Тема 20. Анализ существующих методов управления запасами на предприятии

 

План:

1. ABC-анализ.

2. Суммарные затраты.

3. Точка заказа: когда заказывать.

4. Резервный запас.

5. Метод «точно в срок».

6. Экономичный размер заказа в рамках системы JIT.

7. Товарно-материальные запасы и финансовый руководитель.

8. Что нужно для того, чтобы заставить работать систему «точно в срок».

9. XYZ-анализ.

 

Для производителя производственные запасы могут быть классифицированы по принадлежности к одной из больших групп.

 

Производственные запасы = сырье и материалы→ НЗП→ ГП

Первая группа — это сырье и материалы. Под ними подразумевается любая вещь, с которой компания начинает производство. Сырьем может быть железная руда для металлургических предприятий, или более сложная вещь, как, например, жесткие диски для производителей компьютеров.

Второй группой производственных запасов является незавершенное производство которое представляет из себя, как следует из названия, незавершенную продукцию. Насколько значительна эта часть производственных запасов, зависит в большой степени от продолжительности производственного цикла. Для производителей самолетов, например, незавершенное производство может быть значительно по объемам.

Третьей и последней группой производственных запасов является готовая продукция, т.е. продукция, готовая к отправке и продаже.

Необходимо иметь в виду три вещи, касательно категорий производственных запасов. Во-первых, наименование различных видов запасов может ввести в заблуждение, поскольку готовая продукция одного производителя может являться сырьем для другого. Например, возвращаясь к нашему примеру металлургической компании, железная руда будет сырьем, а сталь — готовой продукцией. Для производителя кузовов автомобилей сталь будет являться сырьем, а кузова — готовой продукцией. Соответственно, для сборщика автомобилей сырьем будут выступать кузова, а готовой продукцией — собранный автомобиль.

Второй вещью, о которой нужно помнить, — это то, что различные виды производственных запасов имеют различную степень ликвидности. Сырье и материалы, имеющие вид законченной продукции или стандартизированные по форме, могут быть легко конвертированы в наличные средства. Незавершенная продукция, с другой стороны может быть трудно реализуема и будет стоить чуть дороже металлолома. Как и всегда, ликвидность готовой продукции зависит от формы самого товара.

Наконец, есть одно важное отличие готовой продукции от других видов производственных запасов. Спрос на отдельный производственный запас, являющийся составной частью другого производственного запаса, обычно называется увязанным или зависимым спросом, поскольку потребность компании в таких запасах определяется её потребностью в готовой продукции. Напротив, спрос компании на готовую продукцию не зависит от потребности в других производственных запасах, а поэтому часто называется независимым спросом.

Коэффициенты оборачиваемости запасов.Расчет этих коэффициентов осуществляется помимо прочих целей для того, чтобы определить, адекватны ли инвестиции в запасы. Низкий коэффициент оборачиваемости может показывать избыточные запасы, высокий уровень их порчи или, напротив, недостатки в организации производственного процесса или маркетинга. Однако и высокий коэффициент не всегда говорит об эффективном управлении запасами: это может быть следствием роста цен на продукцию компании или результатом неаккуратности ее поставок вследствие дефицита товарных запасов. В США значения коэффициента оборачиваемости запасов для отраслей и компаний публикуют рейтинговые агентства (например, Dun&Bradstreet), и компания может сравнить свой коэффициент с его значениями у других фирм и с отраслевым средним.

Коэффициент оборачиваемости запасов может вычисляться двумя способами:

Оборачиваемость запасов = Себестоимость реализованной продукции:

: Средний уровень запасов; (193)

Оборачиваемость запасов = Продажи : Средний уровень запасов. (194)

Обычно считается, что первый вариант лучше. Некоторые аналитики, однако, считают второй вариант более правильным. Так, супермаркеты (универмаги) традиционно считают свои запасы в продажных ценах, используя так называемый метод розничных продаж для этих целей.

Для большей аккуратности при расчете коэффициента оборачи­ваемости надо использовать месячные данные о запасах, особенно если их величина существенно колеблется в течение года. Тогда среднегодовой запас будет равен сумме запасов на начало года и запасов на конец каждого месяца и все это деленное на 13. Многие фирмы пренебрегают подобным подходом и просто берут среднее из запасов на начало и па конец года. То, что метод подсчета оборачиваемости может сильно зависеть от того, как вычисляется уровень запасов в знаменателе, демонстрируется в таблице 47.

Таблица 47

Ежемесячные остатки запасов и коэффициенты

оборачиваемости

Месяц Уровень запасов (руб., на конец месяца, кроме 1 января)
1 января
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Себестоимость реализованной продукции = 14280000
  Средний уровень запасов Коэффициент оборачиваемости
Основанный на ежемесячных остатках 3,28
Основанный на данных на начало и конец года 7,99
       

 

Коэффициенты оборачиваемости зависят также от выбранного метода оценки запасов. Хорошие показатели оборачиваемости или их рост может быть результатом недооценки уровня запасов или роста продажных цен. Недостаточное инвестирование в запасы улучшит коэффициент, но может означать потерю клиентов, доли на рынке.

Коэффициент оборачиваемости, основанный на модели EOQ. Политика некоторых компаний состоит в том, чтобы поддерживать постоянное соотношение между запасами и продажами. Такой подход несовместим с подходом, предполагающим максимизацию благосостояния акционеров, заложенным в модели EOQ. В этой модели запасы являются функцией спроса на готовую продукцию, затрат на хранение и оформление заказа, а оптимальный уровень запасов зависит от роста продаж.