Воздействие налогов на структуру потребления

Вывод. На монополизированных рынках при линейных функциях спроса, т.е. при изменяющейся эластичности спроса, даже самая высокая эластичность предложения не гарантирует монополисту возможность полного перемещения налогового бремени на покупателей.

 

2.2 Распределение налогового бремени при постоянных предельных издержках и нелинейной функции спроса:

Сделанный выше вывод «не работает», если эластичность спроса и величина предельных издержек монополиста остаются постоянными, т.е. если эластичность спроса на протяжении всего графика остается постоянной. Такое возможно при нелинейных функциях спроса. Монополист может увеличить цену на величину большую, чем введенный налог:

Особенности распределения налогового бремени в условиях монополии:

1. На первый взгляд выглядит парадоксом, что монополист в некотором смысле уступает продавцам на конкурентном рынке в способности покидать сферу действия налога, смещая его на потребителей (если конкурентный рынок характеризуется высокой эластичностью предложения).

Дело, однако, в том, что налоговые обязательства монополиста затрагивают и монопольную ренту. В полной мере, реализовав преимущества своего положения в «доналоговом» равновесии, монополист после введения налога фактически сталкивается с необходимостью поделиться с государством доходом, извлекаемым за счет этих преимуществ. Возможности маневра в подобной ситуации определяются для продавца характером функции спроса.

 

2. Еще одна особенность налогообложения на монополизированном рынке касается реакции на стоимостные и специфические налоги. В условиях монополии специфический налог вызывает при прочих равных условиях большее сокращение предложения, чем стоимостный.

Объясняется это тем, что при специфическом налогообложении доход монополиста в расчете на каждую единицу выпуска снижается на одну и ту же величину (на размер налога), тогда как при стоимостном предельный доход сокращается на меньшую сумму, чем размер налога, приходящийся в среднем на единицу товара. Ведь в точке равновесия предельный доход ниже среднего. Между тем равновесие устанавливается, когда предельные издержки уравновешиваются именно предельным доходом.

Пояснения. Пусть государство собирает всего Т единиц налога, и при специфическом обложении монопольного производителя равновесие достигается при объеме выпуска Q1, то есть Т = Q1 t. Это значит, что, увеличив выпуск на единицу, монополист был бы обязан перечислить в доход государства сумму T/Q1. Однако если бы обязательства были определены в долях дохода, то со следующей единицы выпуска пришлось бы платить не T/Q1 , а несколько меньше, так что при прочих равных условиях равновесие установилось бы при некотором Q2 > Q1.

Следовательно, на монополизированном рынке при одинаковой сумме, поступающей в доход государства, специфическое налогообложение менее нейтрально, чем стоимостное. Оно вызывает более значительное сокращение объема производства, что заставляет участников сделок в большей степени заменять реализуемый на данном рынке товар другими.

 

Вопрос 9.3. Воздействие налогов на потребление (на домашние хозяйства)

 

Потребители реагируют на введение или повышение налога двояким образом:

- с одной стороны, они минимизируют свои налоговые обязательства, изменяя структуру потребления и интенсивность покупок;

- с другой стороны, они стараются по мере возможности переместить налоговое бремя на контрагентов. Например, они могут сокращать покупки налогооблагаемого товара, заменяя его другим. Возможность такой замены позволяет им переместить налоговое бремя на продавцов.

Оба пути имеют в своей основе нечто общее, а именно замещение налогооблагаемых продуктов иными, менее подверженными налогообложению.

Так проявляется искажающее действие налога.

За возможность сместить налоговое бремя на контрагентов приходится в большинстве случаев платить отказом от той структуры потребления, которая была бы наиболее желательной при отсутствии налога. Это позволяет предотвратить денежный ущерб, но само по себе является потерей полезности и потребительского излишка.

 

На структуру потребления могут воздействовать искажающие налоги:

- специфические налоги, т.е. налоги, вводимые на каждую физическую единицу потребления;

- стоимостные косвенные налоги, вводимые на единицу продаж, и которые включаются продавцами в цену продукции;

- подоходные налоги.

Введение этих налогов приводит к сокращению потребления товаров, которое характеризуется эффектом дохода и эффектом замещения.

 

9.3.1.1. Воздействие искажающих налогов на структуру потребления:

Анализ воздействия искажающих налогов на структуру потребления будем проводить с использование модели равновесия потребителя и аппарата кривых безразличия и бюджетных линий:

- Исходное равновесие индивида определяется точкой Е:

а) В этой точке индивид максимизирует полезность от потребления двух товаров – Х и Y;

б) При этом его доход фиксирован;

в) Линия бюджетного ограничения КL определяет полное и оптимальное для индивида распределение фиксированного дохода между товарами Х и Y.

- Пусть государство вводит искажающий налог t на товар Х (например, НДС):

а) для упрощения анализа предполагаем, что весь налог продавец товара Х перекладывает на потребителя (т.е. цена товара Х повысится на всю величину налога t, что означает переложение всего налогового бремени с продавца на покупателя);

б) Налог на товар Х, увеличив его цену, изменит относительные цены товаров Х и Y. Это приведет к изменению угла наклона линии бюджетного ограничения в положение КL*.

в) Изменение угла наклона линии бюджетного ограничения в положение КL* означает, что индивид может потратить весь свой доход на потребление товара Х, но при этом сможет приобрести его в количестве, меньшем, чем в «доналоговый» период. В период до введения налога на весь доход можно было бы приобрести ОL единиц товара Х, а после налогообложения на тот же доход можно приобрести меньшее количество товара Х, т.е. ОL*.

г) При изменившейся структуре цен, новая линия бюджетного ограничения определит соответственно новую точку равновесия потребителя – точку Е*.

- В точке Е* индивид будет находиться в худшем положении по сравнению с ситуацией до введения налога, т.к. точка Е* находится на более низкой кривой безразличия (U*) по отношению к исходной кривой безразличия (U).

- Налоговые поступления в бюджет государства (t), измеренные в физических единицах товара Х, будут равны расстоянию АЕ*. Поясним это:

а) Любой налог ухудшает положение индивида ровно настолько, на сколько этот налог уменьшает его реальный доход;

б) Уменьшение реального дохода на графической модели равновесия потребителя демонстрируется параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вниз к началу координат на величину налога t, равного отрезку ЕЕ/, в положение К/L/;

в) Затем отрезок ЕЕ/, равный величине налога t, перемещаем в положение нового уровня потребления, т.е. в положение АЕ*.

- Налоговые поступления t в физических единицах, могут быть выражены в денежном выражении. Налог t в денежном выражении получается путем умножения налоговых поступлений в физических единицах на цену товара Х: tфиз.ед. Рх

 

- Основной вывод: косвенное налогообложение обладает искажающим эффектом. Поясним это:

а) Как было выяснено, искажающие налоги – это такие налоги, которые приводят к изменению структуры потребления (путем замещения потребления налогооблагаемого товара, товаром, не подвергающемуся налогообложению);

б) На представленном рисунке, чтобы показать изменение структуры потребления необходимо разложитьэффект повышения цены товара Х, в результате введения на него косвенного налога, на два эффектаэффект дохода и эффект замещения.

- Эффект дохода от налогообложения – это движение от точки Е к точке Е/. Этот эффект, как видно из рисунка, не изменяет структуры потребления, поскольку индивид не замещает подорожавший в результате налогообложения товара Х товаром Y. Он лишь сокращает покупки подорожавшего товара Х, в соответствии с законом спроса;

- Эффект замещения от налогообложения – это движение от точки Е/ к точке Е*. Этот эффект уже изменяет структуру потребления, поскольку приводит к замещению подорожавшего товара Х товаром Y, который не попал в сферу действия косвенного налога.

в) Таким образом, эффект замещения приводит к искажению в поведении потребителя:

Ø путем сокращения покупок товара Х покупатель переложил налоговое бремя на продавца (продавец теперь несет потери, связанные с уменьшением продаж товара Х);

Ø одновременно покупатель минимизировал свои налоговые обязательства, изменив структуру потребления и интенсивность покупок налогооблагаемого товара Х.

 

 

9.3.1.2. Воздействие неискажающих налогов на потребление и избыточное налоговое бремя (чистые потери от налогообложения):

- Неискажающие налоги – это налоги, которые не позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств. К ним относятся паушальные (аккордные) налоги.

- Пусть государство вводит паушальный налог на потребителей в размере t*;

- Этот налог выплачивается потребителем из своего бюджета, не зависимо от размера его дохода.

- Следовательно, паушальный налог уменьшит реальный доход потребителя, что приведет к пропорциональному сокращению им покупок всех товаров.

- Очевидно, в графической модели равновесия потребителя это выразится только параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вниз к началу координат на величину паушального налога t* (KL K/L/):

 

- Равновесное положение потребителя на рисунке сместится из точки Е в точку Е*:

ü Точка Е* определяется касанием сместившейся линии бюджетного ограничения K/L/ более низкой кривой безразличия.

ü При этом потребитель пропорционально сокращает потребление обоих товаров Х и Y, в силу уменьшившегося реального дохода из-за введения паушального налога.

ü Этот налог не исказил поведения потребителя, т.к. он не имеет возможности заместить один товар другим товаром (они для него стали одинаково дороже в силу уменьшившегося дохода) и соответственно не перекладывает налоговое бремя на продавцов ни товара Х, ни товара Y.

- Избыточное налоговое бремя (чистые потери от налогообложения):

а) Определить избыточное налоговое бремя можно путем сравнения искажающего и неискажающего налогообложения. Для этого проведем дополнительные построения в графической модели, отражающие влияние на структуру потребления искажающего налога;

б) В дополнительных построенияхбудем исходить из допущения, что введение искажающего и неискажающего налогов приводит к одинаковому снижению полезность от потребления двух товаров.

На рисунке это отобразится так, что параллельно сместившаяся линия бюджетного ограничения K/L/ (результат неискажающего налогообложения) и изменившая угол наклона та же линия бюджетного ограничения КL* (результат искажающего налогообложения) являются касательными к одной и той же кривой безразличия U*.

Эта кривая безразличия показывает более низкую полезность по сравнению с исходной ситуацией в точке Е.

в) Точка Е* - показывает новое равновесие потребителя после введения неискажающего налога на доход потребителя.

 

г) Точка Е/ - показывает новое равновесие потребителя, если бы было введено искажающее налогообложение товара Х.

д) Сравнивая налоговые поступления государству от искажающего налога t (расстояние от А/ до Е/) и неискажающего налога t* (расстояние от А/ до F) можно увидеть, что налоговые поступления от неискажающего налога t* больше, чем от искажающего налога t на величину Е/F.