Понятие налогового планирования.

Налоговая политика государства. Налоговое законодательство.

 

Налоговая политика государства является основным инструментом государственного регулирования, включающего в себя комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение государственных целей и реализуемых через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является составной частью финансовой политики государства.

Виды налоговой политики:

1) политика максимальных налогов (повышение налоговой нагрузки без учета интересов налогоплательщиков);

2) политика оптимальных налогов (развитие предпринимательства и малого бизнеса, посредством обеспечения благоприятного налогового климата);

3) налоговая политика, предусматривающая высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите (доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных программ);

4) стимулирующая налоговая политика (влияние на величину налоговых поступлений путем целевого изменения налоговой нагрузки);

5) сдерживающая налоговая политика (регулирование покупательной способности посредством повышения налогов).

Реализация налоговой политики осуществляется посредством решения следующих задач:

1) учет действия экономических законов;

2) необходимость налоговой поддержки решений об ускорении рыночных реформ и макроэкономической стабилизации;

3) определении налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.

Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство включает в себя:

1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения президента, содержащие вопросы налогообложения;

3) постановления правительства, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента;

4) нормативно-правовые акты республиканских и местных органов государственного управления, регулирующие вопросы налогообложения.

 

Налоговое планирование представляет собой процесс обоснования на пер­спективу величины налоговых обязательств с целью определения реаль­ных доходов субъектов хозяйствования, а также управление ими.

Классификация налогового планирования:

1) по длительности осуществления налоговых прогнозов планирование условно можно подразделить на: текущее (действующее в рамках текущих налоговых обязательств, определяемых налоговым периодом: месяц, квар­тал, год) и перспективное (инвестиционных проек­тов, хозяйственной деятельности вновь открываемых предприятий, дочер­них структур, филиалов и т. п.);

2) по сфере применения можно выделить:

- личное (семейное);

- внутрифирменное;

- междуфирменное (в пределах консолидированного налогоплательщика (концерн, объединение, холдинг и т. п.);

- международное.

Налоговое планирование начинается с момента регистрации предпри­ятия и включает в себя:

1) обоснование выбора организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта с позиций минимизации налоговых затрат;

2) вы­бор режима налогообложения;

3) выбор места осуществления деятельности;

4) выбор места регистрации;

5) форму отражения в учете основных параметров налогообложения;

6) оценку возможностей применения различных форм хозяйственных договоров с точки зрения налоговых последствий их заключения.

Принципы налогового планирования:

1) принцип законности (неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при определении налоговых обязательств предприятий, исчислении и уплате налогов);

2) принцип оперативности (разработанная налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве и системе налогообложения в частности);

3) принцип оптимальности (применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должно причинять ущерба стратегическим целям предприятия или интересам его собственников).