РОЛЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

ТОРГОВЫЕ ДОМА. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ,

 

Первые торговые дома в России возникли в 50-60гг. прошлого века. Темпы их дальнейшего развития были высокими: если в 1851 – 1860гг. их было 2, то к 1890 – уже 138, а к 1915 – 6147.

Торговые дома – это паевые товарищества, создаваемые на основе капитала, формируемого из взносов (паев) учредителей. Во главе стояло общее собрание пайщиков, избиравшее председателя. Таким образом, формирование руководящих органов носило демократический характер.

Многие торговые дома России имели широкую сеть филиалов и представительств по всей стране, а некоторые и за рубежом. Однако, несмотря на то, что торговые дома были наиболее распространенной формой розничной торговли, их общий основной капитал составлял лишь около 215 млн.руб., т.е. не более 35 тыс.руб. на один торговый дом. Следовательно, торговые дома в преобладающей части были по объемам деятельности небольшими, но именно благодаря этому данная организационная форма торговли отличалась наибольшей эффективностью хозяйственных результатов, гибкостью и динамичностью управления, быстрой реакцией на конъюнктуру рынка в т.ч. и во взаимоотношениях с иностранными партнерами.

Основной капитал в объеме 100-200 тыс.руб. имели только 5% общей численности паевых товариществ. Крупнейшим из них было паевое товарищество Второва с основным капиталом 10 млн.руб., осуществлявшего торговлю в Сибири, паевое товарищество Башкирцева по торговле хлебом и мукой с основным капиталом 4 млн.руб.. Торгово-мануфактурное товарищество Понизовского с основным капиталом 3 млн.руб.

Широко известен торговый дом «Братья Елисеевы», выросший из небольшого магазина (ныне крупные магазины, получившие большую популярность Елисеевские магазины в Москве и Санкт-Петербурге).

Интересна судьба Второва, владельца самого крупного торгового дома России. В 1866 году он открыл в городе Иркутске мануфактурную торговлю товарами производства московских фабрик. В компании с другими купцами он принимал участие в «Забайкальском» золотопромышленном товариществе по разработке золотых месторождений. В 1890-1900гг. увеличивается торговая сеть Второва, открываются универсальные магазины, а также склады для оптовой и розничной торговли в Томске, Чите, Верхнеудинске и других сибирских городах. Треть торговых домов продавало мануфактурные товары, почти 14% торговало металлическими изделиями, галантереей, 6,8% занимались реализацией колониальных товаров (чай, кофе, цитрусовые). Кроме того, через розничную торговую сеть ТД осуществлялась продажа разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров.

Характерно, что ТД занимались не только продажей товаров. При многих из них функционировали коммерческие училища, а некоторые ТД специально создавались как практическая база для подготовки коммерсантов. Так, например, в книге «Мысли» об уставе русского ТД и при нем коммерческого училища, изданной в 1865 году в Санкт-Петербурге. Основная цель создания русского ТД формулировалась следующим образом:

· учреждается с прямой целью для образования детей русских купцов;

· вся организация работы училища была подчинена идее воспитания русского коммерсанта, всесторонне образованного, экономически профессионально мыслящего и действующего со знанием английского, немецкого и французского языков.

Учеба в училище предполагалась с 15тилетнего возраста. По окончанию училища предпринималось так называемое торговые путешествие. Вначале по главным торговым местам России для ознакомления с возможностями отечественного рынка, а затем – за рубеж.

В советском законодательстве торговые дома впервые были упомянуты в постановлении СМ СССР от 2 декабря 1988 года №1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Было признано целесообразным образование на добровольной основе различных видов внешнеэкономических организаций, в т.ч. межотраслевых объединений, консорциумов, разнообразных ассоциаций, акционерных обществ, концернов и других организаций с участием производителей продукции (работ, услуг), внешнеэкономических объединений, а также при необходимости банков, снабженеческо-сбытовых и иных организаций.

С выходом в свет Постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1990 года №712 «О совершенствовании розничной торговли и оказании услуг на иностранную валюту на территории СССР» появилась более солидная правовая основа для создания ТД.

Для советских внешнеэкономических объединений и предприятий ТД являются новым видом внешнеэкономической деятельности, а соответственно и организации бизнеса, хотя уже длительное время ТД известны в практике мировой торговли.

В настоящее время ТД как старейшие, так и вновь создаваемые, успешно функционируют в США, Японии, Южной Корее, Франции, Индии, Венгрии и др.

Родиной ТД в их современном виде принято считать Японию.

В связи с созданием ТД в России возникает целый ряд важных юридических вопросов об их организационно-правовой форме, порядке создания и т.д. В законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года содержится перечень организационно-правовых форм предприятий, к которым могут быть отнесены и ТД.

Торговый дом имеет следующие структурные подразделения:

· информационные центры;

· рекламные агентства;

· коммерческо-инвестиционные банки;

· центры внешнеторговых и лизинговых операций;

· центры по подготовке кадров;

· промышленные и торговые фирмы;

· оптовые базы и магазины.

Для осуществления текущего руководства деятельностью ТД Президент формирует и назначает рабочий аппарат в составе исполнительного директора, юристконсульта, гл.бухгалтера, 2-х консультантов-экспертов. Условия оплаты труда должностных лиц рабочего аппарата Президента устанавливаются правлением.

Высшим органом Торговыми дома является общее собрание акционеров ТД.

Участники ТД обладают количеством голосов, пропорциональным размеру приобретенных акций, по принципу одна акция – один голос.

К исключительной компетенции общего собрания участников относится:

· определение основных направлений деятельности ТД, порядка распределения прибылей и порядка покрытия убытков, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

· изменение Устава ТД;

· избрание сроком на 5 тел и досрочный отзыв Президентв-Председателя правления акционерного общества и членов правления;

· избрание и отзыв членов ревизионной комиссии;

· утверждение готовых результатов деятельности акционерного общества, включая его филиалы и представительства, утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии;

· принятие решения о прекращении деятельности ТД, назначении ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационного баланса;

· решение вопроса о приобретении – выкупе Торговым домом акций участников акционеров ТД и порядок их реализации;

· установление размера уставного фонда, когда подпиской на акции не покрыта вся сумма предполагаемого уставного фонда;

· об исключении участников из ТД.

Собрание акционеров признается правомочным, когда в нем участвуют акционеры, обладающие в совокупности свыше 60% голосов.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ТД осуществляется ревизионной комиссией.

Ревизионная комиссия вправе требовать от должностных лиц ТД предоставления всех необходимых материалов, бухгалтерских и иных документов и личных объяснений. Ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Без заключения этой комиссии баланс торгового дома утверждению общим собрание акционеров не подлежит.

Ревизионная комиссия обязана потребовать внеочередного созыва общего собрания акционеров ТД, если возникла угроза существенным интересам ТД или выявлены злоупотребления должностных лиц акционерного общества.

Филиалы и представительства наделяются основными и оборотными средствами за счет имущества ТД и действуют на основании положений им утверждаемыми. Имущество филиала или представительства учитывается на их отдельном балансе и самостоятельном балансе ТД.

Кто же может быть участниками ТД?

Участниками ТД могут быть государственные предприятия, объединения и организации, кооперативы, организации арендаторов, снабженческо-сбытовые торговые, финансово-кредитные и другие организации, а также граждане российского и иностранного подданства, способствующие производству и реализации товаров, вступившие на добровольных началах в ТД в момент его учреждения.

Входящие в состав ТД предприятия, объединения и организации сохраняют самостоятельность своей хозяйственной деятельности и могут выходить из его состава или вступать в другие организации, устав которых не противоречит деятельности ТД. Торговый дом отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство не несет ответственности по обязательствам ТД. Торговый дом не несет ответственности по обязательствам государства и членов ТД.

В функции Торгового дома входит:

1. изучение конъюнктуры рынка и определение спроса и предложения на товары на внутреннем и внешнем рынке;

2. формирование информационного банка данных о спросе;

3. создание и организация работы постоянно действующих оптовых и розничных торговых предприятий, ярмарок, аукционов, а также обеспечение создания оптимальных условий для осуществления коммерческих операций и отработки рыночного механизма ценообразования;

4. осуществление информационно-рекламной и маркетинговой деятельности, предоставление сервисных услуг клиентам ТД;

5. проведение экспортно-импортных операций;

6. осуществление в значительных масштабах операций по внутренней оптовой и розничной торговле и предоставлении услуг;

7. активное участие в производственной деятельности путем инвестирования средств в производство, приобретение предприятия в полную собственность, сдача им в аренду оборудования, предоставление кредитов, создание новых производств;

8. предоставление клиентам как внутри страны, так и за рубежом широкого круга сопутствующих услуг: финансовых, транспортных, консультационных, а также складирование продукции и др.;

9. организация сети специализированных предприятий и фирменных магазинов по розничной торговле импортными и отечественными товарами на свободно конвертируемую и приравненную к ней валюту;

10. оказание на территории республики (региона) российским и иностранным гражданам, трудовым коллективам предприятий, объединений и организаций различных услуг, в т.ч. и в сфере бытового обслуживания, общественного питания, отдыха, здравоохранения и связи;

11. осуществление закупки товаров за счет собственных валютных средств, а также на условиях комиссии, организация акционерами комиссионной и посылочной торговли импортными и отечественными товарами, продажи товаров по каталогам, других современных форм продажи;

12. выполнение посреднических функций по реализации на территории республики (региона) на комиссионной основе продукции государственных и иных предприятий, объединений и организаций, а также приобретение за счет средств их валютных фондов продовольственных и промышленных товаров народного потребления.