Оценка эффективности дивидендной политики

Определение форм выплаты дивидендов

Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию

Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики

Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики

Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразде­лять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия.К числу основных факторов этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жиз­ненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвести­ционной деятельности, направленной на расширенное воспро­изводства основных средств и нематериальных активов, пот­ребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с вы­соким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнкту­ре рынка, что обусловливает необходимость концентрации со­бственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности формирования фи­нансовых ресурсов из альтернативных источников.В этой группе фак­торов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформирован­ных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, опреде­ляемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями.К числу основных факторов этой группы относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рен­табельности собственного капитала.

4. Прочие факторы.В составе этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнк­туры эффективность капитализации прибыли значительно воз­растает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (под­держание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к сни­жению рыночной стоимости акций компании и их массовому „сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового зах­вата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Механизм распределения прибыли акционерного общества в со­ответствии с избранным типом дивидендной политики предусматрива­ет такую последовательность действий:

• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются фор­мируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уста­вом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет со­бой так называемый „дивидендный коридор", в рамках которого реа­лизуется соответствующий тип дивидендной политики.

• На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распре­деляется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акцио­нерное общество придерживается остаточного типа дивидендной по­литики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.

• На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд по­требления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлет­ворение их социальных нужд). Основой такого распределения являет­ся избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:

 

 

где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);

Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками).Это наи­более простая и самая распространенная форма осуществления ди­видендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями.Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму ди­видендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, ментали­тет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде.

3. Автоматическое реинвестирование.Эта форма выплаты пре­доставляет акционерам право индивидуального выбора — получить ди­виденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).

4. Выкуп акций компанией.Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму ди­видендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать раз­мер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент ди­видендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использова­ния дивидендов требует согласия акционеров.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат.Он рассчитывается по фор­мулам:

или

 

где Кдв — коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики;

ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;

Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции.Он опре­деляется по формуле:

 

где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

РЦа — рыночная цена одной акции;

Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть ис­пользованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.