Относительное равенство налоговых обязательств.

Принцип экономической гибкости налогообложения.

Принцип экономической гибкости налоговой системы означает, что налоговая система должна быстро реагировать на изменяющиеся макроэкономические условия функционирования экономической системы и выполнять стабилизирующую функцию (по возможности автоматически).

- Если удается построить такую налоговую систему, при которой налог работает как встроенный стабилизатор, то налоговая система выполняет стабилизирующую функцию. Такими свойствами обладают:

а) налог на прибыль предприятий, при котором объем налоговых платежей существенно зависит от фазы экономического цикла (особенно это характерно для варианта прогрессивной шкалы ставок такого налога);

б) налог на доходы физических лиц, особенно в варианте прогрессивного налога.

- Пример стабилизационного воздействия налога на прибыль:

- в фазе подъема налог сдерживает переход к буму;

- в фазе спада сокращение прибыли предприятий снижает долю этого налога в цене их продукции.

Сложности реализации на практике этого принципа построения налоговых систем:

Существуют сложности в синхронизации налоговых выплат с фазами экономического цикла:

- сложно идентифицировать текущую экономическую конъюнктуру с точки зрения выявления фазы цикла (можно ошибочно принять случайные флуктуации за изменение тренда экономического развития);

- налог на прибыль, как правило, исчисляется по итогам финансового года, что затрудняет гибкость в реакции налогообложения на текущую фазу цикла.

 

II. Принципы, относящиеся к справедливости построения налоговых систем:

- Равенство налоговых обязательств связано с понятием справедливости в налогообложении;

- Экономическая справедливость в налогообложении означает, что расходы общественного сектора, финансируемые за счет налогов, должны приносить адекватную (одинаковую) выгоду (полезность) по отношению к величине налога, уплаченного индивидом. Такая ситуация называется принцип получаемых выгод (принцип эквивалентности).

- Однако, расходы общественного сектора, обеспечивают, как правило, предоставление коллективных услуг, которые приносят различные выгоды отдельным индивидам, представляющим в общем коллектив, потребляющий коллективную услугу общественного сектора;

- В результате возникает почти неразрешимая проблема индивидуализации налогов;

- Некоторые виды маркированных налогов приближаются к этому индивидуализированному идеалу налоговой системы. Например, дорожный фонд страны, финансируемый за счет акцизов на бензин. Однако здесь также возникает техническая трудность оценки получаемых отдельными индивидами выгод.

- Общими критериями равенства налоговых обязательств выступают критерии равенства по горизонтали и равенства по вертикали:

Равенство по горизонтали – предполагает одинаковые налоги с индивидов, находящихся в равном экономическом положении.

 

Равенство по вертикали – предполагает дифференциацию налоговых обязательств индивидов, находящихся в разном экономическом положении.

При реализации этих принципов на практике возникает ряд сложностей:

- сложности определения экономического положения индивидов;

- сложности в определении социально приемлемых различий в налоговых ставках.