровней по реализации данной Программы;

- введение единой системы планирования расходов на здравоохранение за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

Программа предусматривает приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического сектора и повышение эффективности стационарной помощи за счет ее интенсификации.

Программа состоит из 6 разделов и включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, порядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

В разделе «Общие положения» сформулированы принципы и определены источники финансирования Программы. В частности, в разделе указывается, что она разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов обязательною медицинского страхования.

В разделе «Перечень видов медицинской помощи» приведены входящие в Программу виды медицинской помощи:

- скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах;

- амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

- стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям, при патологии беременности, родах и абортах, при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинскою наблюдения.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь. Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравом России по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Гражданам Российской Федерации обеспечиваются следующие условия оказания медицинской помощи.

1. В амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- возможность выбора пациентом врача и медицинскою учреждения в рамках договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи в системе обязательного медицинскою страхования;

- объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом;

- возможность наличия очередности пациентов на прием к врачу и проведение диагностических исследований, лечебных процедур. Максимальные сроки ожидания определяются территориальными Программами;

- по экстренным показаниям медицинская помощь в поликлинике оказывается с момента обращения пациента;

- направление пациента на госпитализацию в плановом порядке осуществляется медицинским учреждением или органом управления здравоохранения в соответствии с клиническими показаниями.

2. В стационарных учреждениях:

- госпитализация пациентов осуществляется по клиническим показаниям, требующим проведения интенсивных методов диагностики и лечения, а также круглосуточного наблюдения;

- при неотложных состояниях пациент госпитализируется вне очереди;

- возможность наличия очередности на плановую госпитализацию. Максимальные сроки ожидания определяются территориальными Программами.

- больные размещаются в палаты на 4 и более мест;

- обследование и лечение пациенту предоставляется согласно назначению врача;

- во время нахождения в стационаре пациент получает бесплатно обследование, лечение, лечебное питание в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей находиться вместе с больным ребенком до 1 года.

В разделе «Базовая программа обязательного медицинского страхования» определены виды заболеваний, при которых амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

В базовую программу входит лечение инфекционных и паразитарных заболеваний (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовой период, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между участниками (субъектами) медицинского страхования — гражданин Российской Федерации, медицинская страховая организация, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, медицинская организация.

Медицинская помощь в рамках базовой программы обязательного меди­цинского страхования предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

В разделе «Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюд­жетов всех уровней» приведены виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетов всех уровней.

За счет средств федерального бюджета гражданам бесплатно предоставляется медицинская помощь, оказываемая в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, в том числе высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская, перечень которой утверждается Минздравом России.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований гражданам предоставляется скорая медицинская помощь, оказыва­емая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи. Из этих же источников обеспечивается предоставление амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, оказываемой в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период, дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляется льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное), а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

В разделе «Объемы медицинской помощи» определены нормативы объемов лечебно-профилактической помощи на 1000 чел.

Базовые нормативы объемов медицинской помощи утверждены в целях достижения соответствия государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью и финансовых ресурсов (средств бюджетов всех уровней и страховых взносов), выделяемых на их реализацию, повышения эффективности использования финансовых ресурсов за счет совершенствования структуры медицинской помощи.

Показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений на 1000 человек и количестве дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому на 1000 человек.

Например, рассмотрим нормативы объемов медицинской помощи, утверж­денные на 2002 г.

Норматив посещений — 9198, в том числе по базовой программе — 8458 по­сещений.

Норматив количества дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому — 749 дней, в том числе по базо­вой программе — 619 дней.

Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней на 1000 человек.

Этот показатель вычисляется умножением уровня госпитализации на 1000 чел. на среднюю длительность пребывания больного в стационаре.

В 2001 г. этот показатель в среднем по России составил 3330, что в несколько раз превышает зарубежные показатели (1000-800). Анализ сложившегося объема (3330 койко-дней на 1000 чел.) показывает, что в стационаре зачастую находятся пациенты, которых можно лечить в амбулаторных условиях с тем же качеством. Кроме того, пациенты лечатся в стационаре до полного выздоровления, что крайне нерационально. При плановой госпитализации практически все обследования проводятся в условиях стационара.

После интенсивного обследования и лечения пациенты в большинстве случаев должны долечиваться в амбулаторных условиях, прежде всего в дневных стационарах при поликлиниках и больницах.

Основные затраты в здравоохранении приходятся на стационарную помощь. Перенос части медицинской помощи в стационарозамещающие технологии (дневные стационары и т.д.) на амбулаторный этап позволит не сокращать объемы и уровень доступности медицинской помощи и реально повысить уровень использования ресурсов здравоохранения. Поэтому сокращение объемов стационарной помощи, предусмотренной в программе, по сравнению с фактически оказываемыми объемами этого вида помощи соответствует увеличению объема дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому.

Норматив объема стационарной помощи составляет 2812,5 койко-дня, в том числе по базовой программе — 1942,5 койко-дня.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов на 1000 чел. Норматив вызовов — 318 вызовов.

В разделе «Подушевые нормативы финансирования здравоохранения» при­ведены понятия и принципы определения этих нормативов.

Подушевыми нормативамифинансирования здравоохранения являются показатели, отражающие размеры финансовых средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел.

Подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по ее видам. Выравнивание условий финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством об обязательном медицинском страховании Российской Федерации. В соответствии с действующим порядком бюджеты вышестоящего уровня дотируют бюджеты нижестоящего уровня за счет выделения трансфертов в случае обоснованного дефицита финансовых средств у последних. В системе обязательного медицинского страхования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выделяет территориальным фондам обязательного медицинского страхования субвенции.

Программа реализуется на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с разрабатываемыми ими территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, имеющими такую же структуру, как и федеральная программа.

Одним из основных направлений совершенствования управления в отрасли является разработка механизмов перспективного планирования Программы государственных гарантий оказания населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на среднесрочную перспективу до 5 лет. Переход на систему среднесрочного, а затем и долгосрочного планирования Программы позволит обеспечить качественно иной уровень развития системы, переход от условий ее выживания к интенсификации развития в соответствии с требованиями научно-технического прогресса в здравоохранении XXI в.

Реализация этого направления потребует более длительного времени, но это самое перспективное и значимое направление развития Программы.

Кроме того, существует такой метод финансирования, как разработка глобального бюджета. Экономический смысл метода глобального бюджета - согласование экономических интересов ЛПУ и покупателя медицинской услуги - состоит в том, что оплачивающая сторона меняет приоритеты финансирования. Этот метод стимулирует:

1) обоснованность направления больного из поликлиники в стационар;

2) создание стационарозамещающих форм предоставления медицинских услуг;

3) поиск форм кооперации с врачами поликлиник или создание собственных отделений амбулаторного приема, если их нет;

4) экономию средств для сложных случаев.

Глобальный бюджет формируется как финансовый план. Условие его выполнения - свободное распоряжение ресурсами, маневрирование ими. Результатами перехода на метод глобального бюджета должны быть:

- уменьшение числа случаев госпитализации;

- увеличение ресурсов на один случай стационарной помощи;

- более эффективное использование амбулаторного звена;

- установление вместо твердых тарифов договорных ставок оплаты оказанных услуг.

Таким образом, одна из важнейших проблем в здравоохранении - это финансирование отрасли. В стратегическом плане финансирование здравоохранения из общественных фондов (бюджет и ОМС) должно сохранять свою доминирующую роль и обеспечивать возможности государству для проведения своей политики и правового регулирования системы здравоохранения. При этом должно быть осуществлено усиление практики установления приоритетов финансирования (например, внебольничной помощи) при одновременном принятии мер по сокращению стоимости полезных мероприятий и по усилению контроля за эффективностью использования имеющихся ограниченных ресурсов.

 

План лекции:

1. Определение инвестиционной деятельности.

2. Виды инвестиций.

3. Прогнозирование инвестиций.

4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

5. Список литературы.

 

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

 

Инвестиция или капитальные вложения - это совокупность материальных затрат, денежных и трудовых ресурсов, которые направлены на расширение воспроизводства основных фондов различных отраслей народного хозяйства. Для российской экономики инвестиции являются достаточно новым термином. Ранее широко использовалось понятие - валовые капитальные вложения - под которым имелись в виду все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Инвестиции же представляют собой более широкое значение. Оно включает в себя и реальные инвестиции, и портфельные инвестиции (вложения в акции, облигации и иные ценные бумаги), которые непосредственно связаны с именем собственника и дающие право на получение доходов от собственности.

Инвестиционный процесс в целом является многосторонней деятельностью участников процесса воспроизводства. Он имеет непосредственное отношение к динамике экономической системы. Инвестиционный процесс является составной частью общественного воспроизводства, так как отражает в себе все стадии воспроизводственного процесса - производство, распределение, обмен и потребление.

Инвестиционную деятельность так же можно определить как одно из важнейших направлений обратной связи в процессе воспроизводства.

В условиях современной рыночной экономики, необходимо отражать инвестиционный процесс в два этапа:

- с точки зрения финансовых показателей

- с точки зрения динамики физических величин.

В каждом из этих случаев присутствует специальный набор показателей и явлений:

1. Инвестиционный процесс с точки зрения движения физических величин является следующей цепочкой событий:

- создание инвестиционных товаров (технологии, патенты, ноу хау, строительные объекты, машины и оборудование)

- процесс освоения новых мощностей производства (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции)

- эксплуатация объекта в целях производства товаров в нормальном режиме.

2. Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых величин является вложением денежных средств в целях получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса можно считать:

- сберегателей денег, которые хранят свои средства у себя лично, либо же передают их в доверительное пользование инвесторам;

- инвесторов, которые вкладывают денежные средства в проекты лично, либо обращаясь к финансовым посредникам;

- финансовых посредников (банк, финансовая группа, инвестиционная или финансовая компания), которые осуществляют операции, как с денежными средствами, так и с ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дохода.

Основными показателями инвестиционной деятельности выступают:

Инвестиционные товары (блага)

Прирост капитала

Структура инвестиций

Объем инвестиций в капитал.

 

Виды инвестиций определяются по следующим критериям:

1. По объектам вложения капитала:

Реальные (капиталообразующие) характеризуют вложения капитала в воспроизводство основных средств, в инновационные НМА (инновационные инвестиции), в прирост запасов ТМЦ и другие объекты инвестирования, связанные с осуществлением операционном деятельности предприятия или улучшением условии труда и быта персонала.

Финансовые характеризуют вложения капитала в различные финансовые инструменты инвестирования, главным образом, в ценные бумаги с целью получения дохода.

2. По характеру участия в инвестиционной деятельности:

Прямые инвестиции подразумевают прямое участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении капитала Обычно прямые инвестиции осуществляются путем непосредственного вложения капитала в уставные фонды других предприятии. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие доста­точно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

Непрямые характеризуют вложения капитала инвестора, опосредованные другими лицами (финансовыми посредниками)

3. По воспроизводственной направленности:

Валовые инвестиции характеризуют общий объем капитала инвестируемого в воспроизводство ОС и НМА в определенном периоде. В экономической теории понятие валовых инвестиций связывается, как правило, с вложением капитала в реальный сектор экономики. На уровне предприятия под этим термином понимают общий объем инвестированного капитала в том или ином периоде.

Реновационные инвестиции характеризуют объем капитала инвестируемого в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых НМА. В количественном выражении реновационные инвестиции приравниваются обычно к сумме амортизационных отчислений в определенном периоде.

Чистые инвестиции характеризуют объем капитала инвестируемого в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов. В экономической теории под этим термином понимается чистое капиталообразование в реальном секторе экономики. В количественном выражении они представляют сумму валовых инвестиции, уменьшенную на сумму амортизационных отчислений по всем видам амортизируемых капитальных активов предприятия.

4. По степени зависимости от доходов:

Производные прямо коррелируют с динамикой объема чистого дохода (прибыли) через механизм его распределения на потребление и сбережение.

Автономные характеризуют вложение капитала, инициированное действием факторов, не связанных с формированием и распределением чистого дохода (прибыли), например НТП, природоохранных мероприятии и других.

5. По отношению к предприятию инвестору:

Внутренние характеризуют вложение капитала в развитие операционных активов самого предприятия инвестора.

Внешние инвестиции представляют вложение капитала в реальные активы других предприятии или в финансовые инструменты инвестирования, эмитируемые другими субъектами хозяйствования.

6. По периоду осуществления:

Краткосрочные инвестиции характеризуют вложения капитала на период до одного года. Основу краткосрочных инвестиций предприятия составляют его краткосрочные финансовые вложения.

Долгосрочные инвестиции характеризуют вложения капитала на период более одного года. Основной формой долгосрочных инвестиции предприятия являются его капитальные вложения в воспроизводство основных средств.

7. По совместимости осуществления:

Независимые инвестиции характеризуют вложения капитала в такие объекты инвестирования (инвестиционные проекты, фин. инструменты), которые могут быть реализованы как автономные (независимые от других объектов инвестирования и не исключающие их) в общей инвестиционной программе (инвестиционном портфеле) предприятия.

Взаимозависимые инвестиции характеризуют вложения капитала в объекты инвестирования, очередность реализации или последующая эксплуатация которых зависит от других объектов инвестирования и может осуществляться лишь в комплексе с ними.

Взаимоисключающие инвестиции носят, как правило, аналоговый характер по целям их осуществления, характеру технологии, номенклатуре продукции и др. основным параметрам и требуют альтернативного выбора.

8. По уровню доходности:

Высокодоходные инвестиции характеризуют вложения капитала в инвестиционные проекты или финансовые инструменты, ожидаемый уровень чистой инвестиционной прибыли, по которым существенно превышает среднюю норму этой прибыли на инвестиционном рынке.

Среднедоходные инвестиции. Ожидаемый уровень чистой инвестиционной прибыли по инновационным проектам и финансовым инструментам инвестирования этой группы примерно соответствует средней норме инвестиционной прибыли, сложившейся на инвестиционном рынке.

Низкодоходные инвестиции. По этой группе объектов инвестирования ожидаемый уровень чистой инвестиционной прибыли обычно значительно ниже средней нормы этой прибыли.

Бездоходные инвестиции. Они представляют группу объектов инвестирования, выбор и осуществление которых инвестор не связывает с получением инвестиционной прибыли. Такие инвестиции преследуют, как правило, цепи получения социального экологического и других видов внеэкономического эффекта.

9. По уровню инвестиционного риска:

Безрисковые инвестиции. Они характеризуют вложения средств в такие объекты инвестирования, по которым отсутствует реальный риск потери капитала или ожидаемого дохода и практически гарантировано получение расчетной реальной суммы чистой инвестиционной прибыли.

Низкорисковые характеризуют вложения капитала в объекты, риск по которым значительно ниже среднерыночного.

Среднерисковые - уровень риска по объектам инвестирования примерно соответствует среднерыночному.

Высокорисковые инвестиции. Уровень риска по объектам инвестирования этой группы обычно существенно превышает среднерыночный. Особое место в этом группе занимают так называемые спекулятивные инвестиции, характеризующиеся вложением капитала в наиболее рисковые проекты или инструменты инвестирования, по которым ожидается наивысший уровень дохода.

10. По уровню ликвидности:

Высоколиквидные инвестиции. К ним относятся такие объекты (инструменты) инвестирования предприятия, которые быстро могут быть конверсированы в денежную форму (в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости (краткосрочные финансовые вложения).

Среднеликвидные характеризуют группу объектов инвестирования предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей и рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

Низколиквидные инвестиции. К ним относятся объекты (инструменты) инвестирования предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости по истечении значительного периода времени (от полугода и выше). Основным видом таких инвестиций являются незавершенные инвестиционные проекты, реализованные инвестиционные проекты с устаревшей технологией, некотируемые на фондовом рынке акции отдельных малоизвестных предприятий.

Неликвидные инвестиции характеризуют такие вицы инвестиций, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы на инвестиционном рынке лишь в составе целостного имущественного комплекса).

11. По формам собственности инвестируемого капитала:

Частные инвестиции характеризуют вложения капитала физических лиц, а также юридических лиц негосударственных форм собственности.

Государственные инвестиции характеризуют вложения капитала государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.

Смешанные инвестиции предполагают вложения как частного, так и государственного капитала в объекты инвестирования предприятия.

12. По характеру использования капитала в инвестиционном процессе:

Первичные инвестиции характеризуют использование вновь сформированного для инвестиционных целей капитала за счет как собственных, так и заемных финансовых ресурсов.

Реинвестиции представляют собой повторное использование капитала в инвестиционных целях при условии предварительного его высвобождения в процессе реализации ранее выбранных инвестиционных проектов, инвестиционных товаров или финансовых инструментов инвестирования.

Дезинвестиции представляют собой процесс изъятия ранее инвестированного капитала из инвестиционного оборота без последующего его использования в инвестиционных целях (например, для покрытия убытков предприятия). Их можно охарактеризовать как отрицательные инвестиции предприятия.

13. По региональным источникам привлечения капитала:

Отечественные инвестиции характеризуют вложения национального капитала (домашних хозяйств, предприятий или государственных органов) в разнообразные объекты инвестирования резидентами данной страны.

Иностранные инвестиции характеризуют вложения капитала нерезидентами (юридическими или физическими лицами) в объекты (инструменты) инвестирования данной страны.

14. По региональной направленности инвестируемого капитала:

Инвестиции на внутреннем рынке характеризуют вложения капитала как резидентов, так и нерезидентов на территории данной страны.

Инвестиции на международном рынке (международные инвестиции) характеризуют вложения капитала резидентов данной страны за пределами внутреннего ее рынка.

15. По отраслевой направленностиинвестиции разделяются в разрезе отдельных отраслей и сфер деятельности в соответствии с их классификатором. Такая форма классификации инвестиций связана с государственным регулированием инвестиционного процесса в масштабах страны, а также оценкой инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (сфер деятельности) в процессе реального и финансового инвестирования предприятия.

 

Прогнозирование инвестиций предполагает:

- осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;

- альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;

- оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики.

На макроуровне прогнозирование общего объема инвестиций осуществляется на основе установления доли инвестиций в ВВП и прогнозируемого объема иностранных инвестиций. Расчет осуществляется:

Uи = ВВП* Ди + Ии

где Uи – общий объем инвестиций,

Ди – доля инвестиций в ВВП;

Ии – прогнозируемый объем иностранных инвестиций.

При установлении доли инвестиций в ВВП исходят из пороговых значений доли инвестиций в ВВП, равных для простого воспроизводства 20%, а для расширенного – 30–40%. При прогнозировании инвестиций на основе укрупненных расчетов формируются воспроизводственная, технологическая, отраслевая и территориальная структуры инвестиций в основной капитал, а также устанавливаются объемы инвестиций в важнейшие инвестиционные проекты.

Экономическое обоснование потребности отрасли в инвестициях определяется по формуле: I = М1УК1+ М2УК2 + М3УК3 + М4УК4 - НС1 + НС2

М - планируемый прирост мощностей за счет технического перевооружения (1), реконструкции (2), расширения действующих предприятий (3) и строительства новых (4). УК - удельные капиталовложения по основным формам наращивания мощностей. НС - незавершенное строительство на начало (1) и конец (2) планируемого периода. Исходной базой для расчетов служит намечаемый прирост выпуска продукции, баланс производственных мощностей отрасли или предприятия. После того как установлены необходимые объемы ввода в действие производственных мощностей и объектов непроизводственного назначения по отраслям происходит согласование этих расчетов с возможностями инвестиций по экономике страны.

 

Разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционной деятельности.

Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций.

Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.

Долгосрочный прогноз связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.

С точки зрения достоверности инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотрослей, регионов (мезоуровень), отдельных предприятий (микроуровень).

Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа:

- прогнозирование возможных инвестиционных потоков;

- прогнозирование потребности в инвестициях;

- оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.

Компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах.

 

Классификация инвестиционных рисков по параметрам

№   Параметр Факторы, учитываемые параметром Уд. вес, %
Политическая стабильность Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность
Отношение к иностранным инвестициям и прибыли Размеры расходов на социальные нужды
Национализация Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям
Возможность девальвации Влияние, а также действенность методов регулирования
Платежный баланс Баланс общий
Бюрократические вопросы Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций
Темпы экономического роста Годовые фактические темпы роста валового национального продукта
Конвертируемость валюты Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия
Возможность реализации договора Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях
Расходы на зарплату и производительность труда Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу
Возможность использования экспертов и услуг Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ
Организация связи и транспорта Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры
Местное управление и партнеры Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления
Краткосрочные кредиты Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования
Долгосрочный кредит и собственный капитал Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте
    Всего

 

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат».

Так, по мнению некоторых ученых, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений».

По мнению других ученых, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Инвестиционный климат определяется воздействием следующих основных факторов:

1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.

Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.

Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.

Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.

Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. Макроэкономический подход привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и его можно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательской деятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средств через определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения инновационный тип развития и экономической устойчивости.

Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.

Преимущества факторного метода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а также иерархичности национальной экономической системы; использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной привлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использование всех возможных источников инвестиций.

Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски.

Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.

Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисков учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.

Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересов инвестора, причем нередко не только экономических, но и политических.

На основе большой группы показателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечном итоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом.

 

Государственным регулированием инвестиционных процессов признается система мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера, которые осуществляются государственными органами чтобы стимулировать инвестиционную активность и на её основе - экономический рост.

Механизм рыночной экономики представляет собой свободу хозяйственного действия и хозяйственного выбора, зависящие от задач и целей хозяйствующего субъекта.

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности направлено на создание благоприятных условий для активации инвестиционного процесса хозяйствующих субъектов на основе современной рыночной экономики, оно не должно отменять механизмы и принципы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением.

К принципам инвестиционной деятельности можно так же отнести невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов федерации и органов муниципальных образований в инвестиционную деятельность, осуществляемую законно.

Так же к принципам можно отнести соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а так же государства, общества и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

Как показывают многочисленные примеры современных рыночных отношений, инновационная деятельность служит основной движущей силой развития общественного производства и тесно связано с инвестиционными системами.

Нормальное функционирование хозяйственного комплекса страны не может обойтись без инвестиций, которые обеспечивают непрерывную линию производства, разработку и реализацию инновационных, производственных и социальных проектов и программ, которые позволяют увеличить объемы производства и повысить эффективность функционирования общественного производства.

Государственное регулирование сферой инвестиций может предполагать форму некоего принуждения, потому что если бы рынок сам мог регулировать переход капитала, руководствуясь государственными интересами, то любое вмешательство государства в процесс инвестиций было бы ненужным.

Именно по этой причине государство преследует задачу соединить интересы общества с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования потоков инвестиций.

К примеру, в условиях кризиса, нестабильной экономики, влияние государства на инвестиционный процесс помогает оживить инвестиционную деятельность, что является одним из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для дальнейшего успешного развития экономики страны.

Для того чтобы достичь наиболее устойчивого общественного производства, вмешательство государства в инвестиционный процесс должно отвечать интересам всех слоев населения.

То есть должно происходить гармоничное развитие всех общественных структур, когда вместе с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие экономической, социальной и культурной среды.

Инвестиционная деятельность в России регулируется системой специальных нормативных актов, а так же общим государственным законодательством. Огромное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, гражданский и налоговый кодекс, закон об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном контроле и другие.

В нашей стране приняты и другие постановления, нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. К ним можно отнести закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99г.

Этот закон определяет правовые, социальные и экономические условия инвестиционной деятельности, объекты и субъекты её, а так же предусматривает защиту прав, имущества и интересов субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

Так же существует ряд постановлений Правительства РФ, целью которых является повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производство, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

- полностью соответствуя государственным инвестиционным программам;

- прямым управлением государственными инвестициями;

- путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых льгот и ставок;

- предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства, территорий;

- проведением финансовой и кредитной политики, амортизационной политики, политики ценообразования ( в том числе выпуском ценных бумаг в обращение);

- контролем за соблюдение государственных стандартов и норм;

- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, включая незавершенное строительство;

- экспертизой инвестиционных проектов.

Государство, воздействуя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные или прямые метода регулирования воздействуют прямым образом на субъекты инвестиционной деятельности, при этом государство обладает правом и возможностью осуществления принуждения по отношению к другим экономическим субъектам, используя при этом запреты, ограничения, регламенты либо разрешения.

Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.

Активность инвестиционной деятельности зависит от проведения финансовой, ценовой, кредитной, амортизационной, валютной, налоговой и инвестиционной политики.

К экономическим методам так же можно отнести:

- установление ставок рефинансирования

- дифференциацию налоговых ставок

- налоговые льготы и скидки

- тарифы и ставки платежей за землю и природные ресурсы.

Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:

1. Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:

- благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления

- амортизации и использования отчислений на амортизацию

- создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера

- защита интересов инвестора

- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ

- расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально - культурного назначения

- принятие мер по антимонопольной политике

- создание и развитие сети информационно - аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности

- развитие финансового лизинга

- расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования

- создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности

- проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.

2. Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета

- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней

- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ

- проведение экспертизы инвестиционных проектов

- размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет

- разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля за их соблюдением

- защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов

- выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов

- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов

- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.

Независимо от форм собственности, всем субъектам инвестиционной деятельности государство гарантирует:

- гласность при обсуждении инвестиционных проектов

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности

- защиту капитальных вложений

- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц

- стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

Если государство принимает законы, которые устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу.

Исключение составляют те случаи, когда законом установлено что его действие распространяется на отношения , которые возникли из ранее заключенных договоров.

Законом так же предусматривается, что национализированы капитальные вложения могут быть только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование, которое осуществляется согласно законодательству РФ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности является совокупностью государственных подходов и решений, которые закреплены в законодательстве, организационно - правовых формах, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Государственное регулирование выражается в управлении государственными инвестициями:

- система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот

- финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, льготных кредитов и бюджетных ссуд

- финансовая и кредитная политика

- ценообразование

- выпуск в обращение ценных бумаг

- амортизационная политика.

То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:

- регулирование финансовых инвестиций

- регулирования сфер и объектов инвестирования

- экспертиза инвестиционных проектов

- регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

- проведение эффективной амортизационной политики

- налоговое регулирование инвестиционной деятельности

- регулирование участия инвесторов в приватизации

- льготное кредитование

- предоставление финансовой помощи

Для регулирования инвесторов на территории РФ государство пользуется следующими методами:

- экспертиза инвестиционных проектов, то есть оценка экономической целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу;

- контроль соблюдения государственных стандартов и норм, а так же правил обязательной сертификации.

К формам и методам регулирования инвестиционной деятельности относятся:

- защита интересов инвесторов

- установление льгот по уплате налогов для субъектов инвестиционной деятельности

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и иными ресурсами

- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемыми муниципальными образованиями

- выпуск муниципальных займов в соответствии с существующим законодательством

- размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов

- проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования.

То есть механизм государственного регулирования инвестиционной деятельностью представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

 

При осуществлении регулирования инвестиционной деятельности, государство выполняет несколько основных функций:

1. Установочная функция, которая заключается в расстановке стратегических целей и приоритетов, а так же в постановке задач инвестиционной политики на долгосрочный период. Формирование структуры приоритетов и целей является анализом результатов, а так же выявлением наиболее острых политических и социально - экономических проблем и нахождение оптимальных методов их решения.

2. Мобилизующая функция, цель которой заключается в поиске источника инвестиционных ресурсов, а так же определении путей их привлечения для решения поставленных задач. При осуществлении этой функции применяется регулирование движения инвестиционных ресурсов, а так же их распределение и перераспределение между структурными подразделениями национального хозяйства. Основные инструменты, которые применяются для осуществления этой функции, это налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в области амортизационных отчислений, регулирование внебюджетных фондов.

3. Стимулирующая функция заключается в безусловном и ускоренном решении ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция должна реализоваться через налоговые и финансовые льготы, создание оффшорных зон, кредитную и процентную политику, а так же иные инструменты.

4. Контрольная функция, которая является контролирующей со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных правовых и экономических норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль происходит посредством контрольных органов и органов управления различного уровня.

На сегодняшний день в инвестиционной политике следует выделять две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегией принято считать долговременные мероприятия государства, которые направлены на комплексное решение народно хозяйственных задач крупного масштаба.

Элементами стратегии считаются:

- определение главных источников и резервов долговременных вложений

- постановка долговременных задач и целей, а так же обоснование приоритетов и принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности

- обоснование направлений и способов использования инвестиций (направления достижения целей).

Тактика представляет собой совокупность методов , приемов, форм управленческой деятельности и инструментов, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи.

К элементам тактики относятся:

- решения оперативных задач и целей в краткосрочном периоде

- использование оперативных средств и методов воздействия на поведение инвесторов

- ориентир на поиск наиболее эффективных решений каждой стратегической, отдельно взятой задачи.

Экономическая тактика государства является логическим дополнением стратегии.

Специфика региональной инвестиционной политики заключается в более узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации.

Еще одной специфической чертой проведения региональной инвестиционной политики является ее малая ресурсная база, а, значит, приходится применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно использовать законодательное и косвенное регулирование.

На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:

- предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);