Туристский продукт. Туристские товары.

Турпродукт. Любая сделка на туристском рынке опосредуется турпродуктом. Встречно согласующиеся интересы продавцов и покупателей направлены на турпродукт, который является «фокусом» их экономических отношений. Он предстает как объект рынка, а сама рыночная модель туризма относится к субъектно-объектному типу. Для совершения обменных операций цена, количество и иные свойства продукта, а также условия заключения сделки должны удовлетворять обе стороны.

Благодаря конкуренции за более выгодные продажи и покупки в условиях свободного выбора турпродукт рождается, совершенствуется и отрицает себя в новом, таким образом, выступая как средство обмена.

В туризме продукт может быть представлен в двух плоскостях. Во-первых, как комплексное обслуживание, т.е. набор услуг, продаваемый туристам в одном пакете. Такое восприятие турпродукта присуще главным образом потребителям. Во-вторых, турпродуктами являются отдельные составляющие пакета (авиабилет, отель, экскурсия и т.д.).

Расхождения в восприятии турпродукта потребителями и производителями серьезно осложняют научные исследования в сфере туризма. Проблема состоит в том, что продукты, выносимые на рынок, не обязательно совпадают с теми, что запрашивают покупатели. Туристы понимают турпродукт более широко, чем производители. Кроме того, покупая туры, люди в действительности ищут совсем иное, нежели простой набор услуг. Конечными целями пребывания человека на отдыхе является релаксация, оздоровление организма, а также приобретение загара; в командировке успешное проведение деловых переговоров и заключение контрактов и т.д.

Туристы, следовательно, нуждаются не в продуктах в классическом смысле слова, которые выступают объектом торговых сделок, а в новых ощущениях, приключениях, возможностях расширить бизнес и т.д.

Согласно мнению известного английского специалиста в области международного туризма В. Мидлтона, комплексный туристский продукт представляет собой «набор, или пакет, осязаемых и неосязаемых компонентов, состав которых определяется деятельностью людей в туристском центре. Пакет воспринимается туристом как доступные по цене впечатления».

Изучив особенности восприятия турпродукта потребителями и подлинные мотивы их туристской деятельности, поставщики перестраивают свою работу в соответствии с ними. Они предлагают наборы услуг и рекламируют не столько продукты как таковые, сколько их потребительские качества и свойства.

Кроме перечисленных выше характеристик, турпродукт имеет ряд других отличительных черт. Среди них размытость потребительских свойств; неопределенность и в какой-то мере анонимность источника услуг, обусловленные многосубъектностью производителя и разобщенностью продавца и потребителя туруслуг; нетранспортабельность турпродукта, порождающая новую, весьма динамичную форму спроса, при которой покупатель продвигается к поставщику.

Туристский рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

· реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

· организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

· экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через сети туроператоров и турагентств по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги – туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.

У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических и физических лиц, которые являются производителями туристского продукта.