Тур и туристский маршрут.

Туристский маршрут — географически определенный путь движения туриста или группы туристов, привязанный к местности. Он детально описывает перемещение туристов, учитывает средство перевозки или перемещения, дороги, рельеф местности, планы городов, пограничные переходы и т. д. Известны множества вариантов туристских маршрутов с точки зрения организации перевозки туристов к местам посещения. Туристский маршрут может быть линейным, кольцевым, с радиальными перемещениями и возвратом в точку основного местонахождения в дестинации, на различных этапах туристского маршрута могут использоваться различные методы и средства передвижения или перевозки.

Тур — комплекс (или пакет) услуг, взаимосвязанных по цели путешествия, времени и очередности предоставления услуг, объему и качеству услуг (и возможно работ, способствующих их потреблению, а также и товаров). Тур — это лишь частный случай совокупных элементов туристского продукта данной дестинации.

Группа теоретиков туризма в России дает такое определение тура:

Тур (турпакет) — упорядоченная, предварительно подготовленная и разработанная совокупность туристских продуктов, в состав которых входят как минимум две услуги: перевозка и размещение, а также иные туристские услуги, включая туристско-экскурсионные, не связанные с перевозкой и размещением, но при условии, если обслуживание производится в период не менее 24 часов до 6 месяцев подряд.

Формирование тура — суть деятельности туроператора, который составляет и планирует тур, заключает договоры (или контракты) на предоставление услуг с непосредственными исполнителями или другими туроператорами.

Тур — основной туристский продукт туроператора, он представляет в определенных рамках комплекса услуг часть туристского продукта дестинации. Элементы туристского продукта дестинации, не вошедшие в тур прямо, предлагаются туристу опосредовано по умолчанию или описываются в путеводителях, информационных буклетах.

Туроператор осуществляет деятельность по продвижению своего туристского продукта, однако при этом непременно опирается на туристский продукт дестинации в целом. В турах на морской курорт — море и пляж не входят в состав тура, они подразумеваются как существующее вне рамок тура, но предполагается, что турист воспользуется услугами пляжа, солнца, искупается в море и т.д. В состав стоимости туристского пакета эти ресурсные элементы туристского продукта не входят, но они могут оказывать решающее влияние на стоимостные показатели тура — например фактором сезонности, климатом, доступностью.

Следует дополнить образ деятельности туроператора. В его непременные обязанности входят также оптовая продажа туров и их организационное исполнение. Розничная продажа единичных туристских услуг и туров туроператора входит в функции туристского агентства. Это и составляет основу функциональных различий туроператора и турагента (турагентства).