ТЕМА 1. Страхование ВЭД как метод защиты имущественных интересов.

 

1. Страховое дело в развитых странах.

2. Риски, связанные с ВЭД. Управление рисками.

3. Международная классификация страхования.

 

 

1. К странам с наиболее высоким уровнем развития страхового дела можно отнести США, Великобританию, Германию, Японию, Италию, Швейцарию.

Соединенные Штаты Америки.

 

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют при­мерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни.

Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании и единого федерального органа по надзору за стра­ховой деятельностью нет.

Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи ли­цензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.

В США имеются два типа страховых компаний: акционер­ные общества и общества взаимного страхования. Государствен­ных страховых фирм не существует. Акции акционерных об­ществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.

Страховые компании осуществляют три типа страхования:

1. бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.д.);

2. коммерческое (широкий спектр);

3. личное (подразумевается страхование строений, автомоби­лей и другого имущества граждан).

Законодательно предусмотрена специализация страховых компаний на проведении операций по страхованию жизни и имущества. Активы всех страховых компаний составляют при­мерно 1,6 трлн. долл. В среднем активы одной компании со­ставляют 950 млн. долл., а на 12 крупнейших компаний прихо­дится 45 млрд. долл.

Страховая индустрия в США является единственной, которая не подпадает под антимонопольное законодательство.

 

В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, что дает возможность распределить компании по риску, размерам премии и т.д.

Одной из важнейших особенностей крупнейших компаний США по страхованию жизни является то обстоятельство, что в силу высокого авторитета, в их управление передаются многомиллиардные средства, принадлежащие раз­личным пенсионным фондам. Задача страховых обществ в этом случае — путем разумной инвестиционной политики обеспечить сохранность и прирост доверенных средств. За управление эти­ми средствами страховые компании взимают комиссионное воз­награждение. И даже умеренные размеры — 0,1% от взятых в управление сумм приносят миллионные доходы.

Инвестиционные вложения имеют огромное значение для американских обществ по страхованию жизни. Так, статистика показывает, что в 1984 г. страховые издержки и выплаты страхо­вых сумм обществ по страхованию жизни составили 118% от соб­ранной премии, между тем, прибыль этих обществ по итогам года составила 6,9 млрд. долл. Совершенно ясно, что она была получена не за счет прямых страховых операции, а от инвестиций.

Однако еще важнее другое: огромные инвестиционные ре­сурсы превращают страховые компании в один из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к про­мышленным корпорациям.

Крупнейшие страховые компании мира, и прежде всего Со­единенных Штатов, представляют собой финансовые конгломе­раты: через дочерние компании они могут помимо страхования заниматься предоставлением кредитов и займов, организовывать чековое обслуживание клиентов, эмитировать расчетные кре­дитные карточки, проводить операции с недвижимостью, с цен­ными бумагами, управлять имуществом и капиталом по поруче­нию клиентов.

Наибольшее развитие в США получило личное страхование. Оно подразделяется на страхование жизни, страхование ренты или пенсии, страхование от болезней и несчастных случаев. Страхование жизни, в свою очередь, подразделяется на страхование на случай смерти и страхование-вклад. На долю этого вида страхования в США приходится 3/4 всех договоров страхования жизни. Страхование-вклад заключается на определенный срок и страховая сумма выплачивается при достижении застрахованным лицом определенного (оговоренного в до­говоре) возраста. Часто этот вид страхования проводится в комбинации со страхованием на случай смерти.

Вторым по значению видом страхования в США стало страхование кре-дитно-финансовой сферы, что в значительной мере объясняется широким распространением в стране принципов кредитных расчетов в сфере торговли и услуг.

Характерной особенностью страховой системы Соединенных Штатов яв­ляется участие в процессе страхования различных посредников, т. е. страхо­вой полис принимается через страхового агента или брокера. Общее их чис­ло в стране достигает 0,5 млн. человек.

Страховые агенты (“подписчики”) обычно действуют в рамках долгосроч­ного договора с одной фирмой-страховщиком, продавая полисы от ее имени.

Независимые агенты (брокеры) получают от клиента поручение заклю­чить договор страхования на определенных условиях, а затем подыскивают подходящую фирму-страховщика.

Брокерством занимаются как отдельные лица, так и крупные специализи­рованные фирмы (“Марш энд Макленнс”, “Александр энд Александр” и дру­гие).

Ведущие компании страхового рынка США.

“Стейт фарм мьючуэл отомобил иншурэнс компани” (Блумингтон, Иллинойс). (“State Farm Mutual Automobile Insurance Company” (Bloomington, Illinois).

Крупнейшая транснациональная компания по страхованию имущества. Основана в 1922 г., является компанией по страхованию имущества на вза­имных началах, т. е. имеет паевой капитал вместо акционерного. Заключает различные виды договоров страхования: индивидуальное и групповое, стра­хование транспортных средств; страхование на случай повреждения или ги­бели имущества в результате аварии, пожара, взрыва, шторма; страхование от несчастных случаев, здоровья, на случай различных опасностей и рисков, авиационное страхование, перестрахование и т. д. Осуществляет деятель­ность на территории США и Канады.

“СИГНА” - одна из ведущих широко диверсифицированных страховых корпораций США, основана в 1982 г. в результате слияния “Коннектикут дженерал корп.” и “ИНА корп.”. Во главе СИГНА находится холдинг со штаб-квартирой в Филадельфии. Главные интересы корпорации связаны со страхованием иму­щества и ответственности, ряд дочерних фирм занимается пенсионным и личным страхованием, брокерскими операциями и др. Дочерние фирмы компании действуют в 160 странах, в них занято более 48 тыс. человек.

“Америкен интернэшнл груп”, АИГ (“American International Group”).

Крупнейший в США страховщик торговых и промышленных рисков. Действует с 1919 г., представляет собой холдинговую компанию со штаб-квартирой в Нью-Йорке, контролирующую 44 дочерние компаний в странах мира. Все компании группы объединены в шесть специализированных отделений. Самым значительным по объему операций является отделение, куда входят компании страхования имущества и ответственности, оказывающие услуги крупным торговым и промышленным фирмам США.

“Олстейт иншуренс компани” (“All-State Insurance Company”).

Одна из крупнейших транснациональных корпораций по страхованию имущества. Основана в 1931 г. в штате Иллинойс. В 1972 г. образовала дочернюю компанию “Нортбрук Иксес энд Серплис иншуренс компанг”' занимающуюся страхованием в США и за рубежом. Компания заключает различные виды договоров страхования: от пожаров, наводнений, землетрясений, автомобильных катастроф, несчастных случаев, страхует авиапассажиров и т. д. Владеет 15 дочерними компаниями.

“Континентал корпорэйшн” (“Continental Corporation”).

Четвертая по величине страховая группа США, основанная в 1853 г. Представляет собой диверсифицированную корпорацию со штатом в 16,5 тыс. человек. Предоставляет широкий спектр страховых услуг почти в 100 странах мира. Более 2/3 страховых премий приносят операции с участием промышленных, транспортных и торговых компаний. В последние годы “Континентал” последовательно проводит линию на развитие деловых связей с транснациональными корпорациями. Зарубежную деятельность осуществляет в Западной Европе (прежде всего в ФРГ), Канаде, Юго-Восточной Азии. Специализируется на транспортном страховании и перестраховании.

“Пруденшл иншуренс компани оф Америка” (“The Prudential Insurance Company of America”)

Крупнейшая транснациональная компания по страхованию жизни. Основана в 1873 г., с 1943 г. действует как компания страхования жизни на взаимных началах. За свою многолетнюю деятельность осуществила множество слияний и поглощений.

В 1979 г. совместно с “Сони” образовала в Японии компанию по страхованию жизни, в которой ей принадлежит 50% капитала. Разнообразны виды договоров страхования: индивидуальное и коллективное (групповое) страхование, обычное страхование жизни, страхование на случай смерти с пожизненной уплатой взносов, страхование с участием в прибылях компании, страхование пенсий, медицинских расходов и др.

 

Страховой рынок Великобритании.

Страховой бизнес Великобритании на протяжении многих лет концентрируется в Лондоне как мировом финансо­вом центре. Крупнейший Лондонский международный страховой рынок обслуживает финансовые потоки ряда стран и компаний. Авторитет Лондонского международного страхового рынка опирается на значительный кадровый потенциал специалистов страхового дела, высокоразвитую инфраструктуру рынка, а также присутствие здесь широко известной за пределами Ве­ликобритании страховой корпорации "Ллойд". В Лондоне рас­положены представительства или дочерние структуры всех крупнейших страховых компаний мира. Здесь сконцентрирова­ны также центральные офисы всех крупнейших международных страховых и перестраховочных брокеров.

Личное страхование в Великобритании сконцентрировано в специализированных страховых компаниях, пенсионных фон­дах, а также инвестиционных компаниях (строительных общест­вах), осуществляющих продажу недвижимости населению. За последние десять лет отмечается устойчивый рост сбора страхо­вых платежей

Значительный прирост страховых платежей был отмечен в последние годы в связи с изменением пенсионного законода­тельства в Великобритании, которое создало экономические стимулы к приобретению трудоспособным населением полисов (планов) частного пенсионного страхования

Имущественное страхование среди населения представлено рядом традиционных видов. Среди них страхование легковых автомобилей в частной собственности, домашнего имущества, гражданской ответственности и др. Имущественное страхование также характеризуется устойчивыми темпами развития.

Институциональная структура страхового рынка Великобри­тании представлена акционерными обществами, которые при­надлежат их собственникам — акционерам, обществами взаим­ного страхования, которые принадлежат их страхователям; дру­жескими обществами; отделениями и представительствами ино­странных страховых компаний. Крупное самостоятельное звено национального страхового рынка, имеющее международное зна­чение — страховая корпорация "Ллойд". В 1990 г. в Великобри­тании было представлено 690 национальных и 143 иностранных страховых компаний

В соответствии с директивами ЕЭС начиная с 1982 г в Велико­британии не создаются новые универсальные (композитные) стра­ховые компании. Полисы личного и имущественного страхования могут быть выданы в рамках одной и той же группы страховых компаний. Страховые компании Великобритании не вправе зани­маться каким-либо другим видом бизнеса кроме страхования.

Базовая структура Лондонского международного страхового рынка — корпорация "Ллойд" представлена 400 страховыми синдикатами, которые объединяют физических лиц-андеррай­теров, непосредственно осуществляющих страховой бизнес кор­порации. Андеррайтеры несут неограниченную ответственность по обязательствам, вытекающим из условий заключенных ими договоров страхования в рамках синдиката. Динамичные и под­вижные структуры синдикатов, имеющих выраженную специа­лизацию по видам (классам) страхования, образуют экономиче­скую среду международного страхового рынка в системе корпо­рации "Ллойд". Каждый синдикат представлен на этом рынке через лидирующего андеррайтера, который непосредственно принимает риски на страхование в синдикате от посредника — брокера "Ллойда". Членство корпоративной структуры "Ллойда" открыто для всех граждан (резидентов) Великобритании и ино­странцев (нерезидентов).

Договоры страхования в Великобритании заключаются непо­средственно страховыми компаниями, а также при посредниче­стве андеррайтинговых агентств и страховых посредников (агентов и брокеров).

Прямая продажа страховых полисов потенциальным клиентам в значительной степени опирается на рекламу в средствах массо­вой информации, адресную почтовую рассылку информационных материалов населению с предложением заключить договор стра­хования, а также соответствующие телефонные звонки, имеющие целью установить непосредственный контакт с возможными бу­дущими страхователями. Формы прямой продажи страховых по­лисов преимущественно используются в практике заключения договоров личного страхования. Отмечается также растущая попу­лярность коммерческих банков и строительных обществ, с помо­щью которых их клиенты имеют возможность оформить договоры страхования жизни и домашнего имущества.

Агентства андеррайтинга создаются для продажи страховых полисов в регионах в том случае, если страховой компании эко­номически невыгодно создавать там филиал или дочернюю ком­панию.

Значительную роль на страховом рынке Великобритании иг­рают крупные национальные международные страховые броке­ры, а также независимые страховые агентства, работающие на комиссионных началах. Примерно 50% всех договоров страхования и перестрахования в Великобритании заключаются при по­средничестве страховых агентов и брокеров. Законодательную базу страховой деятельности в Великобритании составляет Закон о страховых компаниях 1982 г. с учетом последующих измене­ний и дополнений к нему. В законе содержатся правовые нор­мы, регулирующие вопросы лицензирования страховой деятель­ности, платежеспособности страховщика, оценки активов и пас­сивов страховой компании, инвестиций страховых резервов.

В граджанско-правовом декрете страховая корпорация "Ллойд" рассматривается как саморегулирующая струк­тура страхового рынка, деятельность которой носит ярко выра­женный международный характер.

Совет Ллойда отвечает за вопросы создания новых страховых синдикатов корпорации. При этом во внимание принимается финансовое поручительство от не менее двух уже существующих синдикатов (250000 фунт стерлингов).

Каждый страховой синдикат корпоративной структуры "Ллойд", вступая в страховые правоотношения, несет неограни­ченную имущественную ответственность по принятым на себя обязательствам. В этой связи синдикаты обязаны на регулярной основе представлять в Совет "Ллойда" доказательства фактиче­ского положения их имущественного состояния. Каждому стра­ховому синдикату со стороны Совета "Ллойда" устанавливаются лимиты (задания) по сбору страховых платежей, величина кото­рых зависит от суммы гарантийного денежного депозита, раз­мещенного страховым синдикатом в корпорации до начала стра­ховых операций. Исходя из суммы депозита и установленного лимита страховых платежей Совет "Ллойда" устанавливает ква­лификационный уровень финансовых ресурсов страхового син­диката и тем самым дает согласие на определенные объемы цедирования рисков. В соответствии с уставными требованиями к страховой корпорации "Ллойд" ежегодно руководителю Депар­тамента торговли и промышленности передается отчет о резуль­татах страхового бизнеса синдикатов, а также сертификат, удо­стоверяющий уровень их платежеспособности.

Физические лица, претендующие на получение профессиональ­ной квалификации "страховой брокер", обязаны сдать квалифика­ционный экзамен по теории и практике страхового дела, а также показать экспертам IBRC, что они имеют минимальный капитал 1000 фунтов стерлингов для начала своих посреднических брокер­ских операций. Кроме того, в качестве гарантии по своим обяза­тельствам успешно сдавший квалификационный экзамен кандидат вносит в IBRC денежный депозит 1000 фунтов стерлингов.

Если доля брокерской комиссии от продажи полисов страхо­вания жизни и накопительных пенсионных планов к определенному возрасту клиента превышает 25% его совокупного до­хода от страховой деятельности, то страховой брокер должен ли­бо вступить в члены особой национальной саморегулирующейся организации — Регулирующей ассоциации финансовых посред­ников, менеджеров и брокеров (Financial Intermediaries, Managers and Brokeis Regulatory Association, FIMBRA), либо преобразовать свой статус хозяйствующего субъекта страхового рынка в так на­зываемого "связанного" страхового агента или страховщика.

Особая структура английского страхового рынка — Управление по защите страхователей (Policyholders Protection Board), ко­торое было создано в соответствии с Законом о защите прав стра­хователей 1975 r (Policyholders Protection Act, 1975).

В 1925 г. страховой корпорацией "Ллойд" был утвержден центральный гарантийный фонд, средства которого предназна­чаются для возмещения ущерба по договорам страхования, за­ключенным страховыми синдикатами, если они испытывают серьезные финансовые затруднения по текущим операциям. Размер ежегодных отчислений в центральный гарантийный фонд зависит от емкости синдиката по размещению рисков.

В Великобритании действует обязательное страхование граж­данской ответственности за ущерб перед третьими лицами, при­чиненный владельцами автотранспорта, авиаперевозками, лица­ми, занимающимися верховой ездой, а также лицами, которые содержат в домашних условиях животных, опасных для окру­жающих. Кроме того, предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности для адвокатов, бухгалтеров, страховых брокеров, а также операторов атомной энергетиче­ской установки. Договоры обязательного страхования (в силу действующего законодательства) заключаются страховыми ком­паниями, присутствующими на английском страховом рынке Государственные организации Великобритании вопросами обя­зательного страхования не занимаются.

Страховой рынок Германии.

Страховой рынок Германии характеризуется динамичным развитием. Ежегодный прирост объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование в структуре национального страхового рын­ка занимает около 37%. Медицинское страхование, которое пользуется несколько меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы, составляет около 12% общего объема поступления страховых платежей. Имущественное страхование занимает 51% национального страхового рынка в Германии.

Сектор личного страхования в Германии испытывает расту­щую конкуренцию со стороны коммерческих банков, стремящихся организовать страховое обслуживание клиентуры через операционные залы коммерческих банков. В целом доходность операций в секторе страхового обслуживания физических лиц выше, чем в секторе страхового обслуживания юридических лиц. Сектор страхового обслуживания физических лиц занимает 87% германского страхового рынка, сектор страхового обслуживания юридических лиц — 13%. Дивиденды по акциям акционеров страховых компаний стабильны, но несколько ниже, чем в дру­гих странах Западной Европы. Объединение Германии наложило свой отпечаток на динамику развития страхового рынка.

Страховое дело в Германии разделено между системой госу­дарственного социального обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование обязательно для всех работников наемного труда, если они не охвачены сектором ча­стных страховых дел. Имеется в виду страхование по старости, на случай безработицы, страхование на случай временной утра­ты трудоспособности.

Частный сектор страховых услуг в Германии представлен сле­дующими видами страховщиков — акционерные страховые обще­ства, являющиеся собственностью их акционеров, общества вза­имного страхования и государственные страховые корпорации.

Иностранным страховщикам в Германии принадлежит 13% страхового рынка, из них лидирующие пози­ции традиционно занимают страховые компании из Швейцарии (около 9% страхового рынка), присутствующие на берегах Рейна уже более 100 лет. Страховщики в Германии не имеют права за­ниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.

Крупным источником привлечения клиентуры служит работа независимых страховых брокеров, обслуживающих различные страховые компании. Широко представлена прямая продажа страховых полисов, осуществляемая непосредственно из офисов страховых компаний.

Каждый страховщик обычно имеет более одного страхового агента, обслуживающего определенную закрепленную террито­рию. В целом страховые брокеры более активны в страховом об­служивании юридических лиц, в то время как "связанные" стра­ховые агенты преимущественно обслуживают страховые интере­сы физических лиц. Характерно, что ряд крупных страховых компаний в Германии, решая вопросы активизации, обходятся без дорогостоящих услуг страховых посредников, информируя потенциальных клиентов о предлагаемых страховых услугах пу­тем рассылки соответствующей информации по почте. Экономя на оплате труда страховых посредников, эти страховые компа­нии имеют значительную статью расходов по организации рек­ламных мероприятий и оплате почтовых услуг.

Все действующие в Германии национальные и иностранные страховые компании подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства надзора за деятельностью страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине. Основная цель деятельности федерального органа го­сударственного страхового органа государственного страхового надзора — защита интересов страхователей. Это важно, по­скольку в Германии нет особого централизованного гарантий­ного фонда для возмещения убытков страхователем ввиду не­предвиденного банкротства их страховщиков. Единственное ис­ключение из этого правила — особый гарантийный фонд стра­хований гражданской ответственности владельцев автотранс­портных средств. Имеется в виду, что из этого фонда возмеща­ется ущерб участникам дорожного движения, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, если автовла­делец по каким-либо причинам не имел полиса, удостоверяю­щего наличие у него договора обязательного страхования граж­данской ответственности.

Обязательное страхование в Германии носит относительно ограниченный характер. Федеральное законодательство Германии устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, обязательное страхова­ние гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия. Обязательное страхование про­фессиональной (гражданской) ответственности авиационных пе­ревозчиков и диспетчеров по управлению движением граждан­ских воздушных судов, бухгалтеров, охотников, операторов атом­ных энергетических установок, потребителей атомной энергии и радиоактивньк изотопов, товаропроизводителей (продуцентов) фармацевтической продукции. Кроме того, в некоторых феде­ральных землях Германии установлено обязательное страхование строений от огня независимо от формы их собственности.

Очень большой опыт имеет Германия в деле перестрахования. Крупней­шими из компаний можно назвать Кёльнское перестраховочное общество, созданное еще в 1846 г., сбор премий составляет около 2 млрд. марок; Мюн­хенское перестраховочное общество — крупнейшее перестраховочное обще­ство в мире — открыло недавно свое представительство в Москве. Оно пред­лагает перестраховочную защиту, а также квалифицированную помощь в вопросах страхования и перестрахования, помогает в обучении страховых работников.

В числе крупных страховых компаний можно назвать страховое общество “Колония”, концерн “Герлинг”, страховую компанию “Альянс”, отметившую в 1990 г. свое столетие. Эта компания входит в число десяти крупнейших компаний мира. Характерной особенностью последних лет является интер­национализация деятельности немецких страховых компаний.

Западногерманский страховой рынок поделен 39 страховыми группами, из которых 10 собирают 51% суммарной страховой премии. С большим от­рывом от конкурентов идет страховая группа “Альянс”. Ее доля на рынке превышает 20%. Группа “Фольксфюрзорге” контролирует около 5% рынка. Еще выше степень концентрации у компаний, занимающихся перестрахова­нием. Здесь только 5 фирм сосредоточивают в своих руках почти 75% сбора премий.

 

Франция.

Примечательная черта развития французского рынка страхования — чрезвычайно быстрый его рост в послевоенный период: с середины 50-х гг. до начала 80-х его оборот увеличился в 25 раз, тогда как ВВП страны — в 15 раз. Во Франции, в отличие, например, от родины страхования — Велико­британии, промышленные группы практически не участвуют в страховых компаниях. Акционерами страховых компаний являются местные и ино­странные банковские и финансовые учреждения, частные лица, государство. В свою очередь, страховые компании участвуют в капитале банковских групп, способствуя переплетению страхового и банковского бизнеса.

Основные виды страхования во Франции: автострахование и страхование жизни. В 1983-84 гг. в связи с осуществлением регулярных коммерческих запусков искусственных спутников с помощью ракеты “Ариан” была создана новая отрасль страхования — страхование космических рисков. Для увеличе­ния емкости рынка в 1983 г. был учрежден страховой пул космических рис­ков. Французский рынок перестрахования занимает 5-е место в мире.

Зарубежная деятельность — сравнительно новая сфера деятельности для французских страховых обществ. По этому показателю Франция занимает 3-е место в мире после Великобритании и Швейцарии. Крупнейшие страховые компании Франции имеют свыше 460 своих филиалов и отделений более чем в 60 странах мира. Страховые компании успешно действуют на рынках Среднего и Дальнего Востока.

 

Италия.

Исторические корни страхового дела в Италии уходят в средние века. Первый из известных в мировой практике договор страхования был оформ­лен в Генуе в 1347 г. (предметом страхования был морской транспортный риск).

В 1751 г. для осуществления морского страхования было создано первое страховое общество, в 1752 г. — первое общество по страхованию от пожа­ров, а в 1826 г. создана первая компания по страхованию жизни.

В настоящее время страховые компании не играют столь существенной роли в экономике страны как в других странах. Основными чертами совре­менного страхования являются консерватизм системы страхования, медлен­ное внедрение новшеств, отсутствие диверсификации деятельности страхо­вых компаний в смежные области финансово-кредитной системы, жесткое государственное регламентирование всех сторон деятельности страховых компаний.

В 1984 г. в Италии действовало 211 страховых обществ. Из них 6 занима­лись исключительно операциями перестрахования, 25 — только страховани­ем жизни, 27 — страхованием жизни и имущественным страхованием, ос­тальные 135 — только имущественным страхованием. Из 211 обществ 163 принадлежали национальному капиталу и 48 — иностранному. Около 50% общего сбора приходится на страхование рисков, связанных с владением ав­томобилем. Большинство страховых компаний — частные акционерные об­щества.

Крупнейшей страховой компанией Италии является “Ассикурациони дженерали” (“Assicurazioni General!”). Она входит в десятку ведущих страхо­вых обществ мира. Основана в 1831 г. Капитал принадлежит приблизитель­но 52 тыс. подписчиков, преимущественно частных.

Эта универсальная компания занимается всеми видами страхования, включая имущественное, страхование жизни, перестрахование. Контролиру­ет не менее 12% рынка страхования жизни в Италии и не менее 8% — рынка имущественного страхования. Обладает широкой сетью иностранных отде­лений.

 

Швейцария.

Эта страна отличается высоким уровнем развития страхового дела. На ко­нец 1984 г. в стране насчитывалось 117 страховых компаний, в т. ч. 23 ком­пании личного страхования, 82 компании общего страхования и 12 пере­страховочных обществ. Швейцария имеет самый высокий показатель по сбору страховых премий на душу населения. В Швейцарии страховые поли­сы поглощают почти 15% среднего семейного бюджета и выступают самой крупной статьей расходов. Средняя швейцарская семья тратит на страхова­ние больше средств, чем на питание. Большое развитие получило и страхо­вание в сфере предпринимательской деятельности (имущества, обязательств и т. д.). Клиентами страховых компаний являются практически все про­мышленные, торговые, транспортные и другие предприятия.

Одним из условий успешной деятельности страховых компаний является их активная инвестиционная деятельность на рынке капиталов. Более поло­вины всех активов страховых компаний размещено в форме ссуд и инвести­ций в облигации.

В страховом деле концентрация капитала достигла высокого уровня. В связи с ограниченной экономической базой небольшой по размерам страны развитие международных операций играет для швейцарских компаний ог­ромное значение. Наиболее прочные позиции на мировом страховом рынке швейцарские компании занимают в области перестрахования. На него при­ходится более половины всех поступивших из-за границы премий. Внутри страны более половины валовых премий дает личное страхование.

Характерным для Швейцарии является тесное переплетение националь­ного и иностранного капитала. Страховые компании часто являются транс­национальными корпорациями с обширными заграничными интересами.

 

Япония.

Организация страхования в этой стране имеет ряд особенностей. Одной из них является то, что в страховом деле доминируют компании по страхо­ванию жизни. Вместе с отделениями иностранных страховых компаний (всего 3) их число составляет 23. По всем показателям они опережают ком­пании общего страхования. Сумма получаемых ими страховых премий бо­лее чем в 2 раза превышает сумму премий, получаемых компаниями общего страхования. Причиной доминирующих позиций компаний является отсут­ствие в Японии в течение долгого времени системы социального страхова­ния и обеспечения, в связи с чем большинство населения было вынуждено пользоваться услугами страховых компаний.

Компании страхования жизни — крупнейшие владельцы акций и облига­ций частных компаний, а также государственных корпораций. Они играют активную роль в вопросах кредитования. В последние годы они активно про­никают на страховой рынок США, Канады и других стран. Компании, осу­ществляющие общее страхование, также играют важную роль, как в экономике страны, так и во внешнеэкономических связях Японии. Многие из них входят в соответствующие монополистические группы, дополняя функции компаний по страхованию жизни. Они страхуют различные риски, связан­ные с международной деятельностью японских ТНК в различных странах мира. Наиболее крупные выступают в качестве международных инвесторов и кредиторов.

Государство жестко регламентирует деятельность страховых организации. Без согласия министерства финансов не могут изменяться ставки страховых премий. Конкуренция между страховыми компаниями ограничена благода­ря отсутствию страховых брокеров. Система страхования состоит из большо­го числа отделений и агентов, число страховых агентов у крупных компаний достигает нескольких десятков тысяч.

 

2. Деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД. Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

(схема “Классификация рисков, связанных с ВЭД”)

Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т.е. принять меры по устранению источников этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его усилий.

Работа по управлению внешнеэкономическими рисками включает следующие функции:

- анализ ситуации и определение возможных рисков;

- оценка вероятного ущерба и принятие решений, направленных на его снижение;

- реализация принятых решений и контрольза их выполнением.

Главная проблема управления рисками во ВЭД предприятия состоит в управлении внешними рисками. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:

1. Страхование, т.е. использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономическиих отношениях.

2. Хеджирование, как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучение товаров против их оплаты (подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.).

4. Анализ и прогнозирование конъюнктурына внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

5. Другие методы.

Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления, такие как меры безопасного ведения производства для устранения рисков аварий и пожаров, противопожарные мероприятия;

- для уменьшения риска невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия;

- для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т.е. отношение результата к затратам на их осуществление (уменьшение убытков и рост прибыли).

 

3. В международной классификации страхования ВЭД выделяют три отрасли:

имущественное страхование, страхование ответственности, личное страхование.

Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:

- страхование грузов;

- страхование судов (морское каско);

- страхование воздушных судов;

- страхование автомобилей;

- страхование экспортных кредитов;

- страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

- страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;

- страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;

- другие виды имущественного страхования.

К отрасли страхование ответственности, применительно к ВЭД относятся:

- международный полис автогражданской ответственности (система “Зеленой карты”);

- страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

- страхование гражданской ответственности перевозчиков;

- страхование ответственности производителей товаров;

- страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;

- другие виды страхования ответственности.

Личное страхование в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД, однако следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма:

- комплексное страхование граждан, выезжающих за рубеж;

- страхование от несчастных случаев, выезжающих за рубеж;

- страхование медицинских расходов при выезде за границу;

- другие виды личного страхования.

Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.

 

 

ТЕМА 2.Павове аспекты организации страхования ВЭД

в России и за рубежом.

 

1. Государственное регулирование страховой деятельности на европейском рынке: необходимость и сущность.

2. Принципы организации страхового надзора в рамках ЕЭС.

3. Регулирование деятельности страховых посредников.

4. Процедура страхования.

 

1. Необходимость регулирования страховой деятельности заключается в том, чтобы поставить страховые операции всех государств-членов Европейских Сообществ под надзор, объем и условия которых могут быть различными в разных странах, но которые и отличают страхование от других "невидимых" текущих операций.

Задачи органов по надзору разнообразны и трудны. Если они не несут юридической ответственности за платежеспособность страховщиков, то на них, тем не менее, лежит определенная моральная ответственность. Эта моральная ответственность побуждает их принимать соответствующие меры в тех случаях, когда страховая компания сталкивается с финансовыми затруднениями.

В функции Европейской комиссии по страхованию входит:

- разработка предложений по перспективной экономической политике Сообщества в сфере страхования;

- наблюдение за правильным пониманием и исполнением требований единого европейского страхового законодательства;

- контроль и внедрение единого европейского страхового законодательства в национальные экономики и представительство Сообщества в международных организациях.

Рабочая группа Европейской комиссии по страхованию формулирует основные принципы организации страхового дела, без которых невозможно строительство единого страхового рынка:

1. Свобода для страховщиков любой национальной принадлежности в организации самостоятельных страховых компаний в любой стране ЕС.

2. Свобода продвижения страхового продукта по странам ЕС без обязательного открытия филиалов.

3. Честная конкуренция на добросовестных и равных условиях, запрет на дискриминацию.

4. Создание единых правил в области обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний.

5. Создание прозрачного, доступного для всех членов ЕС рынка, обеспечивающего полную свободу передвижения страхового продукта, услуг и информации.

6. Использование адекватной и сравнимой по всем финансовым показателям информации для всех стран-членов ЕС.

В основу единого европейского страхового законодательства легли более 300 директив, принятых Советом Министров ЕЭС по проблемам страхового дела. Фактическое становление единого европейского страхового рынка прошло четыре стадии.

Значительным достижением страховых директив первого поколения стали введение свободы образования страховых организаций и гармонизация страхового законодательства стран ЕЭС. Данные директивы поставили вопрос о регулировании деятельности страховых посредников и подготовили почву для ведения свободы предоставления услуг для страхования видов деятельности иных, чем страхование жизни. В то же время филиалы продолжали оставаться предметом двойного надзора со стороны государства, выпускающей страховой продукт, и страны, продвигающей страховой продукт. А страховые компании, желающие принимать на страхование риски за пределами своей страны, были обязаны получить предварительное разрешение страны местонахождения риска.

Директив второго поколения внесли поправки и добавления в директивы первого поколения, этим была достигнута частичная либерализация страхового дела в Европе.

На третьей стадии создания единого европейского страхового рынка произошло перераспределение регулирующих функций между странами, принимающими риск, и странами, в которых расположены головные компании, выпускающими страховые продукты.

Строительство единого европейского страхового рынка завершилось с выходом в свет пакета директив третьего поколения. Они дополняют и модифицируют положения директив первого и второго поколения в части, касающейся организации страховой компании и свободы продвижения страховых продуктов в странах ЕС. Основные положения включают:

1. Введение так называемой системы “Европейский паспорт”, предоставляющий право любой компании с головной конторой, зарегистрированной в качестве юридического лица в одной из 18 стран-членов Европейского экономического пространства (ЕЕА), продавать свои страховые продукты на всей территории ЕЕА через свои агентства/филиалы, а также посредством трансграничной торговли, оставаясь при этом под контролем органов страхового надзора своего государства.

2. Различия между активными и пассивными принципами страхованием жизни, ликвидация различия между крупными и массовыми рисками в прочих видах страхования. Благодаря этому упразднилась система двойного разрешения и контроля за массовыми видами и за активной стратегией страхования жизни.

3. Упразднение системы предварительного утверждения договорных условий и шкалы тарифов.

4. Либерализация правил инвестирования технических и математических резервов.

Таким образом, директивы третьего поколения практически освободили страховой рынок Европы от вмешательства государства.

Итак, 1 июля 1994 г. единый европейский страховой рынок стран-ленов ЕС стал реальностью. Главным элементом единого европейского страхового законодательства является правило единой лицензии, предусматривающей, что лицензия, выданная одной из стран-членов ЕС, является действительной для всех стран ЕС. Страховым компаниям разрешается предоставлять свои услуги через дочерние организации, агентства, представительства, при помощи свободы предоставления услуг по всей территории Европы простым признанием факта принадлежности к любой стране ЕС.

Однако, некоторые вопросы регулирования страховой деятельности в Европе остаются пока нерешенными. Первоочередными задачами в области страхования являются:

- создание на территории стран-членов ЕЭС унифицированной системы налогообложения страховой деятельности;

- введение в странах ЕЭС свободы учреждения и свободы предоставления услуг для страховых посредников;

- гармонизация контрактного законодательства в странах-членах ЕЭС.

 

2. Эти европейские директивы обязывают государства осуществлять четкий финансовый контроль по всем видам страхования:

1. Каждое страховое предприятие должно иметь в своем распоряжении ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ, соответствующие взятым по договорам обязательствам. И именно государству надлежит определить объем этих резервов, условия их предъявления и правила размещения активов, представляющих эти резервы.

2. Каждое страховое предприятие должно иметь дополнительную финансовую гарантию, свободную от каких бы то ни было обязательств, которую назвали "РЕЗЕРВ (МАРЖА) ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ". В директивах излагается методика точного расчета этой гарантии как для страхования жизни, так и для других видов страхования.

3. Для того, чтобы с момента их создания предприятия располагали адекватными средствами, и чтобы в период их деятельности резерв платежеспособности не опустился ниже опасного порога, директива требует создания этими предприятиями минимального ГАРАНТИЙНОГО ФОНДА, состоящего из свободного от обязательств имущества в объеме до 1/3 резерва платежеспособности; при этом размер гарантийного фонда не может быть меньше суммы, определяемой отдельно по различным видам страхования.

Директивы ЕС предусматривают единую методику расчета нормативной платежеспособности и устанавливают требования по нормативному значению гарантийного фонда в соответствии с нумерацией классов страхования. Большинство страховых компаний превышают минимальные пороги абсолютной величины гарантийного фонда и в настоящее время пересматриваются.

4. Страховые компании должны подчиняться правилам размещения резервов, установленным органами надзора стран, выпускающих страховой продукт, а не правилам стран, где они фактически осуществляют страховую деятельность.

5. Директивами устанавливается, что страховые резервы должны размещаться на принципах сохранности, доходности и ликвидности. Они дают список возможных направлений вложений и устанавливают по ним пределы с намерением гарантировать диверсификацию и адекватное распределение вложений.

6. Странам-членам ЕС запрещено принуждать страховые компании инвестировать определенную долю технических резервов в специфические объекты вложений.

7. Активы, покрывающие технические резервы, могут быть расположены в любой стране Сообщества.

Этот финансовый контроль носит систематический и постоянный характер, поскольку государство требует от предприятий ежегодной отчетности в том, что касается их операций, их положения и платежеспособности. К тому же государство имеет возможность осуществлять проверки на местах, как только это покажется необходимым или просто полезным.

ЛИЦЕНЗИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ. Она выдается в самом начале деятельности предприятия и действует на конкретной территории и в отношении конкретных видов страхования. Она необходима также в случае распространения страховой деятельности на другие виды страхования, помимо тех, на которые лицензия выдавалась первоначально, либо в случае расширения сферы деятельности на другие части территории, если первоначально лицензия действовала только на одной ее части.

Законодательство большинства стран гласит, что ДОГОВОР страхования, подписанный СО СТРАХОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ЛИЦЕНЗИИ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.

В своей заявке на лицензию предприятие должно изложить ПРОГРАММУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обосновав ее целым рядом сведений: условия договоров страхования и тарифы; состав минимального гарантированного фонда; анализ расходов, связанных с началом деятельности предприятия, и, кроме того, на первые три года деятельности - анализ положения с комиссионными, премиями и страховыми выплатами; прогноз ситуации с казной; анализ финансовых средств, предназначенных для покрытия обязательств и резерва платежеспособности.

В этой программе должны обязательно содержаться руководящие принципы в области ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ.

Лицензия выдается только тогда, когда предприятие приобретает ЮРИДИЧЕСКУЮ ФОРМУ, предусмотренную директивой, такую как акционерное общество, общество взаимного страхования или кооперативное общество.

европейские директивы и вслед за ними законодательные акты 16 государств-членов Европейских Сообществ сознательно исключили другие юридические формы, вытекающие из торгового права, а именно общество одного человека; общество, не преследующее целей получения прибыли и общество лиц с ограниченной ответственностью, поскольку эти юридические формы не приняты в страховой деятельности.

Директивы третьего поколения запретили систему предварительного утверждения и систематической подачи сведений о тарифах и условиях страхового договора в органы страхового надзора. Однако, условия договоров обязательного страхования и страхования здоровья, как альтернативной формы социального страхования, все еще остаются предметом систематических проверок органами страхового надзора страны, выпускающей продукт. Кроме того они имеют право требовать от страховщиков, занимающихся страхованием жизни, предоставлять информацию о технической базе , используемой при расчете шкалы премий, технических и математических резервов, и имеют своей целью контроль за соответствием актуарным принципам.

Директивы 1973 и 1979 гг. УПРАЗДНИЛИ в духе либерализма ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ЗАЛОГЕ определенной суммы денег в государственном кредитном учреждении. Страховщики, таким образом, получили ПОЛНУЮ СВОБОДУ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ АКТИВАМИ в рамках установленных на этот счет норм и правил. Однако, если страховщик не подчиняется требованиям страхового законодательства, не располагает более достаточными страховыми резервами, органы страхового надзора страны, где расположена ее головная контора, имеют право запретить ей свободно распоряжаться своими активами и заблокировать его активы до тех пор, пока его технические резервы не достигнут требуемого уровня, также наложить штрафные санкции, приостановить или отозвать лицензию на страховую деятельность.

Предусмотрены и другие меры на случай невыполнения страховщиком своих обязательств. Когда резерв платежеспособности опускается ниже уровня, предусмотренного директивами, орган надзора требует составления ПЛАНА КОРРЕКТИРОВОЧНЫХ МЕР. Если ниже минимального предусмотренного уровня опускается объем гарантийного фонда, то требуется представить на утверждение КРАТКОСРОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН; и, наконец, если предприятие не смогло реализовать в предусмотренные сроки план корректировочных мер или финансовый план, то в этом случае органы страхового надзора могут ЛИШИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ ЛИЦЕНЗИИ.

В странах ЕЭС банкротство страховых предприятий - явление достаточно редкое. Учитывая тяжелые социально-экономические последствия, которые такого рода события влекут за собой, а также для поддержания высокого престижа страхования в глазах общественности, органы по надзору делают все возможное, чтобы избежать его. Впрочем, если перечисленные меры оказываются недостаточными (а, подчас, и параллельно с ними), органы по надзору предлагают некоторым другим страховщикам взять в той или иной форме под свою ответственность "больное" страховое общество. Иногда результат оказывается положительным, поскольку сами страховщики стремятся поддерживать в общественном мнении атмосферу доверия к своей профессии.

Таким образом, введение в Европе системы единой лицензии упростило процедуру регулирования страховой деятельности. Двойное, иногда противоречащее друг другу регулирование, было заменено простым односторонним регулированием страны местонахождения головной конторы. А на смену длительной процедуре получения разрешения на страховую деятельность пришла несложная система регистрации. Каждая страна ЕС имеет свои особенности регулирования страховой деятельности и поэтому постоянно необходимы консультации между выпускающей и продвигающей страховой продукт странами. В 1991 году был учрежден Страховой Комитет, состоящий из представителей стран-членов, на который были возложены функции обеспечить сотрудничество между национальными органами страхового надзора стран ЕС.

 

3. После создания в 1994 г. общего европейского страхового рынка потребителю страховых услуг в любой стране ЕС стали доступны страховые продукты из всей Европы. Регулирование деятельности страховых посредников содержит следующие основные положения:

1. Руководство компании, выступающей страховым посредником, должно включать в себя достаточное количество людей, имеющих соответствующее образование и опыт работы не только в страховании, но и в тех областях, посредничеством в страховании которых занимается компания.

2. Независимые посредники должны сообщать страхователям всю информацию, которая может повлиять на их выбор страховщика, а также поставить страхователя в известность обо всех его существующих юридических и экономических связях со страховыми компаниями. Кроме того, ежегодно независимые страховые посредники должны предоставлять в органы страхового надзора страны местонахождения их головной конторы список страховых компаний, с которыми были заключены договора страхования. Это дает возможность органам страхового надзора отслеживать наличие соглашений между страховыми компаниями и посредниками, которые ставят клиента в невыгодные условия, что гарантирует защиту потребителей страховых услуг.

3. Органы страхового надзора стран ЕС должны законодательно установить определенные категории страховых посредников и установить для каждого из них уровень профессиональной подготовки, опыта и хорошей репутации.

4. Страховые посредники должны иметь страховое покрытие или другую аналогичную гарантию покрытия своей ответственности за профессиональную небрежность.

5. Страховой посредник должен иметь хорошую репутацию и не должен быть ранее объявлен банкротом, если, конечно, он не был реабилитирован в соответствии со своим национальным законодательством.

6. Органы страхового надзора стран ЕС должны вести регистр всех независимых страховых посредников, агенты могут включаться в индивидуальные регистры компаний.

7. Органы страхового надзора стран-членов ЕС должны обеспечить адекватные санкции, применяемые к страховым посредникам, нарушающим законодательство, и к гражданам, осуществляющим функции страхового посредника не будучи зарегистрированным соответствующим образом.

8. Независимый страховой посредник должен располагать достаточным капиталом, уровень которого, равно как и форма, устанавливается каждой страной-членом ЕС индивидуально.

Директивами установлено, что такие аспекты деятельности страховых посредников, как финансовые гарантии, покрытие профессиональной ответственности, условия регистрации и некоторые другие, регулируются законодательством страны, где фактически осуществляется посредническая деятельность, а не страны нахождения головной конторы. В соответствии с этим страховые посредники, желающие учредить филиал за пределами своей страны, или осуществлять транснациональные операции, должны получить от органов страхового надзора страны местонахождения своей головной конторы сертификат, обеспечивающий доказательство профессионализма и хорошей репутации, переслать сертификат в интересующую страну, и в дальнейшем подчиняться ее законодательству.

Таким образом, для страховых посредников не была введена система единой лицензии и система контроля только со стороны государства местонахождения головной конторы

 

4. Связь со страховым агентом основывается, прежде всего, на определении страхового покрытия. Первым шагом является определение суммы финансового риска, имеющего место в бизнесе и выяснение необходимости страхования. Это требует оценки особенностей фирмы, типа, размера и охвата страхового покрытия.

Если агент заинтересован в обслуживании страхователя, он потребует предоставления специальной информации от фирмы. Для этого существуют многочисленные типовые анкеты. Вопросы, содержащиеся в них, позволяют страховщику правильно оценить возможный риск. Могут быть потребованы и другие документы, как например, конструкторские проекты, рекламные брошюры, рентные доходы и договоры о средствах обеспечения, арендные и субарендные контракты, ордера, проспекты продукции, а также и документы н право осуществления деятельности.

Отказ от подписания полиса может произойти в следствие нескольких причин:

- плохой предшествующий опыт;

- отсутствие общепринятых стандартов для запрашиваемого покрытия;

- рискованный вид бизнеса.

Если ответ положительный, то страховая компания устанавливает ковер и ставки. Премиальные ставки устанавливаются на уровне представленного риска в соответствии с часто встречающимися страховыми правилами. Независимый агент дает оценку страхового покрытия фирмы. Фирма выбирает наиболее подходящую ей котировку, которая содержит в себе сумму, тип страхового покрытия и его цену. Агент посылает фирме экземпляр окончательного полиса.

Во время дополнительного или необычного страхования может возникнуть необходимость замены типа риска фирмы. На практике замена типа риска используется специалистами по подготовке контрактов и профессиональными оценщиками, которые привлекаются для работы при выборе типа проекта.

Страховой полис может быть аннулирован при неоплате. После истечения 30 или 60 дней со дня окончания действия полиса он должен быть, либо возобновлен, либо аннулирован. Полис иногда продляют, основываясь на условиях предыдущего страхования.

Полис должен включать в себя перечень всех страхуемых рисков, включая вспомогательные и передаваемые контракты, чтобы гарантировать полное покрытие в случае предъявления иска. Страхователь обязан объявить о предъявленном иске немедленно, как только он об этом узнает.

В случае, если умышленно или нет была предъявлена искаженная информация и иск содержит дезинформацию, полис может быть признан недействительным.

 

 

ТЕМА 3. Страхование внешнеэкономических грузов.

 

1. Формирование рисков при страховании грузов.

2. Суброгационные требования в транспортном страховании.

3. Методы минимизации убытков при транспортировке застрахованных грузов.

 

1. Страхование грузов является частым случаем транспортного страхования. Наиболее распространено в морском страховании. В соответствии с Международными правилами “Инкотермс-90”, составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле, определяются дав важных условия экспортно-импортной сделки – момент перехода риска потери или повреждения товара и распределение затрат между продавцом и покупателем. Как показывает анализ широко применяемых в международной торговле правил “Инкотермс-90”,обязательства относительно страхования грузов содержаться только при поставке грузов на условиях CIF и CIP:

Базис поставки по “Инкотермс-90” Условное обозначение Переход риска с продавца на покупателя Переход затрат с продавца на покупателя
Стоимость, страхование и фрахт(в поименован- ном порту назначения)   Перевозка и страхование оплачены до(указанного места назначения) CIF   CIP   В момент пересечения товара поручней судна в порту погрузки.     В момент передачи товара первому перевозчику. Продавец несет все расходы по доставке товара в поименованный порт назначения, включая страхование.     Продавец несет все расходы по транспортировке и страхованию товара до указанного места назначения.

 

При поставке на этих условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании с хорошей репутацией. Учитывая то обстоятельство, что переход риска потери и/или повреждения груза не совпадает распределением затрат между продавцом и покупателем, получателем страхового возмещения (выгодоприобретателем) при поставке на условиях CIF и CIP является покупатель. Соответственно страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными контрактом, передаются покупателю. Минимальная страховая сумма должна покрывать сумму контракта (т.е. стоимости товара и фрахта) плюс 10% и должна быть установлена в валюте контракта.

Большое распространение в международной торговле получили правила, которые именуются как Оговорки “А”, “В” и “С” “Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов”. Эти правила предусматривают три варианта страхования, которые отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.

В практике страхования существуют два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту.

Первый принцип построен на методе исключения, т.е. по этому принципу страхуется груз от всех рисков, за исключением некоторых. По этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях “С ответственностью за все риски ” Правил “Ингосстраха”, а также Оговорки “А” Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов. Не возмещаются убытка, произошедшие вследствие:

а) всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;

б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

в) умысла и грубой небрежности страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая сушку;

д) несоответствующей упаковки или укупорки и отправления грузов в поврежденном состоянии;

е) огня и взрыва следствие погрузки с ведома страхователя или выгодопреобретателя, или их представителей, но без ведома “Ингосстраха”, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;

ж) недостачи груза при целости наружной упаковки;

з) повреждения груза червями, грызунами и насекомыми;

и) замедления в доставке груза и падения цен; не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Второй принцип построен на методе включения, т.е. груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях “С ответственностью зачастную аварию” и “Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения” и соответственно Оговорок “В” и “С” Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов. К страхуемым рискам относятся:

1 – огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;

2 – пропажа судна или самолета без вести;

3 – несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

4 – общая авария;

5 – все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Анализ практики транспортного страхования показывает, что второй и третий варианты обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков.

Особенностью страхования на условиях “Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения” является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных в условиях “С ответственностью за частную аварию”, в этом случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях: крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозном средстве.