Налоги на прибыль производителей и их воздействие на рыночное поведение фирм
Рассмотрим, как будет воздействовать налогообложение прибыли на объем выпуска фирм и на инвестиционную политику фирм.
Воздействие налогообложения прибыли на объем выпуска фирм:
- Пусть налогооблагаемой базой является валовая прибыль фирмы:
П(Q) = TR(Q) – TC(Q)
- Общая сумма налоговых выплат фирмы (налоговые обязательства фирмы) рассчитываются следующим образом:
Т = tП
Где t – это налоговая ставка на прибыль, а П – это сумма прибыли.
- Тогда чистая прибыль фирмы составит:
Пn(Q) = П(Q) – Т
или
Пn(Q) = П(Q) (1 – t)
- (1 – t) показывает, что каждая единица прибыли уменьшается на налоговую ставку t.
- Условие максимизации прибыли: МС = МR. Это условие, для удобства анализа, представим в дифференциальной форме:
- Условие максимизации чистой прибыли аналогично условию максимизации валовой прибыли:
- Таким образом, максимизация чистой прибыли будет осуществляться при том же условии, что и для валовой прибыли: МС = MR.
Из этого следует, что налогообложение прибыли не влияет на объем выпуска продукции фирм, т.е. налог на прибыль является неискажающим налогом.
- Докажем это с помощью графических моделей:
- Как видно из представленных рисунков, уменьшение прибыли в результате введения налога на прибыль t, ни как не повлияло на изменение объемов продаж фирм, ни в условиях совершенной конкуренции, ни в условиях монополии.
Воздействие налогообложения прибыли на инвестиционную политику фирм:
Предварительные замечания:
1) Мировая практика показывает, что налог на прибыль, как правило, применяется только к корпоративному бизнесу и очень редко к некорпоративному бизнесу[3]. Различия между корпоративным и некорпоративным бизнесом:
- у корпораций – ограниченная ответственность, т.е. собственники корпоративного бизнеса, вложив при организации бизнеса свои средства, при банкротстве фирмы теряют только ту сумму, которую они вложили в корпоративную фирму;
- у некорпорированных фирм – неограниченная ответственность, т.е. при банкротстве некорпорированной фирмы, её кредиторы имеют возможность покрыть свои убытки за счет имущества собственников такой фирмы.
2) В экономической литературе нет общего согласия о сфере действия налога на прибыль корпораций и характере порождаемых им искажений инвестиционной политике фирм.
3) В данной лекции рассматривается влияние налогообложение прибыли на инвестиционное поведение фирм в корпоративном секторе и, соответствующие воздействия корпоративного сектора на некорпоративный сектор.
4) Налог на прибыль корпораций будет воздействовать на инвестиционное поведение фирм корпоративного сектора в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах по разному. Поэтому, здесь так же рассматриваются воздействия налога на прибыль корпораций в перечисленных трех периодах.
5) Все рассуждения приведены для условий совершенной конкуренции, как на рынках готовой продукции, так и на рынках ресурсов.
Воздействие налога на прибыль в мгновенном периоде на инвестиционные решения фирм корпоративного сектора:
- В краткосрочном периоде предложение капитала в корпоративном секторе строго фиксировано. Поэтому предложение капитала неэластично.
- Поэтом налог на прибыль корпораций платят исключительно корпорации, т.к. в краткосрочном периоде у них нет возможности успеть переложить налоговое бремя на покупателей или на фирмы из некорпорированного сектора.
- В сферу действия налога на прибыль корпораций попадают и доходы от капитала. Но поскольку налог взимается и с доходов от вложенного капитала в корпоративном секторе, то происходит уменьшение отдачи от капитала в корпоративном секторе.
- Таким образом, инвестиционная политика в корпоративном секторе будет характеризоваться уменьшением инвестиционной активности фирм и населения: инвестиции будут переливаться из корпоративного сектора в некорпоративный в силу уменьшения дохода на капитал r.
Воздействие налога на прибыль в долгосрочном периоде на инвестиционные решения фирм корпоративного сектора:
- В долгосрочном периоде линия предложения капитала в корпоративном секторе горизонтальна (предложение капитала близко к абсолютно эластичному предложению).
- В этих условиях влияние налога на прибыль на капитал побуждает капитал к его переливу из корпоративного сектора в некорпорированный сектор до того момента, как предельный продукт капитала (до уплаты налога) возрастает достаточно быстро для того, чтобы оставить неизменным доход от капитала после выплаты налога на прибыль.
- Таким образом, если до налога норма прибыли от капитала была равна rкр, то налог на прибыль увеличивает доход от капитала до rдол, где:
rдол =
- Налог на прибыль в долгосрочном периоде в корпоративном секторе имеет два эффекта:
1) Ослабляет инвестиционную активность в корпоративном секторе (склонность использовать капитал становится меньше, он начинает замещаться трудом) и, тем самым, увеличивает издержки капитала и сдерживает производство в корпоративном секторе;
2) Налог на прибыль, перекладывается на труд, используемый корпорациями и на потребителей продукции корпоративного сектора. В результате корпорации ни чего не теряют от введения налога.
Воздействие налога на прибыль в промежуточном (краткосрочном) периоде на инвестиционные решения фирм корпоративного сектора (Модель Харбергера)[4]:
- В среднесрочном периоде линия предложения капитала имеет наклонный вид.
- В этих условиях величина перелива капитала из корпоративного сектора в некорпорированный сектор зависит от эластичности спроса и предложения корпоративного капитала.
Рассмотрим модель Харбергера:
- Пусть вводится налог на прибыль корпораций.
- Налог на прибыль корпораций снижает чистую отдачу от инвестиций в корпоративный сектор.
- Следовательно, спрос на капитал в корпоративном секторе снизится.
- Корпоративный сектор станет менее привлекательным для инвестиций, а некорпорированный сектор станет относительно привлекательнее для инвестирования (т.к. в нём будет наблюдаться относительно более высокая отдача от инвестированного капитала).
- В результате капитал начнет перетекать в некорпоративный сектор.
- Перемещение капитал в корпоративный сектор будет продолжаться до тех пор, пока отдача от инвестированного капитала в некорпоративный сектор не сравняется с отдачей от капитала в корпоративном секторе.
- Таким образом, на рынке капитала будет достигнуто новое равновесие, по сравнению с исходным равновесием, но при более низкой процентной ставке.
- Эту ситуацию можно продемонстрировать на графической модели:
- Графики предложения капитала в корпоративном и некорпоративном секторах имеют положительный наклон, т.к. фиксированный общий запас капитала в обоих секторах (левый крайний график) распределяются между секторами в зависимости от значения отдачи от инвестирования капитала.
Общие выводы из модели Храбергера:
- Введение налога на прибыль в корпоративном секторе влечет за собой снижение отдачи от инвестиций не только в корпоративном секторе, но и в некорпоративном секторе;
- Налог на прибыль в корпоративном секторе приводит к нарушениям Парето-эффективности в экономике, т.к. налог приводит к изменениям относительных цен на капитал и труд , а это прямой путь нарушения эффективности распределения ресурсов в целом во всей экономике