Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Классификация затрат предприятия

ТЕМА 4. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

План:

1. Классификация затрат предприятия.

2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

3. Выручка от реализации продукции, ее планирование.

 

В процессе хозяйственной деятельности каждое предприятие осуществляет денежные затраты.

В зависимости от установленного признака, затраты предприятия можно классифицировать следующим образом:

1) По учетному признаку:

распределение затрат предприятия по данному признаку устанавливаются главой 25 НК РФ и Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99».

В соответствии с действующим законодательством, расходами организации признаются обоснованные (т.е. выраженные в денежной форме) и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности, все расходы предприятия подразделяются на две группы:

1. Расходы по обычным видам деятельности:

- расходы, связанные с производством, хранением и доставкой продукции, приобретением и реализацией товаров;

- расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- расходы на научно-исследовательские работы;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

- другие расходы.

При формировании расходов по обычным видам деятельности на предприятии должна быть обеспечена их группировка по элементам:

- материальные затраты: включают в себя оплату сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии всех видов, расходы на тару, запасные части, МБП, оплату за услуги сторонних организаций производственного характера и т.д.

Основой для определения стоимости материальных затрат является их цена на приобретение без учета косвенных налогов. К ней следует добавить расходы по перевозке, доставке, хранению.

- затраты на оплату труда - денежные и натуральные выплаты работникам предприятия;

- отчисления на социальные нужды - платежи в государственные внебюджетные фонды;

- суммы начисленной амортизации – амортизация основных фондов по установленным нормам к их первоначальной (восстановительной) стоимости.

- прочие затраты: командировочные расходы, представительские расходы, затраты на рекламу и т.д.

2. Прочие расходы-обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией продукции. Они включают:

операционные расходы:

- участие в уставных капиталах других организаций;

- проценты, уплачиваемые за предоставленные в качестве кредита или займа денежные средства;

- предоставление за плату во временное пользование активов предприятия;

- предоставление за плату прав, возникающих из видов интеллектуальной собственности и т.д.

внереализационные расходы:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных убытков;

- убытки прошлых лет;

- расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.д.

чрезвычайные расходы - возникающие впоследствии чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.).

2) По способу отнесения затратна единицу выпускаемой продукции выделяют:

- Постоянные расходы - не зависят от объема выпускаемой продукции. Это расходы на отопление и освещение помещений, административно-управленческие расходы, аренда, хозяйственные расходы и т.д.

- Переменные расходы – прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье, материалы, расходы топлива и электроэнергии для производства и т.д.

 

В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции планируются по элементам затрат. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость продукции.

Себестоимость продукции – является основой для определения цен на производимую продукцию, базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль.

На предприятии планирование себестоимости осуществляется в четыре этапа:

1. Определяются плановые затраты на производство по элементам (): т.е. сумма всех элементов затрат: материальных, затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации и прочих затрат.

(40)

2. Определяется плановая производственная себестоимость товарной продукции().

Сумма затрат на производство, рассчитанная по элементам, корректируется на изменение (прирост или уменьшение) остатков расходов будущих периодов и остатков незавершенного производства.

Причем, прирост остатков – уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение остатков – увеличивает себестоимость товарной продукции.

(41)

3. Определяется полная плановая себестоимость товарной продукции().

К сумме плановой производственной себестоимости товарной продукции прибавляются внепроизводственные (коммерческие) расходы (на рекламу, упаковку и т.д.)

(42)

4. Определяется полная плановая себестоимость реализованной продукции () – полная плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменения остатков готовой продукции на начало () и конец () планируемого периода.

(43)

Остатки готовой продукции на начало планируемого периода включают в себя:

- готовую продукцию на складе;

- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил;

- остатки товаров отгруженных, но не оплаченных в срок;

- товары на ответственном хранении у покупателей.

Остатки готовой продукции на конецпланируемого периода включают:

- готовую продукцию на складе;

- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Оценка остатков готовой продукции на начало планируемого периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического наличия.

При определении остатков готовой продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска товарной продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях, используя данные 4 квартала.

, (44)

где- производственная себестоимость товарной продукции 4 квартала

– однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости

– норма запаса в днях.