I. Распределение налогового бремени на рынках с совершенной конкуренцией.
Модели распределения налогового бремени
Проблема распределения налогового бремени
- Введение какого-либо налога (или изменение налоговой ставки) вызывает у рационально действующих индивидов ответную реакцию, направленную на достижение экономического оптимума в новых условиях, т.е. происходит искажение их экономического поведения.
Например, введение налога с продаж приводит к переложению продавцами части налогового бремени на покупателей через включение этого налога в цену продукции.
Проблема налогообложения заключается в том, что введение налогов влияет на относительные цены и включает экономические механизмы, меняющие размещение ресурсов и цены.
- Следствия распределения налогового бремени:
1) Отрыв налогового бремени от закрепленных в законе налоговых обязательств, т.е. возникает разделение субъектов налога на номинальных налогоплательщиков и реальных носителей налога.
2) Разрыв номинальной и реальной налоговой ставки.
Номинальная налоговая ставка – это отношение налоговых обязательств к доходу индивида.
Реальная налоговая ставка – это отношение реального налогового бремени (т.е. налоговые обязательства + переложенные налоги) к доходу индивида.
1.1 Базовая модель:
1.2 Распределение налогового бремени при совершенно эластичном предложении:
1.3 Распределение налогового бремени при совершенно неэластичном предложении:
|
1.4 Распределение налогового бремени при совершенно эластичном спросе:
1.5 Распределение налогового бремени при совершенно неэластичном спросе:
Таким образом, распределение налогового бремени определяется соотношением эластичностей спроса и предложения: большее налоговое бремя несет та сторона рынка, у которой меньшая эластичность.
Примечание. Выше были рассмотрены варианты влияния специфических налогов на распределение налогового бремени. Влияние стоимостных налогов, по сути, будет таким же. Однако доли налога, которые несут на себе продавцы и покупатели будут измеряться не величинами (Тd) и (Тs), а некоторыми функциями, отражающими конкретные особенности налоговых обязательств. Так, например, если на продавцов возложен стоимостный пропорциональный налог со ставкой t, то тогда включаемый в цену налог составит величину tР. При этом:
- если стоимостный пропорциональный налог возлагается на продавцов, то график предложения изменит угол наклона (станет более крутым);
- если стоимостный пропорциональный налог возлагается на покупателей, то график спроса изменит угол наклона (станет более пологим);