Скидки в составе цены. Виды скидок.
Торговые надбавки, их структура
Торговые надбавки (наценки) – это ценовое вознаграждение торговых организаций. Торговые надбавки (наценки) представляют собой разницу между оптовыми ценами покупки и продажи, между оптовой и розничной ценами.
Торговая надбавка рассчитывается по следующей формуле:
Торговая надбавка Издержки
оптовой, розничной = обращения + Прибыль + НДС
организации посредника
После того как установлены свободные отпускные (оптовые) цены, к ним могут применяться три вида надбавок:
- снабженческо-сбытовые;
- оптовые;
- торговые.
Их применение зависит от звеньев товародвижения:
- если товары реализуются через посредников, применяется снабженческо-сбытовая надбавка. Она устанавливается по согласованию сторон, в ней учитываются издержки обращения и прибыль.
Надбавка исчисляется в процентах к свободной отпускной цене;
- оптовую надбавку применяют оптовые организации государственной торговли и оптовые базы, основной задачей которых является обеспечение товарами предприятий розничной торговли и бытового обслуживания. В состав оптовой надбавки включаются издержки обращения и прибыль. Необходимо иметь в виду, что оптовая надбавка учитывается в торговой надбавке, а размер оптовой надбавки оптовое предприятие устанавливает по договоренности с покупателями предприятиями розничной торговли и общественного питания;
- торговая надбавка используется при реализации товаров непосредственнно населению. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка.
Доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в два раза.
Схема структуры цены реализации в рыночном секторе экономики
Оптовая цена товара предприятия-производителя : | Оптовая цена товара, реал. оптовой торговлей: | Розничная цена |
-Издержки производства и реализации (себестоимость) - прибыль - Акцизы, НДС | Покупная цена товара | Покупная цена товара |
Торговая наценка оптовой торговли: -издержки обращения -прибыль оптовой торговли -НДС, Акцизы - налог с продаж | ||
Торговая наценка розничной торговли -издержки обращения розничной торговли - прибыль роз.торговли - акциз, НДС - налог с продаж |
Структура цены – это соотношение отдельных элементов цены, в процентах или долях единицы
Скидка с цены – это та сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменения рыночных условий.
Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. Скидки способствуют выполнению ценой ее стимулирующей функции, то есть способствуют снижению издержек производства, хранения, реализации вследствие возросшего сбыта, облегчают завоевание постоянных клиентов и введение перспективного планирования деятельности фирмы, стимулируют заказы больших объемов, оказывают рекламное содействие сбыту на рынке.
В практике, особенно в международной торговле, используется около 20 различных видов скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды.
Общая (простая) скидка- предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара. Простая скидка с прейскурантной цены составляет 20-30%. К простой скидке можно отнести скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она дается продавцом в тех случаях, когда покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2-3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.
Скидка за оборот (бонусная)предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-20% оборота.
Скидка за количество или серийность (прогрессивная)предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара.
Дилерская скидкапредоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования. Дилерские скидки на автомобили колеблются в зависимости от марки машины и составляют в среднем 15-20% розничной цены.
Экспортные скидкипредоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.
Скрытые скидкипредоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.
Скидки за возвратранее купленного товара у данной фирмы в размере 25-30% прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, устаревшей модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного промышленного оборудования и др.