Тема8: Налоговый контроль

Налоговое планирование

Если удельный вес налогов не превышает 15% общего дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель. При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах группу специалистов ориентированных на контроль за налоговыми обязательствами. Если налоги забирают 40-50%, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементов всей управленческой работы. С практической точки зрения управление налогами включает в себя 3 ступени:

1) организация надежного налогового учета

2) контроль за правильностью расчетов налога

3) минимизация налогов в рамках действующего законодательства

 

Государственный налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действия, по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти, в части налоговых доходов. Выявлению резервов увлечения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины. Совокупность приемом и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

К задачам налогового контроля относятся: обеспечение поступления в бюджеты разных уровней всех предусмотренных законодательством налогов и платежей

Субъектами налогового контроля являются, федеральная налоговая служба, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

В качестве основных форм проведения налогового контроля являются, налоговые проверки.

Виды налоговых проверок:

  • по срочности налоговые проверки делятся на плановые и внеплановые
  • по видам проведения на камеральные и выездные
  • по способу проведения на сплошные и выборочные
  • по методу установления достоверности на формальные, арифметические и встречные

Проведение камеральной налоговой проверки не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на предприятии, она осуществляется в налоговом органе при поступлении документов.

Основными задачами камеральной проверки являются:

  • визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов
  • проверка правильности составления расчетов по налогам
  • логический контроль и взаимная увязка показателей содержащихся в отчетности и налоговых расчетов
  • предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов

При проведении камеральной проверки налоговый орган в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснение и документы подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога. по результатом камеральной проверки в налоговом органе составляется заключение согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планами работы инспекции. Предпроверочный анализ неотъемлемая часть процесса подготовки документальной проверки организации. На данном этапе работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за последний отчетный период. Проводят анализ и динамику показателей деятельности организации за несколько отчетных периодов. Результатом предпроверочного анализа является выработка концепции предстоящей поверки.

С учетом ряда факторов, а так же на основе выработанной концепции разрабатывается и утверждается программа проведения документальной проверки. Перечень вопросов подлежащий документальной проверки включает следующие моменты:

  • правильность и полнота отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций
  • правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет
  • наличие и правомерность использования льгот по налогам
  • правильность определения прибыли и составления расчетов по налогу на прибыль

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр помещений и территорий, но и проводить изъятие документов у налогоплательщиков. Изъятие документов производится при наличии достаточных оснований по акту, копия которого передается налогоплательщику.

При сплошном комплексном способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие документы необходимые для налоговой проверки. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов. При выборочном тематическом способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени.

Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов. В случае обнаружения злоупотребления проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверки.

Достоверность фактов хозяйственной деятельности предприятия может быть установлено6

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие удостоверяются не только в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них.

2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия контрагента

В ходе осуществления выездной налоговой проверки налоговые органы в праве привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а так же свидетелей для ряда совершения процессуальных действий (осмотр, выемка документов).

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки, в акте указываются:

  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место
  • выводы и предложение проверяющих по устранению выявленных нарушений
  • ссылки на статьи кодекса предусматривающие соответствующую ответственность

Акт должен быть подписан сторонами, в случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передается руководителю организации налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю, если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в двух недельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение. Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителя. Налогоплательщик заранее извещается о месте и времени проведения проверки.