Приведем примеры.

Приказ от 02.09.2005 г. №2/11

«Об установлении надбавок»

Установить надбавку в размере 50 % от 10 разряда по ETC с 02.09.2006 г. воспитателю Ивановой Т. Е. как молодому специали­сту, имеющему диплом с отличием.

Основание: 1. Диплом № 1150 (Пед. училища № 15, 2005 г.) 2. Приказ МДО № 504 от 09.12.2002 г.

Заведующий ДОУ:______________

С приказом ознакомлен:________

Приказ от 01.09.2005 г. №1/40

« Об снятии надбавок »

Снять надбавку в размере 20 % от8разрядапоЕТСс01.09.2005 г. с воспитателя Мироновой 3. Н. в связи с окончанием 3-летнего срока работы молодым специалистом.

Основание: приказ МДО № 504 от 09.12.2002 г.

Заведующий ДОУ:______________

С приказом ознакомлен:________

Аналогичным образом формулируются тексты приказов об установлении и снятии доплат.

На уровне региона и других муниципальных образований совершенствование оплаты труда происходит путем введения тарифных коэффициентов, увеличивающих тарифные ставки работников образования.

Основы финансово-хозяйственной деятельности ДОУ

Таблица 5
Тарифные разряды Тарифные коэффициенты Ставки с учетом повышения
1,11
1,23
1,36
1,51
1,67
1,84
2,62
2,22
2,44
2,68
2,89
3,12
3,36
3,62
3,9
4,2
4,5

 

Сокращение сети ведомственных ДОУ и передача их из собственности ведомств в муниципальную собственность, которая происходит в настоящее время, привели к тому, что при переходе ДОУ в другое подчинение всем сотрудникам снижают разряды. Однако здесь необходимо подчеркнуть, что оплата труда педагогических работников производится на основе Единой тарифной сетки независимо от ведомственной подчиненности детского сада, поэтому, например, воспитателям должен быть установлен тот же самый разряд, по которому они работали в ведомственном ДОУ, при подтверждении его документально (при предъявлении аттестационного листа).

Между тем оплата труда воспитателей муниципальных ДОУ (ее индексация, своевременная выплата) ложится на плечи муниципалитетов, 80 % которых — дотационные. Более того, сегодня отменена норма, согласно которой оплата труда в образовании не должна быть ниже оплаты труда в промышленности, поэтому единственная сохранившаяся федеральная гарантия для бюджетников — зарплата не ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда). Поэтому сегодня стоит вопрос о разработке более эффективных схем долевого финансирования ДОУ.

2. Долевое финансирование

Долевое финансирование — вид финансирования образовательного учреждения, который предполагает разделение областей финансирования между государством, учредителем и родителями:

• оплата образовательных услуг — за счет государства;

• расходы на содержание и укрепление материальной базы — за счет учредителя;

• оплата содержания детей — за счет средств родителей при одновременной адресной поддержке малообеспеченных семей.

Федеральные бюджетные средства при этом законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субсидий — денежную помощь соответствующего назначения из федерального бюджета. До учреждений эти средства доводится муниципалитетами на нормативной основе.

Региональные нормативы финансирования образования — нормативы, которые должны учитывать спецификуОУ и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования учреждения. Региональные нормативы бюджетного финансирования в пределах собственных средств устанавливают субъекты РФ.

Как считают М.Л. Левицкий и Т.Н. Шевченко, региональные органы, в основном, используют метод формирования бюджетных заявок «от достигнутого»: выделенные в прошлом году средства увеличиваются на ожидаемые коэффициенты повышения оплаты труда и расчетные коэффициенты инфляции, затем делением величины сводной заявки на среднегодовой контингент воспитанников получают так называемый «подушевой норматив» финансирования. Он является статистической характеристикой возможностей регионального бюджета. Подобным образом осуществляется традиционный подход к региональному бюджетному финансированию. Однако сегодня, как уже было сказано, мы переходим на долевое финансирование.

Согласно долевой модели финансирования ДОУ, региональные нормативы предполагают минимальные затраты по следующим позициям.

1. Оплата труда работников ДОУ.При переходе на долевую модель финансирования расчет фонда оплаты труда производится отдельно для педагогических работников, отдельно — для административного и учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала ДОУ.

Например, при формировании фонда заработной платы педагогического персонала отдельные регионы учитывают периодические изменения Единой тарифной сетки (ETC) и принимают локальные постановления о повышении труда работникам образования. Конкретное решение будет приниматься исходя из сложившейся практики и возможностей бюджета.

Естественно, что в каждом регионе есть своя специфика. В качестве примера расчета средств на оплату труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в месяц сошлемся на опыт г. Тольятти (см. табл. ).

В зависимости от региона идут и надбавки к должностному окладу.

Таблица

Расчет средств на оплату труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Персонал Средний разряд Тарифная часть Надтарифная часть Общий ФОТ в месяц На одного воспитанника
Ставка по ETC Повышение ставки Ставка с учетом повышений Количество ставок ФОТ (гр.7хгр.8) Начисления (35,8%) Всего ФОТ (гр.9+гр.1О)
АП 0,06 33,7 127,7
УВП 301,2 1506,2 451,9 0,06 117,5 42,1 159,6
433,8 0,06 112,8 40,4 153,2
—' 124,5 0,08 76,4 27,3 103,7
207,5 1037,5 155,6 0,08 95,5 34,2 129,7
149,4 0,08 91,6 32,8 124,4
ОП 0,13 74,8 26,8 101,6
— . 93,8 0,13 93,6 33,5 126,9
0,13 89,7 33,1 121,8

t

2. Приобретение учебного оборудования и пособий.

Так как средства на приобретение учебного оборудования и пособий выделяются со стороны муниципалитетов и оформляются через централизованную бухгалтерию как «разовые» дотации на «методическую литературу», «игрушки», «канцелярские товары» и т. д., то у ДОУ не оказывается возможности как-то регулировать данный процесс, тем более сделать его систематичным. Возможности осуществить перераспределение внутри общей суммы выделяемых средств тоже невелики: смета составляется ДОУ, а затем утверждается централизованной бухгалтерией. При этом снижаются лимиты, затребованные ДОУ по фактически заключенным договорам. Исключение составляет ежемесячная денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений (размер этой денеж­ной компенсации по Закону РФ «Об образовании» в редакции 1996 г., должен равняться одному минимальному размеру оплаты труда).

3. Социальные услуги, финансируемые из бюджета.

Бюджетные нормативы финансирования социальных услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, включают в себя расходы:

• по оплате труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

• на питание в размере 30 % нормы, рассчитанной по натуральным показателям (в соответствии с установленными нормами и с учетом уровня цен конкретного региона);

• на медикаменты.

Для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению педагогической деятельностью работники обязаны проходить предварительные медицинские осмотры при приеме на работу и периодические —: в процессе трудовой деятельности. Все эти обследования должны проводиться за счет учредителей.

4. Хозяйственные нужды, кроме коммунальных расходов. Например, воспитателям, проживающим и работающим в сельской местности, предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением, с доставкой на дом топлива в размере годовой потребности (не позднее 1 сентября). При этом другие коммунальные услуги оплачиваются в общем порядке: холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и т. д.

Органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования, при их введении используется сопоставительная оценка уровня развития материально-технической базы и обеспечения труда педагогов в разных ДОУ. Для этого к региональным нормативам добавляются повышающие местные коэффициенты:

• в зависимости от реализации общеобразовательной программы ДОУ определенной направленности;

• от обеспечения материально-технической базы учреждения;

• от длительности пребывания воспитанников.

Например, на территории Московской области повышающие коэффициенты такие:

• 1,43 — в ДОУ центр развития ребенка — детский сад с осуществлением коррекции развития воспитанников и с реализацией общеобразовательной программы дошкольного образования и специальной программы для воспитанников с нарушениями речи; длительностью пребывания воспитанников 12 часов.

1,53 — в ДОУ центр развития ребенка — детский сад с осуществлением коррекции развития воспитанников и с реализацией общеобразовательной программы дошкольного образования и специальной программы для воспитанников с нарушением речи; наличием плавательного бассейна; длительностью пребывания воспитанников 12 часов.

2,44 — в ДОУ центр развития ребенка — детский сад с осуществлением коррекции развития воспитанников с реализацией специальной программы для воспитанников с нарушением речи; длительностью пребывания воспитанников 12 часов и 24 часа.

2,88 — в ДОУ центр развития ребенка — детский сад с осуществлением коррекции развития воспитанников с реализацией специальной программы для воспитанников с недостатками умственного и физического развития; длительностью пребывания воспитанников 24 часа и т. д.

Нормативы местного финансирования утверждаются на каждый год.

Включить реальные нормативы на 2009 год по Самарской области (Смирнова Г.Д.)

На местах также устанавливаются затраты на дотацию родительской платы за социальные услуги и на содержание и развитие материальной базы ДОУ. При этом расходы на социальные услуги, которые оказывает ДОУ, компенсируются родителями и частично дотируются из средств местных бюджетов. Для этой ситуации характерно, что отменяются ранее действовавшие льготы: для каждой конкретной семьи оплата содержания детей в ДОУ устанавливается по совокупному доходу родителей и компенсируется адресными пособиями, назначаемыми по заявлению родителей.

3. Внебюджетное финансирование ДОУ — привлечение внебюджетных средств к финансированию образовательного учреждения.

Внебюджетные средства могут аккумулироваться в специальных районных, городских или областных фондах поддержки образования. При этом фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, утвержденная гражданами и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные и образовательные цели. Фонды оказывают помощь в финансировании детских садов и региональных образовательных программ, поощрении педагогов и обеспечении педагогических коллективов продуктами питания, издании и бесплатного распространения методической литературы, лечении остронуждающихся сотрудников детских садов и т. д. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью только в том случае, если она соответствует вышеперечисленным целям. Контроль над распределением средств фонда осуществляет попечительский совет, деятельность которого прописана в уставе фонда.

В качестве примера приведем фонд «Московский благотворительный резерв», который работает по модели «фонда местного сообщества». Он организует благотворительную поддержку социальных, культурных и общественно полезных программ города.

Для участия в конкурсе на получение ГРАНТа от фонда необходимо составить заявку на участие в конкурсе, включающую:

титульный лист заявки на соискание гранта, в котором указывается направление конкурса, линия и название проекта;

сведения об организации, от имени которой подается заявка, ее банковские реквизиты, юридический адрес; сведения о руководителе и участниках проекта; сроки выполнения проекта;

полную стоимость проекта (указывается полная сумма в рублях);

приложение, в котором рассматривается суть заявленного проекта (описание проекта, его цели и задачи).

Методика подачи заявки на получение гранта и привлечения внимания спонсоров описана в статье Т. А. Егоровой «На каком языке разговаривать со спонсором, или Фандрайзинг в ДОУ» в журнале «Дошкольная педагогика» (январь-февраль, 2006).

Если это оказывается сложным, то некоторые руководители ДОУ поступают нестандартно: создают благотворительный фонд самостоятельно. Созданный фонд работает на основе сметы и контролируется общественностью.

Алгоритм действий сотрудников ДОУ в этом случае может быть таким:

1. Консультация с юристом.

2. Определение уставных видов деятельности.

3. Разработка модели и системы управления фондом (президент, бухгалтер, Попечительский совет).

4. Подготовка документов, регистрация юридического лица, открытие счета в банке.

5. Оформление писем родителям (от имени фонда) о формировании системы добровольных взносов и оплаты дополнительных образовательных услуг (целевых взносов).