Принцип экономической нейтральности налогообложения.
I. Принципы, относящиеся к эффективности построения налоговых систем
Принципы построения налоговых систем.
Предварительные замечания.
Вопрос 9.1 Критерии оценки налоговых систем и основные принципы налогообложения
Лекция 9. Эффективность налогообложения
1. В лекции, посвященной общественному благосостоянию, было выяснено, что государство через налоговый механизм способно перераспределять благосостояние между индивидами, их группами и фирмами в целях достижения Парето-улучшений и приближения тем самым к общественному оптимуму, сочетающему в себе и рыночную эффективность, и социальную справедливость.
2. Вместе с тем, там же было показано, что государственное перераспределение благосостояния часто приводит к искажениям в рыночном поведении индивидов, что связано со сложностями в построении эффективных и справедливых систем налогообложения.
3. Построить налоговую систему, которая была бы одновременно и справедливой и эффективной, невозможно в принципе, в силу того, что налоговое перераспределение связано с конфликтующими целями эффективности и справедливости.
4. Отказаться же от налогообложения вообще так же невозможно, поскольку налоговые доходы являются источником финансирования экономических функций государства (финансирование производства общественных благ, устранения влияния внешних эффектов, проведение политики стабилизации и т.д.).
Таким образом, встает проблема:
- выработки принципов построения эффективных и справедливых систем налогообложения;
- определения критериев оценки таких налоговых систем с точки зрения эффективности и справедливости.
Мировая история экономического развития выработала ряд принципов построения эффективных и справедливых систем налогообложения:
I. Принципы, относящиеся к эффективности построения налоговых систем:
1. Экономическая нейтральность налогообложения.
2. Организационная (административная) простота налоговой системы.
3. Экономическая гибкость налогообложения.
II. Принципы, относящиеся к справедливости построения налоговых систем:
4. Относительное равенство налоговых обязательств.
5. Способность налогоплательщика платить налоги.
6. Прозрачность налоговой системы (политическая контролируемость).
Рассмотрим эти принципы.
- Налогообложение приводит к искажению рыночного поведения экономических субъектов (потребителей и производителей), т.е. налогообложение не является нейтральным по отношению к рыночной эффективности в распределении ресурсов, доходов и благ.
- Искажение экономического поведения проявляется в попытках фирм и потребителей уменьшить свои налоговые обязательства перед государством.
Искажающие эффекты присущи практически большинству налогов, взимаемых во всем мире.
- Механизм искажающего воздействия налогов на экономическое поведение:
а) потребители и производители принимают свои экономические решения, руководствуясь:
1) сигналами рынка (ценами, размерами прибыли и т.д.);
2) налоговыми сигналами (ставками конкретных налогов, базой налогообложения, к которой применяется тот или иной налог). Налоговой базой может быть товар или экономическая деятельность.
б) введение налога и фиксация какого-либо товара или деятельности в качестве налогооблагаемой базы дает сигнал налогоплательщикам о снижении привлекательности вложения ресурсов в такой вид деятельности или в производство такого товара.
в) ориентируясь на налоговые сигналы, потребители и производители начнут корректировать свои решения, т.е. не точно следовать рыночным сигналам.
В результате: происходит искажение рыночной мотивации производителей и потребителей.
- Таким образом, возникает проблема определения экономически оправданного уровня налогообложения. Это означает:
а) искажающее воздействие налогов должно быть минимизировано;
б) налоги должны порождать правильные сигналы налогоплательщикам об издержках общественного сектора (т.е. должна быть информация, на какие цели и в каких объемах используются налоговые доходы государством).
- Критерий экономической нейтральности налогообложения:
Налог является неискажающим (нейтральным) в том случае, если экономические агенты не могут изменить свое поведение так, чтобы достичь снижения своих налоговых обязательств.
- Искажающее, неискажающее и корректирующее налогообложение:
1. Искажающие налоги – это такие налоги, которые позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств.
- Акцизы;
- Таможенные пошлины;
- НДС;
- Подоходные налоги;
- Потоварные налоги.
Пример акциза, как искажающего налога: при введении акциза покупатель может сократить объем своих налоговых обязательств, уменьшая закупки подакцизного товара.
Пример подоходного налога, как искажающего налога: при этом налоге у работника появляется выбор между зарабатыванием денег и досугом.
Выводы по искажающим налогам:
1) Искажающее воздействие налогов приводит к снижению уровня аллокационной эффективности в экономике.
2) Неэффективность искажающих налогов проявляется в том, что при их введении одновременно появляется теоретическая возможность замены таких налогов на неискажающие, которые увеличивают уровень полезности индивидов.
3) Введение искажающих налогов является свидетельством того факта, что общество в целом не сумело самостоятельно (без вмешательства государства) использовать возможности Парето-улучшений в распределении благосостояния.
2. Неискажающие налоги - это такие налоги, которые не позволяют индивидам менять поведение, путем снижения своих налоговых обязательств.
- Паушальные (аккордные) налоги.
Паушальные (аккордные) налоги не искажают экономическое поведение, т.к. объем налоговых выплат не зависит от размеров налогооблагаемой базы.
Примеры: подушная подать, которая долгое время практиковалась в российской истории, налоги на землю (единая налоговая ставка на равные участки земли). Эти налоги используются редко, т.к. они не справедливы.
3. Корректирующие налоги – это налоги, которые снижают отрицательные внешние эффекты (налоги на загрязнителей окружающей среды).
Здесь используется искажающий эффект налогов, который используется для исправления исходной неоптимальной рыночной аллокации ресурсов.
- Налоги Пигу.
2. Принцип организационной (административной) простоты.
Принцип организационной (административной) простоты означает, что налоговая система должна быть простой, а затраты на её функционирование должны быть относительно невысоки.
- В своем классическом виде теория общественного сектора обычно исходит из упрощенного предположения о том, что издержки по сбору налогов отсутствуют.
- Однако на практике это далеко не так, поскольку существуют реальные издержки, связанные с практикой налогообложения.
Издержки функционирования налоговой системы:
1. Прямые издержки – их несет государство, обеспечивающее работу по сбору налогов. Они зависят, главным образом, от структуры налоговой системы (т.е. от количества налогов, налоговых льгот, необходимостью контроля над правильностью исчисления налогов и т.д.):
- затраты на содержание налоговых служб;
- затраты на нормотворческую деятельность, связанную с налоговым законодательством;
- затраты на обеспечение контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов;
- затраты на информационное обеспечение налогообложения и т.д.
2. Косвенные издержки – их оплачивают налогоплательщики:
- затраты, связанные с процедурами перечисления наолгов в соответствующие бюджеты;
- затраты на оформление налоговых деклараций;
- затраты на консультационные услуги со стороны налоговых консультантов (аудиторов, юристов и т.д.);
- затраты на судебные издержки, связанные с часто возникающими спорами и конфликтами между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Как показывает практика, косвенные издержки превышают прямые издержки. Например, в США косвенные издержки превышают прямые в 5 раз.