Понятие и функции цены. Политика ценообразования
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Согласно статье 189 Хозяйственного кодекса Украины цена является формой денежного определения стоимости продукции, работ, услуг.Цена отражает потребительские их свойства, покупательную способность общест ¬ шовой единицы, степень редкости товаров, характер и силу кон ¬ куренции, уровень государственного контроля, психологию поведения рыночных субъектов.
Цена складаетьсялид влиянием различных объективных и субъектом ¬ ных факторов и может быть разных видов:
- Государственной и рыночной;
- Регулируемой и трансферной;
- Оптовой и розничной;
- Мировой и внутренней;
- Договорной и прейскурантной.
Она является главным и эффективным механизмом координации эко ¬ номической поведения общества в странах со смешанной экономи ¬ кой и соответствует требованиям узкоспециализированного хозяйства.
Цене свойственны следующие функции:
X) учета и измерения затрат общественного труда.Выполняя ее, цена выступает одним из важнейших показателей народногосподарсь ¬ кого производства, является ориентиром для принятия хозяйственных решений;
2) пропорциональности и равновесия в хозяйстве. Именно из-за цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложе ¬ этой и спросом.В условиях пропорционального распределения средств произ ¬ водства и труда между отраслями равновесие на рынке поддерживается за счет цен, соответствующих общественно необходимым затратам;
3) стимулирующая. В народном хозяйстве цены могут способствует ¬ ты или препятствовать увеличению производства и потребления тех
или иных товаров. Так, заниженные цены, которые не обеспечивают нор ¬ мальную рентабельность, наносят ущерб, не заинтересовывают предприятия в наращивании объемов производства.В то же время завышенные цены, которые позволяют получить избыточный доход, создают для предприятия незаслуженные экономические привилегии и одновременно могут вызвать расширение производства, не соответствует общественным потребностям;
4) распределительная. Она связана с возможностью отклонения цены от стоимости.Так, установление высоких цен на определенную продукцию или товар позволяет государству перераспределять средства путем установления ¬ ления дотаций на другие товары.
Рыночные преобразования в экономике направлены на перестройку не только существующей системы цен, но и организации самого процесса ценообразования ¬ образования.Повышение ответственности хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и необходимость реорганизации в деятельности органов цено ¬ образования и контроля за ценами, с другой, определили линию на демократизацию политики ценообразования. Она направлена на за ¬ печение:
- Рівнихекономічнихумовістимулівдлярозвиткувсіхформ собственности, экономической самостоятельности предприятий, органе ¬ заций и административно-территориальных регионов Украины;
- Сбалансированного рынка средств производства, товаров и услуг;
- Противодействия монопольным тенденциям производителей продукции, товаров и услуг;
- Объективных соотношений в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, что обеспечивает эк ¬ лентнисть обмена;
- Расширение сферы применения свободных цен;
- Повышение качества продукции;
- Социальных гарантий насампереддля низькооплачуванихта малообеспеченных граждан, включая систему компен ¬ сацийних выплат в связи с ростом цен и тарифов;
- Создание необходимых экономических гарантий для произ ¬ ников;
- Ориентации цен внутреннего рынка на уровень цен мирового рынка.
Постановлением КМУ от 18 декабря 1998 г. "О усовершенствованию ¬ ния порядка формирования цен" установлено, что формирование, уста ¬ новленном и применения цен субъектом предпринимательства натер-
торииУкраиниздшснк> етьсявиключноунащональний денежной оды ¬ низменные.Цена считается обоснованной при учете долларового эквивалента лишь в части импортной составляющей структуры цены.