Состав и структура оптовых и розничных цен

Лекция 3. Состав и структура оптовых и розничных цен

Местоименно-соотносительные СПП

В местоименно-соотносительных СПП связь между предикативными частями осуществляется через парное соотношение местоимений типа тот – кто, такой – какой, таков – каков, так – как, столько – сколько, настолько – насколько.

Придаточная часть раскрывает содержание того, на что указывает местоимение. Выделяют 3 разряда местоимений: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные. Придаточные местоименные также делятся на 3 группы:

1) СПП с придаточными, выступающими в позиции существительных, со средствами связи тот, всяки, каждый, никто, кто-то…кто; все, ничто, что-то…что. И плохо тому, кто не верил в свои силы. Каждый, с кем она говорила, охотно отвечал. Все, что было, прошло.

2)

 

Оптовая цена - это цена, в соответствии с которой, предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию (услуги) всем категориям покупателей, кроме населения, обычно крупными партиями (оптом).

Оптовая цена предприятия тесно связана с производством и определяется по формуле:

Оптовая Издержки

цена = (себестоимость) + Прибыль + Акциз +НДС

предприятия продукции

 

Издержки на производство и реализацию продукции (услуг) представляют расход всех факторов производства (основных фондов, сырья материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженных в денежной форме. Это важнейший показатель, необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективной предпринимательской политики.

Прибыль как экономическая категория представляет собой часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Чистая прибыль необходима для расширенного воспроизводства, а также для формирования стимулирующих фондов. Тем не менее с экономической точки зрения простое воспроизводство возможно, когда выручка равна единице, а чистая прибыль – нулю. Лишь превышение затрат над выручкой ведет к суженному воспроизводству, вплоть до прекращения деятельности предприятия. Выходом из ситуации может стать либо сокращение издержек, либо увеличение цен, если позволяет конъюнктура рынка.

Основными относительными показателями прибыли служат рентабельность затрат, рентабельность продаж, окупаемость затрат (в случае отсутствия прибыли).

Косвенные налоги как элементы цены товара. НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. являются косвенными налогами на товары и услуги, уплачиваются в цене товара или включаются в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. НДС и акцизы были введены в российскую хозяйственную практику с 1 января 1992 г., т. е. произошло совмещение введения этих налогов с либерализацией цен.

Косвенные налоги включаются в цены товаров и являются их структурными элементами. Все они носят открытый фискальный характер и, по существу, являются налогами на потребление.

НДС облагаются многие виды товаров.

При установлении цен организациями и предприятиями сумма налога рассчитывается путец умножения процентной ставки налога на цену реализации товара без включения в нее НДС.

С экономической точки зрения основное бремя его уплаты лежит на плательщике.

Размер ставки налога используется при расчете цен (10 – 18%).

Ставка 10% распространяется на ряд продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственные средства, некоторые виды услуг;

Ставка 18% — на все остальные товары и услуги.

Не облагаются НДС продукты питания, произведенные в столовых, в школьных, студенческих и медицинских учреждениях, почтовые марки (кроме коллекционных), конверты, открытки, банковские операции (за исключением инкассации), ритуальные услуги, путевки в санатории, услуги пассажирского транспорта, стоимость приватизированного имущества предприятий, страховые услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (выполняемые за счет бюджета).

Плательщиками этого налога выступают организации, имеющие статус юридического лица, государственные и муниципальные орга­низации, осуществляющие производственную и коммерческую дея­тельность, предприятия с иностранными инвестициями, индивиду­альные частные предприятия.

Не являются плательщиками НДС индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности или упрощенную систему налогообложения. При этом они не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со ст. 161 НК РФ.

Акциз. Акциз – косвенный налог, включаемый в цену товара и взимаемый с потребителя, он устанавливается на товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши. Введен с 1 января 1992 г.

В настоящее время в этот перечень включены спирт этиловый из всех видов сырья (исключение составляет спирт коньячный), спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5% (за исключением виноматериалов), пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с. автомобильный бензин, моторные масла

Подакцизные товары облагаются НДС с учетом акциза, что приводит к двойному налогообложению этих товаров: т. е. сумма акциза включается в базу обложения НДС.

Ставки акцизов бывают трех видов:

1) адвалорные — устанавливаются в процентах;

2) твердые (специфические) – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу продукции;

3) комбинированные, состоящие из твердой и адвалорной налоговых ставок.

С 2003 г. на сигареты и папиросы ставки акцизов комбинированные.

Ставки акциза едины на территории Российской Федерации. По некоторым видам подакцизных товаров они дифференцированы в зависимости от качественных параметров.

Налоговая база при реализации или получении подакцизных товаров определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара:

1) как объем реализуемых подакцизных товаров в натуральном вы­ражении (если применяются твердые ставки);

2) как стоимость реализуемых подакцизных товаров без учета ак­циза, НДС (если применяются процентные ставки).

Сумма акцизов рассчитывается следующим образом:

1) ставка акциза, умноженная на налоговую базу;

2) процентная доля налоговой базы.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, тем самым не стимулируют спрос.

С другой стороны, косвенные налоги, включаемые в цену сырья, материалов увеличивают себестоимость товаров, удорожают их, тем самым сдерживают предпринимательство.

Розничная цена – это цена, по которым товары или услуги продаются населению. Свободную розничную цену торговое предприятие определяет самостоятельно с учетом сложившейся в данное время конъюнктуры рынка, исходя из свободной отпускной и торговой наценки к ней.

 

Розничная Оптовая Торговая надбавка Торговая надбавка

цена = цена + оптовой организации + розничной организации

предприятия