Порядок проведения выездных налоговых проверок

Этапы проведения камеральной налоговой проверки.

Этапы проверки Ответственный отдел в на­логовой инспекции
1. Проверка полноты представления налогоплатель­щиком документов бухгалтерской и налоговой отчётности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.   Отдел работы с налогопла­тельщиками.
2. Проверка (визуальный контроль) заполнения всех реквизитов отчётности, наличие подписей долж­ностных лиц.   Отдел работы с налогопла­тельщиками.
3. Арифметический контроль данных бухгалтерской и налоговой отчётности. Отдел ввода налоговой от­чётности.
4. Проверка своевременности представления нало­гоплательщиком документов бухгалтерской и на­логовой отчётности. Отдел камеральных прове­рок.
5. Проверка обоснованности применения налоговых ставок. Отдел камеральных прове­рок
6. Проверка правильности исчисления налоговой базы. Отдел камеральных прове­рок

 

Таким образом, в настоящее время в налоговых инспекциях за проведе­ние камеральной налоговой проверки ответственны три отдела: отдел работы с налогоплательщиками, отдел ввода информации и сам отдел камеральных проверок. Первые два отдела осуществляют визуальный и арифметический контроль деклараций налогоплательщика, а отдел камеральных проверок не­посредственно проводит проверку правильности и обоснованности примене­ния налоговых ставок и льгот и проверку правильности исчисления налого­вой базы. Такое разделение полномочий обусловлено новым содержанием, вкладываемым в понятие камеральных проверок, которым отводится при­оритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля.

 

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка должна проводиться на территории налогоплательщика, в отношении которого принято решение о проведении проверки. В случае если у проверяемого налогоплательщика отсутствует возможность для приема и представления документов проверяющим, проверка может быть проведена в помещении налогового органа, но по правилам проведения выездных проверок.

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Пунктом 5 ст. 89 НК РФ установлены своего рода ограничения на проведение выездной налоговой проверки. Как и в редакции данной статьи, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, воспроизведена норма, согласно которой налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Кроме того, введена новая норма: налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ общеустановленный срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца. При этом срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Однако пока не ясно, что будет считаться "исключительными случаями". Например, в Письме МНС России от 20.04.2004 N 06-4-03/640 указано, что основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

- проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

- получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

- иные исключительные обстоятельства.

Заметим, что в п. 6 ст. 89 НК РФ закреплена норма, согласно которой основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В п. 7 ст. 89 НК РФ закреплен правовой механизм проведения выездных налоговых проверок при наличии у налогоплательщика филиалов и представительств.

Так, в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом он не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца.

 

Пунктом 9 ст. 89 НК РФ установлен закрытый перечень оснований, когда проверка может быть приостановлена:

1) для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) для проведения экспертиз;

4) для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Кроме того, данным пунктом закреплены своего рода ограничения на приостановление выездной налоговой проверки.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

В п. 10 ст. 89 НК РФ закреплен правовой механизм проведения повторных налоговых проверок.

Согласно данному пункту повторной выездной налоговой проверкой признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Заметим, что второе основание для проведения повторных налоговых проверок до вступления в силу Закона N 137-ФЗ отсутствовало.

Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Аналогичная норма содержалась в данной статье и до вступления в силу Закона N 137-ФЗ.

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Необходимые для проверки документы могут быть истребованы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

 

По результатам ВНП в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверке.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводящую соответствующую проверку и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка, в подписанном акте делается соответствующая запись в акте налоговой проверке, там указывается:

- дата акта ВНП (дата подписываемого акта лицами, проводящую эту проверку)

- полное и сокращенное наименование либо ФИО, проверяющего лица.

- ФИО, проводящих проверку, их должности с указанием наименование налогового органа.

- дата и номер решения руководителя.

- дата предоставления налоговой декларации в налоговый орган.

- перечень документов.

- период, за который проведена проверка.

- наименование налога, в отношении которого проводилась проверка.

- дата начала и окончания проверки.

- адрес места нахождения организации.

- сведения о мероприятии налогового контроля.

- документально подтверждающие факты нарушений законодательства.

- выводы и предложения проверяющих.

Акт должен быть вручен лицу в отношении которого проводилась проверка.

Лицо в отношении которого проводилась проверка в случае на согласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверке, в течение 15 дней со дня получения акта вправе предоставить в налоговые органы письменное возражение.

После проведения КНП должностное лицо налогового органа заполняет в налоговой декларации графу «По данным налоговой проверке По окончанию проверке подписывается на титульном листе с указанием даты проведения КНП. Если декларация была представлена в электронном виде или через Интернет и при КНП был выявлен факт налогового правонарушения, то налоговая декларация распечатывается и подписывается лицом, проводящим проверку. После составления акта КНП составляется решение по результатам рассмотрения материалов по КНП. В решении излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы, подтверждающее данное обстоятельство, ссылки на статьи НК, а также предложения об уплате соответствующих сумм налоговых санкций, недоплаченные или не полностью оплаченную сумму налога, сумму пенни. Отдел КНП по результатам указанных в решении направляется доначисление суммы налога, штрафа, пенни в отдел ввода для отражения в карточках лицевых счетов этих доначислений. Копия решения принятая по результатам КНП рассмотренных материалов вручается налогоплательщику под расписку или по почте, оно считается полученным по истечению 6 дней после его отправки. В 10дневный срок с даты внесения решения налоговые органы направляют требование об уплате налога, штрафа, пени.