Бюджетный процесс
Бюджетное право
Бюджетное право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих бюджетные отношения.
Бюджетное право, как правило, утверждается в Конституции страны. Реализация бюджетного права зависит от уровня компетенции, которой наделен орган власти, т.е. от предметов ведения, прав и обязанностей органов власти. В бюджетном процессе большинства государств происходит разграничение компетенций представительных и исполнительных органов власти.
Так, в компетенции правительства большинства постсоциалистических государств лежит разработка и представление в парламент или президенту для внесения в парламент проекта государственного бюджета и отчет о его исполнении.
Процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля за использованием выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти Нормативно-правовая база осуществления бюджетного процесса строится с учетом государственного устройства. Реализуется бюджетное право через использование бюджетных полномочий.
В Украине к ведению органов государственной исполнительной власти и исполнительных местных советов народных депутатов относится: составление проекта бюджета в соответствии с основными направлениями бюджетной политики, определенными Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами народных депутатов; исполнение бюджета; контроль за целевым, экономным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств.
Конституционное право утверждать Государственный бюджет и контролировать его исполнение принадлежит Верховной Раде Украины. Аналогичное право, на в пределах своих полномочий имеют Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы. При этом бюджетные права территориальных органов власти должны реализовывать на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины.
Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением и контролем за их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему государства.
Бюджетный процесс состоит из следующих стадий: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета; утверждение отчета парламентом. Бюджетный процесс в целом может занимать свыше трех лет.
В Украине стадии бюджетного процесса определяются в Бюджетном кодексе в ст.19. к ним относится:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;
3) исполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решения о местных бюджетах;
4) подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятия решения по нему.
На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль, аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.
В Бюджетном кодексе Украины определены участники бюджетного процесса, их полномочия и установлен порядок:
· составления проектов государственного и местных бюджетов;
· определения Основных направления бюджетной политики на следующий бюджетный год;
· представления проекта закона о Государственном бюджете Украины и проекта решения о местном бюджете;
· исполнения Государственного и местного бюджета;
· контроля за исполнением бюджета;
· других процессуальных процедур.
Характеристика отдельных стадий бюджетного процесса будет представлена в последующих темах.