Принцип экономической нейтральности налогообложения.

I. Принципы, относящиеся к эффективности построения налоговых систем

Принципы построения налоговых систем.

Предварительные замечания.

Вопрос 9.1 Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения

Лекция 9. Эффективность налогообложения

 

 

1. В лекции, посвященной общественному благосостоянию, было выяснено, что государство через налоговый механизм способно перераспределять благосостояние между индивидами, их группами и фирмами в целях достижения Парето-улучшений и приближения тем самым к общественному оптимуму, сочетающему в себе и рыночную эффективность, и социальную справедливость.

2. Вместе с тем, там же было показано, что государственное перераспределение благосостояния часто приводит к искажениям в рыночном поведении индивидов, что связано со сложностями в построении эффективных и справедливых систем налогообложения.

3. Построить налоговую систему, которая была бы одновременно и справедливой и эффективной, невозможно в принципе, в силу того, что налоговое перераспределение связано с конфликтующими целями эффективности и справедливости.

4. Отказаться же от налогообложения вообще так же невозможно, поскольку налоговые доходы являются источником финансирования экономических функций государства (финансирование производства общественных благ, устранения влияния внешних эффектов, проведение политики стабилизации и т.д.).

 

Таким образом, встает проблема:

- выработки принципов построения эффективных и справедливых систем налогообложения;

- определения критериев оценки таких налоговых систем с точки зрения эффективности и справедливости.

 

Мировая история экономического развития выработала ряд принципов построения эффективных и справедливых систем налогообложения:

I. Принципы, относящиеся к эффективности построения налоговых систем:

1. Экономическая нейтральность налогообложения.

2. Организационная (административная) простота налоговой системы.

3. Экономическая гибкость налогообложения.

II. Принципы, относящиеся к справедливости построения налоговых систем:

4. Относительное равенство налоговых обязательств.

5. Способность налогоплательщика платить налоги.

6. Прозрачность налоговой системы (политическая контролируемость).

Рассмотрим эти принципы.

- Налогообложение приводит к искажению рыночного поведения экономических субъектов (потребителей и производителей), т.е. налогообложение не является нейтральным по отношению к рыночной эффективности в распределении ресурсов, доходов и благ.

- Искажение экономического поведения проявляется в попытках фирм и потребителей уменьшить свои налоговые обязательства перед государством.

 

Искажающие эффекты присущи практически большинству налогов, взимаемых во всем мире.

- Механизм искажающего воздействия налогов на экономическое поведение:

а) потребители и производители принимают свои экономические решения, руководствуясь:

1) сигналами рынка (ценами, размерами прибыли и т.д.);

2) налоговыми сигналами (ставками конкретных налогов, базой налогообложения, к которой применяется тот или иной налог). Налоговой базой может быть товар или экономическая деятельность.

б) введение налога и фиксация какого-либо товара или деятельности в качестве налогооблагаемой базы дает сигнал налогоплательщикам о снижении привлекательности вложения ресурсов в такой вид деятельности или в производство такого товара.

в) ориентируясь на налоговые сигналы, потребители и производители начнут корректировать свои решения, т.е. не точно следовать рыночным сигналам.

В результате: происходит искажение рыночной мотивации производителей и потребителей.

- Таким образом, возникает проблема определения экономически оправданного уровня налогообложения. Это означает:

а) искажающее воздействие налогов должно быть минимизировано;

б) налоги должны порождать правильные сигналы налогоплательщикам об издержках общественного сектора (т.е. должна быть информация, на какие цели и в каких объемах используются налоговые доходы государством).

- Критерий экономической нейтральности налогообложения:

Налог является неискажающим (нейтральным) в том случае, если экономические агенты не могут изменить свое поведение так, чтобы достичь снижения своих налоговых обязательств.

 

 

- Искажающее, неискажающее и корректирующее налогообложение:

1. Искажающие налоги – это такие налоги, которые позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств.

- Акцизы;

- Таможенные пошлины;

- НДС;

- Подоходные налоги;

- Потоварные налоги.

Пример акциза, как искажающего налога: при введении акциза покупатель может сократить объем своих налоговых обязательств, уменьшая закупки подакцизного товара.

Пример подоходного налога, как искажающего налога: при этом налоге у работника появляется выбор между зарабатыванием денег и досугом.

Выводы по искажающим налогам:

1) Искажающее воздействие налогов приводит к снижению уровня аллокационной эффективности в экономике.

2) Неэффективность искажающих налогов проявляется в том, что при их введении одновременно появляется теоретическая возможность замены таких налогов на неискажающие, которые увеличивают уровень полезности индивидов.

3) Введение искажающих налогов является свидетельством того факта, что общество в целом не сумело самостоятельно (без вмешательства государства) использовать возможности Парето-улучшений в распределении благосостояния.

2. Неискажающие налоги - это такие налоги, которые не позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств.

- Паушальные (аккордные) налоги.

Паушальные (аккордные) налоги не искажают экономическое поведение, т.к. объем налоговых выплат не зависит от размеров налогооблагаемой базы.

Примеры: подушная подать, которая долгое время практиковалась в российской истории, налоги на землю (единая налоговая ставка на равные участки земли). Эти налоги используются редко, т.к. они не справедливы.

 

 

3. Корректирующие налоги – это налоги, которые снижают отрицательные внешние эффекты (налоги на загрязнителей окружающей среды).

Здесь используется искажающий эффект налогов, который используется для исправления исходной неоптимальной рыночной аллокации ресурсов.

- Налоги Пигу.

 

 

2. Принцип организационной (административной) простоты.

Принцип организационной (административной) простоты означает, что налоговая система должна быть простой, а затраты на её функционирование должны быть относительно невысоки.

- В своем классическом виде теория общественного сектора обычно исходит из упрощенного предположения о том, что издержки по сбору налогов отсутствуют.

- Однако на практике это далеко не так, поскольку существуют реальные издержки, связанные с практикой налогообложения.

Издержки функционирования налоговой системы:

1. Прямые издержки – их несет государство, обеспечивающее работу по сбору налогов. Они зависят, главным образом, от структуры налоговой системы (т.е. от количества налогов, налоговых льгот, необходимостью контроля над правильностью исчисления налогов и т.д.):

- затраты на содержание налоговых служб;

- затраты на нормотворческую деятельность, связанную с налоговым законодательством;

- затраты на обеспечение контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов;

- затраты на информационное обеспечение налогообложения и т.д.

2. Косвенные издержки – их оплачивают налогоплательщики:

- затраты, связанные с процедурами перечисления наолгов в соответствующие бюджеты;

- затраты на оформление налоговых деклараций;

- затраты на консультационные услуги со стороны налоговых консультантов (аудиторов, юристов и т.д.);

- затраты на судебные издержки, связанные с часто возникающими спорами и конфликтами между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Как показывает практика, косвенные издержки превышают прямые издержки. Например, в США косвенные издержки превышают прямые в 5 раз.