Планирование затрат на производство и реализацию продукции
Классификация затрат предприятия
ТЕМА 4. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
План:
1. Классификация затрат предприятия.
2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
3. Выручка от реализации продукции, ее планирование.
В процессе хозяйственной деятельности каждое предприятие осуществляет денежные затраты.
В зависимости от установленного признака, затраты предприятия можно классифицировать следующим образом:
1) По учетному признаку:
распределение затрат предприятия по данному признаку устанавливаются главой 25 НК РФ и Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99».
В соответствии с действующим законодательством, расходами организации признаются обоснованные (т.е. выраженные в денежной форме) и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности, все расходы предприятия подразделяются на две группы:
1. Расходы по обычным видам деятельности:
- расходы, связанные с производством, хранением и доставкой продукции, приобретением и реализацией товаров;
- расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств;
- расходы на освоение природных ресурсов;
- расходы на научно-исследовательские работы;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
- другие расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельности на предприятии должна быть обеспечена их группировка по элементам:
- материальные затраты: включают в себя оплату сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии всех видов, расходы на тару, запасные части, МБП, оплату за услуги сторонних организаций производственного характера и т.д.
Основой для определения стоимости материальных затрат является их цена на приобретение без учета косвенных налогов. К ней следует добавить расходы по перевозке, доставке, хранению.
- затраты на оплату труда - денежные и натуральные выплаты работникам предприятия;
- отчисления на социальные нужды - платежи в государственные внебюджетные фонды;
- суммы начисленной амортизации – амортизация основных фондов по установленным нормам к их первоначальной (восстановительной) стоимости.
- прочие затраты: командировочные расходы, представительские расходы, затраты на рекламу и т.д.
2. Прочие расходы-обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией продукции. Они включают:
операционные расходы:
- участие в уставных капиталах других организаций;
- проценты, уплачиваемые за предоставленные в качестве кредита или займа денежные средства;
- предоставление за плату во временное пользование активов предприятия;
- предоставление за плату прав, возникающих из видов интеллектуальной собственности и т.д.
внереализационные расходы:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных убытков;
- убытки прошлых лет;
- расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.д.
чрезвычайные расходы - возникающие впоследствии чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.).
2) По способу отнесения затратна единицу выпускаемой продукции выделяют:
- Постоянные расходы - не зависят от объема выпускаемой продукции. Это расходы на отопление и освещение помещений, административно-управленческие расходы, аренда, хозяйственные расходы и т.д.
- Переменные расходы – прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье, материалы, расходы топлива и электроэнергии для производства и т.д.
В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции планируются по элементам затрат. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.
Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость продукции.
Себестоимость продукции – является основой для определения цен на производимую продукцию, базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль.
На предприятии планирование себестоимости осуществляется в четыре этапа:
1. Определяются плановые затраты на производство по элементам (): т.е. сумма всех элементов затрат: материальных, затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации и прочих затрат.
(40)
2. Определяется плановая производственная себестоимость товарной продукции().
Сумма затрат на производство, рассчитанная по элементам, корректируется на изменение (прирост или уменьшение) остатков расходов будущих периодов и остатков незавершенного производства.
Причем, прирост остатков – уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение остатков – увеличивает себестоимость товарной продукции.
(41)
3. Определяется полная плановая себестоимость товарной продукции().
К сумме плановой производственной себестоимости товарной продукции прибавляются внепроизводственные (коммерческие) расходы (на рекламу, упаковку и т.д.)
(42)
4. Определяется полная плановая себестоимость реализованной продукции () – полная плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменения остатков готовой продукции на начало () и конец () планируемого периода.
(43)
Остатки готовой продукции на начало планируемого периода включают в себя:
- готовую продукцию на складе;
- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил;
- остатки товаров отгруженных, но не оплаченных в срок;
- товары на ответственном хранении у покупателей.
Остатки готовой продукции на конецпланируемого периода включают:
- готовую продукцию на складе;
- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.
Оценка остатков готовой продукции на начало планируемого периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического наличия.
При определении остатков готовой продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска товарной продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях, используя данные 4 квартала.
, (44)
где- производственная себестоимость товарной продукции 4 квартала
– однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости
– норма запаса в днях.