Скидки в составе цены. Виды скидок.

Торговые надбавки, их структура

Торговые надбавки (наценки) – это ценовое вознаграждение торговых организаций. Торговые надбавки (наценки) представляют собой разницу между оптовыми ценами покупки и продажи, между оптовой и розничной ценами.

Торговая надбавка рассчитывается по следующей формуле:

Торговая надбавка Издержки

оптовой, розничной = обращения + Прибыль + НДС

организации посредника

После того как установлены свободные отпускные (оптовые) цены, к ним могут применяться три вида надбавок:

- снабженческо-сбытовые;

- оптовые;

- торговые.

Их применение зависит от звеньев товародвижения:

- если товары реализуются через посредников, применяется снабженческо-сбытовая надбавка. Она устанавливается по согласованию сторон, в ней учитываются издержки обращения и прибыль.

Надбавка исчисляется в процентах к свободной отпускной цене;

- оптовую надбавку применяют оптовые организации государственной торговли и оптовые базы, основной задачей которых является обеспечение товарами предприятий розничной торговли и бытового обслуживания. В состав оптовой надбавки включаются издержки обращения и прибыль. Необходимо иметь в виду, что оптовая надбавка учитывается в торговой надбавке, а размер оптовой надбавки оптовое предприятие устанавливает по договоренности с покупателями предприятиями розничной торговли и общественного питания;

- торговая надбавка используется при реализации товаров непосредственнно населению. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка.

Доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в два раза.

 

Схема структуры цены реализации в рыночном секторе экономики

Оптовая цена товара предприятия-производителя : Оптовая цена товара, реал. оптовой торговлей: Розничная цена  
-Издержки производства и реализации (себестоимость) - прибыль - Акцизы, НДС Покупная цена товара Покупная цена товара
  Торговая наценка оптовой торговли: -издержки обращения -прибыль оптовой торговли -НДС, Акцизы - налог с продаж
  Торговая наценка розничной торговли -издержки обращения розничной торговли - прибыль роз.торговли - акциз, НДС - налог с продаж

Структура цены – это соотношение отдельных элементов цены, в процентах или долях единицы

 

Скидка с цены – это та сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменения рыночных условий.

Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. Скидки способствуют выполнению ценой ее стимулирующей функции, то есть способствуют снижению издержек произ­водства, хранения, реализации вследствие возросшего сбыта, облегчают завоева­ние постоянных клиентов и введение перспективного планирования деятельности фирмы, стимулируют заказы больших объемов, оказывают рекламное содействие сбыту на рынке.

В практике, особенно в международной торговле, используется около 20 различных видов скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды.

Общая (простая) скидка- предоставляется с прейскурантной или со спра­вочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены составляет 20-30%. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2-3% справочной цены или соответствует раз­меру ссудного процента, существующему на денежном рынке.

Скидка за оборот (бонусная)предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-20% оборота.

Скидка за количество или серийность (прогрессивная)предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара.

Дилерская скидкапредоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скид­ки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, некоторых ви­дов стандартного оборудования. Дилерские скидки на автомобили колеблются в зависимости от марки машины и составляют в среднем 15-20% розничной цены.

Экспортные скидкипредоставляются продавцами при продаже товаров ино­странным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

Скрытые скидкипредоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льгот­ных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предостав­ления бесплатных образцов.

Скидки за возвратранее купленного товара у данной фирмы в размере 25-30% прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, устаревшей модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного со­става, стандартного промышленного оборудования и др.